Международные стандарты финансовой отчетности

Автор: a***********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется путем сближения российской законодательной (договорной и налоговой) базы с международной и достижения конвертируемости рубля. Также идентификации учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета. Анализ международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы. Международные стандарты синтезируют опыт бухгалтерского учета многих стран, среди которых заметное место занимают США. Все стандарты носят рекомендательный характер и используются в разных странах по-разному. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов.

Содержание

1.Понятие
2.Виды
3.Особенности МСФО в банке
4. Необходимость перехода с российского учета в международный
стандарт.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

8. Переход к МСФО  в аудиторской  и бухгалтерской  практике

Учитывая значимость и масштаб проблемы перехода российских предприятий на МСФО для текущего состояния отечественной экономики (целью перехода, напомним, является повышение рыночной прозрачности бизнеса  в России и качества корпоративного управления, а также улучшение  инвестиционного климата), Московской аудиторской палатой (МоАП) был создан Комитет по МСФО, деятельность которого направлена на организацию взаимодействия с органами государственной власти и другими общественными объединениями по вопросам перехода России на международные стандарты. Кроме того, эта деятельность предоставляет возможность аудиторам влиять на процесс перехода предприятий на МСФО.

Для успешной реализации аудиторской деятельности данный Комитет  по МСФО наделяется соответствующими целями, функциями и задачами.

К функциям членов Комитета по МСФО относятся:

- участие в общественных мероприятиях по выработке мнения профессионального  сообщества по вопросам перехода на МСФО;
- подготовка предложений  о сотрудничестве с Минфином, МЭРТ, ЦБ России;
- обмен опытом, взаимодействие с зарубежными партнерами для  реализации крупных проектов по трансформации  отчетности и проведению аудита по международным стандартам;
- распространение услуг  российских аудиторских фирм в области  МСФО.
   
 

 Поскольку изначально фундаментом всей концепции МСФО является полномасштабное и системное  применение всех норм и требований, включенных в данные стандарты, то основное требование деятельности Комитета по МСФО заключается в том, что финансовая отчетность, подготовленная с какими-либо отступлениями от стандартов, не может  быть признана соответствующей МСФО. Следовательно, цель реформы будет  достигнута только в том случае, если в российские правила бухгалтерского учета будут внесены существенные изменения по приведению их в полное соответствие с МСФО. 

В этой связи можно  выделить следующие этапы перехода на МСФО: 1.Внедрение существенных положений МСФО, которые в настоящее время отсутствуют в российских стандартах, в том числе концепции обесценения активов (МСФО-36), принципа справедливой стоимости (МСФО-39), учета влияния гиперинфляции (МСФО-29) и др.Система МСФО отличается от многих национальных стандартов тем, что базируется не на правилах, а на принципах, положенных в основу всех стандартов. При принятии того или иного решения бухгалтер должен основываться на принципах бухгалтерского учета (формирования финансовой отчетности), а не просто руководствоваться жесткими правилами, которые далеко не всегда дают объяснение, зачем нужен тот или иной элемент.На сегодня РПБУ и международные стандарты финансовой отчетности — это документы различного правового статуса. При подготовке этих документов применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете наших бухгалтеров и бухгалтеров зарубежных стран.Поскольку сопоставление российских и международных стандартов носит условный характер, постольку точное соотнесение МСФО и РПБУ невозможно по вышеупомянутым причинам. Примерное соответствие МСФО и РПБУ можно представить в виде таблицы (см. табл.).

                              Примерное соответствие МСФО и РПБУ

№ п/п МСФО Российские  ПБУ
1 МСФО-1. Представление  финансовой отчетности ПБУ 1/98. Учетная политика организации
    ПБУ 4/99. Бухгалтерская  отчетность организации
2 МСФО-2. Запасы ПБУ 5/01. Учет материально-производственных запасов
3 МСФО-4. Учет амортизации ПБУ отсутствует
4 МСФО-7. Отчеты о движении денежных средств ПБУ отсутствует
5 МСФО-8. Чистая прибыль  или убыток за период, фундаментальные  ошибки и изменения в учетной  политике ПБУ отсутствует
6 МСФО-9. Затраты на исследования и разработки ПБУ 17/02. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и технологические работы
7 МСФО-10. Условные события  и события, происшедшие после  отчетной даты ПБУ 7/98. События после  отчетной даты
8 МСФО-11. Договоры подряда ПБУ 2/94. Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство
9 МСФО-12. Налоги на прибыль ПБУ 18/02. Учет расчетов по налогу на прибыль
10 МСФО-14. Сегментная отчетность ПБУ 12/2000. Информация по сегментам
11 МСФО-15. Информация, отражающая влияние изменения цен ПБУ отсутствует
12 МСФО-16. Основные средства ПБУ 6/01. Учет основных средств
13 МСФО-17. Аренда ПБУ отсутствует
14 МСФО-18. Выручка ПБУ отсутствует
15 МСФО-19. Вознаграждения работникам ПБУ отсутствует
16 МСФО-20. Учет правительственных  субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи ПБУ 13/2000. Учет государственной  помощи
17 МСФО-21. Влияние изменений  валютных курсов ПБУ 3/2000. Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте
18 МСФО-22. Объединение  компаний ПБУ отсутствует
19 МСФО-23. Затраты по займам ПБУ 15/01. Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию
20 МСФО-24. Раскрытие  информации о связанных сторонах ПБУ 11/2000. Информация об аффилированных лицах
21 МСФО-25. Учет инвестиций ПБУ 19/02. Учет финансовых вложений
22 МСФО-26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) ПБУ отсутствует
23 МСФО-27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании Методические рекомендации по составлению и представлению  сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112 (в ред. Приказа Минфина  РФ от 12.05.1999 № 36н)
24 МСФО-28. Учет инвестиций в ассоциированные компании ПБУ отсутствует
25 МСФО-29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции ПБУ отсутствует
26 МСФО-30. Раскрытие  информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов Издание нормативных  актов, регламентирующих представление  отчетности коммерческими банками, находится в компетенции ЦБ России
27 МСФО-31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности ПБУ отсутствует
28 МСФО-32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление  информации ПБУ отсутствует
29 МСФО-33. Прибыль на акцию ПБУ отсутствует
30 МСФО-34. Промежуточная  финансовая отчетность ПБУ отсутствует
31 МСФО-35. Прекращаемая деятельность ПБУ 16/02. Информация по прекращаемой деятельности
32 МСФО-36. Обесценение  активов ПБУ отсутствует
33 МСФО-37. Резервы, условные обязательства и условные активы ПБУ 8/01. Условные факты  хозяйственной деятельности
34 МСФО-38. Нематериальные активы ПБУ 14/2000. Учет нематериальных активов
35 МСФО-39. Финансовые инструменты: признание и оценка ПБУ отсутствует
36 МСФО-40. Инвестиционное имущество ПБУ отсутствует
37 МСФО-41. Сельское хозяйство ПБУ отсутствует
38 Аналог отсутствует ПБУ 10/99. Расходы  организации
39 Аналог отсутствует ПБУ 9/99. Доходы организации
 

 Проведенный сравнительный  анализ показывает, что не всем стандартам МСФО соответствуют российские стандарты, а некоторые РПБУ, в свою очередь, не имеют аналогов среди МСФО, поскольку рассматриваемые в них вопросы слишком узки.

2. Подготовка специалистов  по МСФО должна вестись по  следующим направлениям: обучение  основам теории МСФО; практические  семинары по пересмотру российской  отчетности в соответствии с  международными стандартами; аттестация  бухгалтеров и аудиторов по  МСФО.Поскольку МСФО основаны  на применении общих принципов  и использовании оценочных величин,  а не на узких правилах и  формальных критериях, то бухгалтерам  предстоит научиться использовать  профессиональное суждение для  подготовки достоверной отчетности.Значительной  проблемой может стать и аудит  компаний, работающих по МСФО. Подавляющее  большинство аудиторских фирм  не располагают в настоящее  время специалистами, обладающими  достаточной квалификацией. Примерно  из 6 тысяч российских аудиторских  компаний только 10—15 имеют специалистов  — обладателей общепризнанных  международных сертификатов. Как  показывает практический опыт  и по утверждению представителей  аудиторских компаний, для того  чтобы подготовить кадры, требуется  минимум два-три года.Планом мероприятий  по реализации Программы реформирования  бухгалтерского учета был осуществлен  перевод МСФО на русский язык, который издан вместе со словарем  употребляемых терминов [2]. В настоящее  время данный перевод МСФО  распространяется издательством  на платной основе и пока  является безальтернативным.Следует  также обратить внимание на  имеющиеся различия в терминологии, применяемой в РПБУ, издаваемых  Минфином России, и в терминологии  русского перевода текста МСФО. При этом неизвестно, каким образом  термины, имеющиеся в русском  переводе текстов МСФО, будут  использоваться в национальных  нормативных актах, а поэтому  официальное использование МСФО  без издания соответствующих  национальных нормативных актов  — положений (стандартов) по бухгалтерскому учету для подготовки юридически значимой отчетности, на наш взгляд, едва ли возможно.

3. Популяризация  МСФО. Как показывает опыт, многие  взятые из МСФО концепции и  правила с трудом приживаются  в отечественной практике. Это  связано с тем, что подготовка  финансовой отчетности большинства  российских предприятий по-прежнему  ориентирована на налоговые и  другие регулирующие органы в  большей степени, чем на собственника, потенциального инвестора или  кредитора. Так, бухгалтер, имея  выбор между несколькими вариантами  ведения учета, как правило,  выбирает тот, который соответствует  целям налогового учета, а нормы  РПБУ, которые не имеют отношения  к налогообложению, им воспринимаются  неохотно. Популяризация стандартов актуальна не только среди составителей отчетности, но и среди российских пользователей отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами. Таким инструментом, как МСФО, нужно уметь пользоваться, надо понимать, что стоит за той или иной, даже стандартной, формулировкой. Практика показывает, что российские пользователи нередко знают стандарты даже хуже, чем те, кто эту отчетность составляет. При этом сохраняется возможность представления некачественной информации.

4. Совершенствование  стандартов, касающихся консолидации  отчетности по МСФО. Так, в настоящее  время действуют различные стандарты  консолидации финансовой отчетности  для банков и предприятий, а  некоторые изменения, внесенные  в РПБУ в рамках приближения  российских стандартов к международным,  не распространяются на банки.  При этом жестких правил создания  консолидированной финансовой отчетности  не существует, а методические  рекомендации содержат только  общие подходы (принципы) консолидации. Однако сам порядок формирования  консолидированной финансовой отчетности устанавливается организацией самостоятельно с учетом требований МСФО, а консолидированная отчетность должна подтверждаться аудиторским заключением.

5. Введение обязательной  консолидированной отчетности для  компаний-холдингов. Консолидация, как правило, осуществляется путем  перекладки отчетности, подготовленной  по национальным стандартам. С  большой долей вероятности можно  сказать, что решение об обязательном  применении МСФО будет приниматься  на уровне правительства, что  обязательно приведет к появлению  каких-либо исключений или дополнений  к основным регулирующим документам. А это, в свою очередь, позволит  определенным группам компаний  отложить переход на международные  стандарты. Однако большинство  компаний, котирующих свои акции  на бирже, должны будут представлять  отчетность по МСФО начиная  с 2005 г.Методическое сопровождение  перехода на международные стандарты  осуществляет Министерство финансов  РФ. Но если говорить о консультировании  в режиме текущего времени,  то Минфин России силами своих  специалистов не в состоянии  будет проконсультировать десятки  тысяч компаний. Понятно, что реальную  помощь в этом вопросе могут  оказать консалтинговые фирмы,  аудиторские компании, профессиональные  объединения бухгалтеров, в частности  Институт профессиональных бухгалтеров.

Таким образом, чтобы  переход на МСФО состоялся, требуются  значительные усилия со стороны государственной  экономической и законодательной  власти, крупных корпоративных структур, хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Опыт аудиторов в вопросах применения МСФО может оказаться  весьма полезным как для аудиторской  профессии в частности, так для  экономики России в целом. 

ЛИТЕРАТУРА

1. International Financial Reporting Standards (IFRS). International Accounting Standards Committee, IASC, 2006. 
2. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. — М.:2006. 
3. Стуков Л.С. Практические аспекты внедрения МСФО в российскую практику // Аудиторские ведомости. 2006. — № 5. 
4. Поленова С.Н. Отличия российской практики бухгалтерской отчетности от положений международных стандартов // Финансовый менеджмент. 2002. — № 6.

5.В.Ф.Палий. Бухгалтерский учет в России и международные стандарты. Бухгалтерский учет №7. 2007.

6.Шнейдман Л.З.  На пути к международным стандартам  финансовой отчетности. Бухгалтерский  учет №1.2008. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности