Международные стандарты аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:09, реферат

Описание работы

Аудит — одна из молодых и перспективных отраслей бизнеса в современной России. Начало аудиторской деятельности у нас относится к 1992 г. Уже тогда возникла потребность и необходимость представлять пользователям финансовой информации данные независимой проверки и оценки состояния финансовой отчетности предприятий и организаций.

Работа содержит 1 файл

МСА 6 марта зачет.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Существующая на данный момент в России система ауди­торских стандартов свидетельствует о значительных различи­ях с МСА. Это касается как состава и перечня документов, так и их классификации и внутренней структуры.

Сопоставление российских правил (стандартов) аудиторс­кой деятельности (ПСАД) с МСА позволяет выделить следую­щие группы:

•       ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА;

•                 ПСАД, которые в своих существенных содержательных ас­пектах отличаются от аналога МСА;

•       ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.

Целью разработки ПСАД является подготовка системы документов, которые основаны на МСА.

К основным причинам несовпадения ПСАД и МСА можно отнести следующие: отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и переработка самих МСА.

К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следую­щие:

1. Письменная информация аудитора руководству эконо­мического субъекта по результатам проведенного аудита.

2.  Образование аудитора.

3.  Права и обязанности аудиторских организаций и про­веряемых экономических субъектов.

4.  Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.

5.  Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.

Основные причины несовпадения стандартов

1.  По поводу «Образования аудитора» в МСА нет единого стандарта, но Международным комитетом по МСА (IFAC) выпус­каются отдельные инструктивные и регулирующие материалы.

2.  По поводу «Письма руководству» у российских разработ­чиков существует четкое мотивированное мнение о том, что такой стандарт необходим. Эта мотивация обусловлена тем, что обычно национальные аудиторские стандарты предусмат­ривают наличие той или иной формы развернутого отчета аудитора руководству субъекта.

3.  По поводу ПСАД «Права и обязанности аудиторской организации» сложилось мнение как о документе, который очевидно, ниже по своему уровню, чем стандарт. Эта точказрения может привести в дальнейшем к отмене данного стан­дарта.

4.  «Требования к внутреннему аудиту» — в зарубежной практике подготовка внутренних стандартов является работой аудиторской фирмы.

5.  Относительно ПСАД «Налоговый аудит и другие сопут­ствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с на­логовыми органами» можно высказать следующее. Налоговые проверки или налоговый аудит по своей сути относятся к от­дельной области аудита и не должны соединяться с финансо­вым аудитом, в целях совершенствования которого и разра­батываются МСА. Это разделение связано с тем, что в основе МСА лежат стандарты финансового учета и отчетности — МСФО. В основе же налогового аудита должно лежать нало­говое законодательство, которое, в соответствие с МСФО и международным подходом в целом, представляет собой на­правление деятельности, отдельное от финансового учета и аудита. Так, например, в США существует следующая града­ция: финансовый учет и отчетность; финансовый аудит; нало­говый аудит. Включение в состав российских ПСАД стандарта по налоговому аудиту связано, прежде всего, с существующей в настоящее время в России доминирующей ролью налогово­го учета и налогового законодательства по сравнению с дру­гими направлениями деятельности и включением налоговых требований в различные финансовые и бухгалтерские норма­тивные акты.

Нижеследующий перечень содержит все действующие в настоящее время МСА и соответствующие им российские стан­дарты.

Сопоставление МСА с российскими стандартами ауди­та (ПСАД) на наличие и соответствие

(Рядом с МСА жирным курсивным шрифтом выделены на­звания соответствующих им российских ПСАД)

Вводные аспекты (Российских аналогов нет)

100 Задания, обеспечивающие уверенность

120 Основные принципы МСА

Обязанности

200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финан­совой отчетности — Цели и основные принципы, связан­ные с аудитом бухгалтерской отчетности

210 Условия аудиторских заданий — Письмо — обяза­тельство аудиторской организации о согласии на прове­дение аудиторской проверки

220 Контроль качества работы в аудите — Внутрифирмен­ный контроль качества аудита

230 Документирование — Документирование аудита

240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошен­ничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности — Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтер­ской отчетности

240 Мошенничество и ошибка

250 Учет законов и нормативных актов при аудите финан­совой отчетности — Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита

260 Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным ру­ководящими полномочиями — Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по резуль­татам проведения аудита.

Планирование

300 Планирование — Планирование аудита

310 Знание бизнеса — Понимание деятельности эконо­мического субъекта

320 Существенность в аудите — Существенность и ауди­торский риск

Внутренний контроль

400 Оценка рисков и внутренний контроль — Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля в ходе аудита

401 Аудит в среде компьютерных информационных сис­тем — Аудит в условиях компьютерной обработки данных

402 Учет при аудите особенностей субъектов, использую­щих обслуживающие организации

Аудиторские доказательства

500 Аудиторские доказательства — Аудиторские доказа­тельства

501 Аудиторские доказательства — дополнительное рас­смотрение особых статей

505 Внешние подтверждения

510 Первичные задания — начальные сальдо — Первич­ный аудит начальных и сравнительных показателей бух­галтерской отчетности

520 Аналитические процедуры — Аналитические проце­дуры

530 Аудиторская выборка и другие процедуры выбороч­ного тестирования — Аудиторская выборка

540 Аудит оценочных значений — Аудит оценочных зна­чений в бухгалтерском учете

550 Связанные стороны — Учет операций со связанны­ми сторонами в ходе аудита

560 Последующие события — Дата подписания ауди­торского заключения и отражение в нем событий, про­изошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности

570 Непрерывность деятельности — Применимость до­пущения непрерывности деятельности

580 Заявления руководства — Разъяснения, предостав­ляемые руководством проверяемого экономического субъекта

Использование работы третьих лиц

600 Использование работы другого аудитора — Исполь­зование работы другой аудиторской организации

610 Рассмотрение работы внутреннего аудита — Изуче­ние и использование работы внутреннего аудита

620 Использование работы эксперта — Использование работы эксперта

Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)

700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчет­ности — Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности

700А Аудиторский отчет (заключение) по финансовой от­четности

710 Сопоставимые значения — Первичный аудит началь­ных и сравнительных показателей бухгалтерской отчет­ности

720 Прочая информация в документах, содержащих про­аудированную финансовую отчетность — Прочая информа­ция в документах, содержащих проаудированную бухгал­терскую отчетность

Специализированные области

800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским за­даниям для специальных целей — Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

810 Исследование ожидаемой финансовой информации — Проверка прогнозной финансовой информации

Сопутствующие услуги

910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности

920 Задание по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации — Характеристика со­путствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним

930 Задания по компиляции финансовой информации

Положения по международной аудиторской практике

(ПМАП)

1000 Процедуры межбанковского подтверждения

1001 Автономные персональные компьютеры

1002 Онлайновые компьютерные системы

1003 Системы баз данных

1004 Взаимоотношения между органами банковского над­зора и внешними аудиторами

1005 Особенности аудита малых предприятий — Особен­ности аудита малых экономических субъектов

1006 Аудит международных коммерческих банков

1007 Контакты с руководством клиента (отменен в 2001 г.)

1008 Оценка рисков и система внутреннего контроля — Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем

1009 Методы аудита с помощью компьютера

1010 Учет экологических вопросов при аудите финансо­вой отчетности

1011 Аудит производных финансовых инструментов .

Отсутствуют в МСА следующие российские стандар­ты:

•       Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг;

•       Права и обязанности аудиторских организаций и проверя­емых экономических субъектов;

•       Требования, предъявляемые к внутренним стандартам ауди­торских организаций;

•       Образование аудитора;

•       Письменная информация аудитора руководству экономи­ческого субъекта по результатам проведения аудита.

7. Особенности организации и методики проведения аудиторских проверок в различных организациях

Несмотря на то, что финансовый аудит имеет общие прин­ципы и единую концептуальную и информационную основу, различия между типами предприятий и организаций, их спецификой и размерами, предъявляют свои особые требования к проведению аудиторских проверок и к их организации.

Прежде всего, нужно разграничить (по принципу, приня­тому в России) предприятия и организации, которые концеп­туально объединяются под названием «общий аудит» и все другие предприятия и организации. К ним в первую очередь относятся банки, страховые и бюджетные организации. Спе­цифика этих сфер деятельности предъявляет свои требования к проведению и организации аудита. Например, по банкам и страховым компаниям, она определяется особенностями орга­низации бухгалтерского учета в них, который отличается от общего бухгалтерского законодательства. Нужно отметить, что подобные отличия имеются практически во всех национальных законодательствах по бухучету и аудиту.

На организацию аудита могут также влиять следующие общие факторы:

•       размеры предприятия;

•       особенности бизнеса;

•       особенности организации системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

•       особенности законодательства;

•       особенности организационной структуры и системы управ­ления аудируемого предприятия;

Все приведенные и другие факторы влияют на процессы планирования аудита, сроки и объемы проверки, цели и на­правления аудита, состав аудиторов и т.д. Специфика прове­ряемого предприятия может потребовать привлечения экспер­тов и дополнительных аналитических процедур, которые мо­гут быть не обязательными в других ситуациях.

8. Основные аспекты Кодекса этики профессиональных бухгалтеров

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (КЭПБ) — важнейший документ, который предваряет МСА и состоит из трех частей:

Часть А — относится ко всем профессиональным бухгал­терам (ПБ).

Часть В — только к публично практикующим профессио­нальным бухгалтерам (ПППБ).

Часть С — только к наемным публичным бухгалтерам.

В Кодексе этики даются следующие определения различ­ным категориям бухгалтеров.

Наемный профессиональный бухгалтер — профессио­нальный бухгалтер, работающий по найму в промышленности, государственном секторе или в сфере образования, зани­мающийся коммерческой деятельности.

Профессиональный бухгалтер — лицо, являющееся членом организации, входящей в МФБ, вне зависимости от того, зани­мается ли оно публичной практикой (в качестве единоличного практикующего бухгалтера, товарища или корпорации) или ра­ботает в промышленности, занимается коммерческой деятель­ностью, в государственном секторе или в сфере образования.

Публично практикующий профессиональный бухгал­тер — каждый партнер или лицо, занимающее должность, ана­логичную должности партнера, и каждый практический служа­щий, оказывающий профессиональные услуги клиенту, вне за­висимости от их функциональной классификации (аудит, налогообложение, консультация), а также практикующие про­фессиональные бухгалтеры, выполняющие управленческие обязанности. Данный термин может применяться к фирме.

Часть А:

К основным этическим нормам, которые должны соблюдать все без исключения практикующие бухгалтеры, независимо от их статуса, относятся:

•       Порядочность и объективность;

•       Разрешение этических конфликтов;

•       Профессиональная компетентность;

•       Конфиденциальность;

•       Налоговая практика;

•       Зарубежная деятельность;

•       Обнародование информации.

Часть В:

В этой части Кодекса этики перечисляются качества прак­тикующих профессиональных бухгалтеров, необходимые для работы в области независимого аудита публично. К ним от­носятся:

Информация о работе Международные стандарты аудита