Международные стандарты бухгалтерского учёта и отчётности (МСФО)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ.

Содержание

I. Теоретическая часть....................................................................................3-36
Введение.................................................................................................................3
1. Международные правила бухгалтерского учета........................................................................................................................5
2. Основные различия международных стандартов и их причины................................................................................................................11
2.1 Международные различия учета....................................................................................12
2.2 Причины сохранения различия.......................................................................................................................................153. Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles)...............................................................................................................19
4. Академическое исследование аспектов международных правил
учета.......................................................................................................................21
5. Политические аспекты...................................................................................23
6. Реформа бухгалтерского учета в России.....................................................25
6.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности…………………………….............................................25
6.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО …....................................32
Заключение...........................................................................................................36
II. Практическая часть.......................................................................................37
Приложение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая БУ.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

     По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датой начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность Минфином РФ в разработке и утверждении новых Положений по бухгалтерскому учету была проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновь разработаны пять новых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в 1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ, увидевшее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью существенности были переработаны (с целью приближения к международным стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из общего числа действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ 3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее время осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000 года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.

   Прежде чем переходить к характеристике современного состояния отечественного бухгалтерского учета и его соответствия международным стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в свете действующих законодательных и нормативных актов.

Во вводной части Концепции сказано, что концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

   Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

   То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.

   Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной – формирование достоверной информации для принятия управленческих решений - определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.

   В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом».

  Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

  То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах внешних пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей, учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности -деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал организации и имеющие исключительные права на распределение полученной прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того, предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а прибыль получают от использования авансированного капитала в части, оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных интересов части собственников)

   Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с учетом указанных фактов.

   Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства: «Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуются дополнительные разъяснения.

   В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).

В программе:

      сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

      определены задачи реформы:

      сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

      обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

      оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

      определены основные направления реформы:

      совершенствование нормативного правового регулирования;

      формирование нормативной базы (стандарты);

      методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

      кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

      международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:

      подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

      в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;

      пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

      пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции

      по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

      ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

   Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.

Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета

Таблица 4.

 

Наименование положений (стандартов)

Срок выполнения

Фактически выполнено

Общие вопросы раскрытия информации

Бухгалтерская отчетность

III квартал 1999 г.

ПБУ 4/99; 06.07.2000

Сводная бухгалтерская отчетность

I квартал 2000 г.

 

Прибыль на акцию

I квартал 2000 г.

 

Информация по сегментам

IV квартал 1999 г.

 

Информация о связанных сторонах

IV квартал 1999 г.

 

Прекращенные операции

IV квартал 2000 г.

 

Учетная политика организации

IV квартал 2008 г.

ПБУ 1/08; 09.12.08

Условные факты хозяйственной деятельности

III квартал 2001 г.

ПБУ 8/01; 25.11.01

События после отчетной даты

III квартал 1998 г.

ПБУ 7/98; 25.11.98

Активы и обязательства организации

Основные средства

IV квартал 2003 г.

ПБУ 6/01; 03.09.01

Материально-производственные запасы

II квартал 2001 г.

ПБУ 5/01; 15.06.01

Нематериальные активы

IV квартал 2002 г.

 

Финансовые вложения

IV квартал 2001 г.

 

Активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте

II квартал 2003 г.

ПБУ 3/06; 13.06.06

Реорганизация организаций

III квартал 2003 г.

 

Аренда основных средств

III квартал 2003 г.

 

Доверительное управление имуществом

IV квартал 1999 г.

приказ Минфина РФ от 25.12.98 №68н

Финансовые результаты деятельности организации

Доходы организации

III квартал 1998 г.

ПБУ 9/99; 06.05.99

Затраты организации

III квартал 1998 г.

ПБУ 10/99; 06.05.99

Договоры на капитальное строительство

I квартал 2004 г.

ПБУ2/08; 20.12.08

Расчеты по налогам

I квартал 2004 г.

 

Государственная помощь

II квартал 2004 г.

 

 

  Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно «пробуксовывает». Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.

 

 

 

 

6.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО

   Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.

В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).

IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.

Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их применению.

Информация о работе Международные стандарты бухгалтерского учёта и отчётности (МСФО)