Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:27, контрольная работа
Объект исследования: правовая среда российской экономики.
Предмет исследования: финансовая отчетность и бухгалтерский учет.
Цель работы: сходства и различия IAS 20 (МСФО 20) и ПБУ 13/2000
Задачи, решаемые в ходе исследования:
- рассмотреть сферу применения стандартов IAS 20 (МСФО 20) и ПБУ 13/2000;
- охарактеризовать условия и порядок признания государственных субсидий анализируемых стандартов, определить особенности представления и раскрытия информации.
Введение
1. Сфера применения стандартов IAS 20 (МСФО 20) и ПБУ 13/2000
2. Условия и порядок признания государственных субсидий
3. Представление и раскрытие информации
Заключение
Практическая часть
Список литературы
19
Сходства и различия IAS 20 (МСФО 20) и ПБУ 13/2000.
Международные стандарты учета и финансовой отчетности
Содержание
Введение
1. Сфера применения стандартов IAS 20 (МСФО 20) и ПБУ 13/2000
2. Условия и порядок признания государственных субсидий
3. Представление и раскрытие информации
Заключение
Практическая часть
Список литературы
Государственное регулирование и поддержка (помощь) продолжают играть существенную роль и в условиях рыночной экономики. Цель этой поддержки - побуждать организацию на определенные действия по выполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государства и носящих целевой характер. Данные бухгалтерского учета о государственных субсидиях позволяют заинтересованным пользователям получить объективную информацию о стоимости предоставленных государством ресурсов и связанной с этими субсидиями экономической выгоде для компании.
Актуальность рассматриваемой темы определена тем, что в рыночных условиях хозяйствования, когда особое значение имеет привлечение инвестиций в российскую экономику, необходимо понимание иностранными инвесторами правовой среды российской экономики – особенно это относится к законодательству, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность. Российские компании продолжают составлять финансовую отчетность в соответствии с Российскими правилами бухгалтерского учета. Однако, необходимость перехода на подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности очевидна.
Объект исследования: правовая среда российской экономики.
Предмет исследования: финансовая отчетность и бухгалтерский учет.
Цель работы: сходства и различия IAS 20 (МСФО 20) и ПБУ 13/2000
Задачи, решаемые в ходе исследования:
- рассмотреть сферу применения стандартов IAS 20 (МСФО 20) и ПБУ 13/2000;
- охарактеризовать условия и порядок признания государственных субсидий анализируемых стандартов, определить особенности представления и раскрытия информации.
Учет государственной помощи регламентируется МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Учет государственной помощи в российском законодательстве регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н. Сфера применения данных стандартов предоставлены на рис.1[1].
Рисунок 1 - Сфера применения стандартов
В МСФО 20 из сферы регулирования исключены определенные субсидии, в частности, субсидии, на которые распространяется МСФО 41[2]. В связи с тем, что аналогичный стандарт в РСБУ отсутствует, субсидии, относящиеся к сельскохозяйственной и иной, аналогичной деятельности, также регулируются ПБУ 13/2000.
Определение государственной помощи в анализируемых стандартах аналогичны (рис.2).
Рисунок 2 – Определение государственной помощи
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» предписывает различные варианты учета бюджетных денежных средств в зависимости от целей, на которые они выделяются. Специалисту по МСФО нужно анализировать каждый договор и четко понимать, зачем выделена субсидия и как ее отразить. Кроме того, существуют проблемы в учете налога на прибыль и НДС, которые нужно решить для правильного учета поступления и расходования государственной помощи. Данный стандарт делает четкое различие между государственными субсидиями и государственной помощью в целом (рис.3)[3].
Рисунок 3 – Различие между государственными субсидиями и государственной помощью
Государственные субсидии являются одним из видов государственной помощи, которые отличает: возможность их обоснованно оценить и которые могут быть отделены от обычной деятельности компании. Государственные субсидии включают в себя также кредиты от государства, не подлежащие обязательному возвращению. При этом должна иметься уверенность в том, что предприятие выполнит условия предоставления кредита. Данный стандарт не применяется к следующим видам государственной помощи: государственной помощи, предоставленной в виде льгот при определении налогооблагаемой прибыли (регулируется МСФО 12); специальные проблемы, возникающие при учете государственных субсидий в условиях изменяющихся цен; участие государства в акционерном капитале компании; государственные субсидии, регулируемые МСФО 41 «Сельское хозяйство».
Стоит отметить, что ПБУ 13/2000 разработано на основе МСФО 20. Однако, пунктом 4 ПБУ 13/2000 предусмотрено три формы государственной помощи (рис.4).
Рисунок 4 - Формы государственной помощи
Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые организации на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.
Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые организации на условиях долевого финансирования целевых расходов[4].
Бюджетные кредиты предоставляются организациям в соответствии со статьями 76 и 77 Бюджетного кодекса РФ на условиях возмездности и возвратности. Организациям, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетные кредиты предоставляются на договорной основе только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. К прочим формам государственной помощи отнесена предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена. В качестве примеров прочих форм государственной помощи в п. 18 ПБУ 13/2000 приведены оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы и т.д. МСФО 20 не определяет порядок учета в отношении прочих форм государственной помощи, поскольку получаемая организацией выгода не может быть обоснованно оценена. При этом общая информация о характере прочих форм государственной помощи подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Государственная помощь может предоставляться организации как в денежной форме, так и в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы, другое имущество). Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в целом формы государственной помощи в ПБУ 13/2000 и МСФО 20 аналогичны. Несмотря на то, что ПБУ 13/2000 выделяет бюджетные кредиты в качестве самостоятельной формы государственной помощи, в дальнейшем специальные правила учета предусматриваются только в отношении кредитов, по которым возможно освобождение от возврата (в терминах МСФО 20 - условно-безвозвратные займы).
Условия признания государственных субсидий по анализируемым стандартам аналогичен (рис.5)[5].
Рисунок 5 - Условия принятия к бухучету государственных субсидий
Значимым моментом является вопрос о признании получения государственных субсидий. Так, в МСФО 20 вопрос о моменте признания получения государственной субсидии решается исходя из общих условий признания. Если существует уверенность в получении субсидии, организация должна признавать ее получение вне зависимости от движения денежных средств.
Согласно же российскому законодательству, субсидии, отвечающие условиям признания, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. Если субсидии признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
ПБУ 13/2000 также содержит более детальные положения в отношении порядка признания субсидий в зависимости от вида расходов, для финансирования которых они были предоставлены. ПБУ 13/2000 также регулирует порядок списания сумм субсидий и субвенций со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов (табл.1).
Таблица 1 - Порядок отражения субсидии в составе доходов
|
|
ПБУ 13/2000 | Субсидии, предоставленные для финансирования капитальных расходов, учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в состав прочих доходов в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Если внеоборотные активы не подлежат амортизации согласно действующим правилам, признание в качестве прочих доходов осуществляется в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидий на приобретение внеоборотных активов. Суммы, предоставленные для финансирования текущих активов, предварительно учитываются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. Субсидии, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов |
МСФО 20 | Государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы, которые они должны компенсировать, на систематической основе. Субсидия, которая предоставляется в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки, или в целях оказания немедленной финансовой поддержки организации без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход периода, в котором она была назначена к получению |
Согласно стандартам МСФО 20 государственная субсидия может принимать форму передачи неденежного актива, такого как земля или другие ресурсы, для использования компанией. В этих обстоятельствах обычно оценивается справедливая стоимость неденежного актива, и как субсидия, так и актив учитываются по данной стоимости. Справедливая стоимость - это сумма денежных средств, за которую можно продать актив или погасить обязательство при совершении сделки между желающими совершить сделку независимыми друг от друга сторонами.
В ПБУ 13/2000 не предусматривается оценка неденежной государственной помощи по справедливой стоимости. В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи в анализируемых стандартах аналогичен (табл.2)[6].
Таблица 2 - Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи
Особенности учета | МСФО 20 | ПБУ 13/2000 |
Порядок отражения бюджетных кредитов | Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. | Условно-безвозвратный заём от государства учитывается как государственная субсидия, когда имеется обоснованная уверенность в том, что организация удовлетворит условия, достаточные для невозвращения ссуды. |
Порядок раскрытия информации о прочих формах государственной помощи | Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке. | В случае значимости выгод, получаемых в виде прочих форм государственной помощи, организация раскрывает информацию о характере, степени и продолжительности оказываемой помощи. |
Информация о работе Международные стандарты учета и финансовой отчетности