Международные стандарты финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:03, доклад

Описание работы

Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний.

Содержание

Введение
Глава 1. Классификация моделей бухгалтерского учёта
Глава 2. Комитет по международным стандартам финансовой отчётности
Глава 3. Общие принципы международных стандартов
Глава 4. Краткая характеристика международных стандартов
Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта
Глава 6. Реформа бухгалтерского учёта в России
Заключение
Введение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

В июне 2002 г. КМСФО  выпустил МСФО 1 (IFRS 1) «Первое применение МСФО», заменивший Интерпретацию 8. Этот стандарт является первым в новой  редакции международных стандартов, которые будут действовать после осуществления проекта по улучшению стандартов. Данный стандарт вступит в силу в отношении финансовой отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2004 г., однако приветствуется досрочное применение этого стандарта. Стандарт по первому применению МСФО был принят для того, чтобы предприятия в ближайшем будущем переходящие на МСФО (прежде всего европейские) смогли уже сейчас подготовить все необходимые данные для подготовки начальных балансов и сравнительной информации за 2003 год, так чтобы отчетность полностью соответствовала МСФО.

§ 4. Текущие проекты  КМСФО

Обычно на повестке дня Правления КМСФО находятся 6-10 проектов одновременно, включая  как разработку стандартов и интерпретаций, так и пересмотр текущих стандартов. В настоящее время наиболее важным является проект по улучшению существующих стандартов. В мае 2002 г. Правление опубликовало Проект по улучшения ряда МСФО. Его целями является улучшение качества МСФО на основе передовых практик учета в мире и устранение альтернативных методов учета. Проект включает 12 стандартов: МСФО 1, МСФО 2, МСФО 8, МСФО 10, МСФО 16, МСФО 17, МСФО 21, МСФО 24, МСФО 27, МСФО 28, МСФО 33, МСФО 40.

Основные изменения, которые затронут МСФО:

  • отказ от исторической стоимости и переход на учет по справедливой стоимости;
  • устранение разрешенного альтернативного подхода к отражению операций в финансовой отчетности (allowed alternative treatment), например, отказ от метода ЛИФО для списания запасов в производство;
  • отказ от учета оперативного лизинга, т.е. будет оставлена только схема учета финансового лизинга;
  • расширение понятия связанных сторон, требование дополнительных раскрытий;
  • раскрытие существенных допущений сделанных менеджментом.

Еще один проект касается изменений МСФО 32 и МСФО 39, пожалуй, наиболее сложных стандартов, посвященных учету финансовых инструментов. Предполагается, что данные стандарты будут существенно пересмотрены не позднее первого квартала 2004 г.

Другие текущие  проекты КМСФО:

  • Объединения компаний – касается пересмотра некоторых положений МСФО 22;
  • Консолидация – изменения будут в основном посвящены методике консолидации специализированных компаний (Special Purpose Entities);
  • Финансовые риски и раскрытие информации о финансовых инструментах;
  • Выплаты, основанные на курсе акций;
  • Разведка и оценка природных ресурсов;
  • Страховые контракты;
  • Выручка и связанные с ней обязательства;
  • Учет для маленьких и средних компаний;
  • Совокупный доход;
  • Совместный проект с FASB по сближению стандартов в краткосрочной перспективе.

Анализ текущих  проектов Комитета по международным  стандартам очень важен, поскольку  он позволяет осуществлять заблаговременную подготовку при разработке национальных стандартов. Не нужно также забывать и о возможности участия в  разработке стандартов путём внесения предложений и комментариев.

Одним из ключевых направлений деятельности КМСФО  в последние годы является сотрудничество с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ), которая объединяет более 100 регулирующих органов в  данной сфере. В 1993 г. КМСФО и МОКЦБ заключили соглашение по созданию базового набора стандартов (core standarts), который будет использоваться при подготовке финансовой отчётности для нужд фондовых бирж. К тому времени МОКЦБ объявила об одобрении МСФО 7 «Отчёты о движении денежных средств», а также указала о том, что ещё 14 международных стандартов не требуют улучшения. В 1995 г. Технический комитет МОКЦБ заявил, что по завершении работы над всеми стандартами, включёнными в базовый набор, он будет рекомендовать МСФО к использованию для целей включения в листинги всех фондовых бирж и международного инвестирования. В мае 2000 г. Комитет Президентов МОКЦБ рекомендовал своим членов разрешить использовать МСФО для подготовки финансовой отчетности.

Глава 5. Основные различия российских и международных стандартов финансовой отчетности

§ 1. Сравнительный анализ российских и международных  стандартов финансовой отчетности

1.1. Принципы составления  финансовой отчетности

Несмотря на наличие большого сходства между  вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» была продекларирована такая  задача бухгалтерского учета в России как формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России более широко трактует данную цель, акцентируя внимание на то, что отчетность должна, прежде всего, отвечать интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей является значительным шагом в сторону МСФО, хотя следует отметить, что на практике, составители отчетности преследуют иные цели, прежде всего, фискальные.    

Например, одним  из принципов, являющихся обязательными  в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания, несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.

Вторым главным  принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы  учета, и ведущим к возникновению  множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета  предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.

В России принципы бухгалтерского учёта сформулированы в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. (в виде требований к ведению бухгалтерского учёта), Положениях по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/98) (в виде требований и допущений) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а также в принятой Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике. Однако существуют сложности с реализацией продекларированных принципов на практике. Эта главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени.

В таблице 4 приведён сравнительный анализ концептуальных основ бухучёта в международной  и российской практике.

Табл. 4. Сравнение принципов  подготовки финансовой отчетности в международной  практике и России

МСФО Российское  законодательство Источник Комментарий
I. Основополагающие допущения 
1. Метод  начислений  Допущение временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/98, п. 6 В МСФО используется другой термин, термин «метод начислений»  в российской практике используется в налоговом законодательстве
2. Непрерывность  деятельности  Допущение непрерывности  деятельности организации  Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/98, п. 6; ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 8, п. 3 В Концепции  не раскрывается необходимость использования и раскрытия другой основы составления отчетности в случае, если предприятие не отвечает требованию непрерывности деятельности 
- Допущение последовательности применения учетной политики Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/98, п. 6;

ПБУ 4/99, п. 9

В МСФО данное допущение отсутствует
- Допущение имущественной  обособленности организации  Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/98, п. 6; ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 8, п. 3 В МСФО данное допущение  отсутствует 
II. Качественные характеристики финансовой  отчетности 
1. Понятность - - В России данное требование не сформулировано
2. Уместность  Уместность  Концепция,

п. 6.2.1.

В МСФО данная характеристика раскрывается более подробно
2.1. Характер  Содержание  Концепция,

п. 6.2.1.

Существенных  различий нет 
2.2. Существенность Существенность  Концепция,

п. 6.2.1.

Существенных  различий нет,   в Приказе Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности» существенной может признаваться сумма в 5% от общего итога
3. Надежность  Надежность  Концепция, п. 6.3. В МСФО данная характеристика раскрывается более подробно
3.1. Правдивое  представление  Объективное отражение  Концепция,

п. 6.3.1.

Существенных  различий нет 
3.2. Приоритет  содержания над формой  Приоритет содержания над формой Концепция,

п. 6.3.2.;

ПБУ 1/98, п.7.

Существенных  различий нет 
3.3. Нейтральность  Нейтральность Концепция,

п. 6.3.3.; ПБУ 4/99, п.7

В Концепции  данное требование не распространяется на отчеты специального назначения
3.4. Осмотрительность  Осмотрительность Концепция,

п. 6.3.4.;

ПБУ 1/98, п.7

Существенных  различий нет 
3.5. Полнота  Полнота Концепция,

п. 6.3.5.;                      ПБУ 1/98, п.7; ПБУ 4/99, п.6

Существенных  различий нет 
4. Сопоставимость  Сравнимость Концепция,

п. 6.4.; ПБУ 4/99, п.33

Существенных  различий нет 
- Непротиворечивость  ПБУ 1/98, п.7 МСФО не предусматривает  требования противоречивости, тождество  данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный  день каждого месяца обеспечивается за счет правдивого представления информации
III. Ограничения уместности и надежности  информации 
1. Своевременность  Своевременность Концепция,

п. 6.5.1.; ПБУ 1/98, п.7

В ПБУ данное ограничение сформулировано как  требование, а не ограничение уместности и надежности информации
2. Баланс  между выгодами и затратами  Баланс между  выгодами и затратами, рациональность (согласно ПБУ) Концепция,

п. 6.5.2.

Данное ограничение  в ПБУ 1/98 сформулировано как требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто
3. Баланс  между качественными характеристиками  Баланс между  качественными характеристиками, рациональность (согласно ПБУ) Концепция,

п. 6.5.3.

Данное ограничение  в ПБУ 1/98 сформулировано как требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто
IV. Достоверное и объективное представление 
Обеспечивается  благодаря применению основных качественных характеристик и бухгалтерских  стандартов Достоверное и  полное представление  ПБУ 4/99, п.6 В ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 1, п.3) одной из задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении

Резюмируя различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и российским законодательством, можно сделать следующие выводы: 

  • Согласно Закону «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства, соответствием нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
  • В российской практике присутствуют 2 допущения, непредусмотренные МСФО; 
  • В российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;
  • Структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте;
  • Присутствуют различия в терминологии.

1.2. Элементы финансовой  отчетности

Элементы финансовой отчётности – это экономические  категории, которые связаны с  предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы. Их определения в соответствии с МСФО были даны выше.

В Концепции  бухгалтерского учета Российской Федерации  приводится такой же перечень элементов, характеризующих финансовое положение, как и в МСФО, однако формулировки Концепции гораздо короче, чем в МСФО, и не содержат пояснений и примеров.

В отличие от Концепции, в законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность в Российской Федерации, нет определения категорий «активы», «обязательства» и «капитал». В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» говорится, что объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (гл. 1, ст. 1).  

В Положении  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) также  отсутствует трактовка актива и  пассива баланса как хозяйственных  средств и их источников. При этом капитал рассматривается как один из видов пассива (до недавнего времени убытки прошлых лет вообще рассматривались в российском законодательстве как активы).

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности