Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:09, реферат
Аудит — одна из молодых и перспективных отраслей бизнеса в современной России. Начало аудиторской деятельности у нас относится к 1992 г. Уже тогда возникла потребность и необходимость представлять пользователям финансовой информации данные независимой проверки и оценки состояния финансовой отчетности предприятий и организаций.
Существующая на данный момент в России система аудиторских стандартов свидетельствует о значительных различиях с МСА. Это касается как состава и перечня документов, так и их классификации и внутренней структуры.
Сопоставление российских правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД) с МСА позволяет выделить следующие группы:
• ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА;
• ПСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА;
• ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.
Целью разработки ПСАД является подготовка системы документов, которые основаны на МСА.
К основным причинам несовпадения ПСАД и МСА можно отнести следующие: отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и переработка самих МСА.
К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся следующие:
1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита.
2. Образование аудитора.
3. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов.
4. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.
5. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.
Основные причины несовпадения стандартов
1. По поводу «Образования аудитора» в МСА нет единого стандарта, но Международным комитетом по МСА (IFAC) выпускаются отдельные инструктивные и регулирующие материалы.
2. По поводу «Письма руководству» у российских разработчиков существует четкое мотивированное мнение о том, что такой стандарт необходим. Эта мотивация обусловлена тем, что обычно национальные аудиторские стандарты предусматривают наличие той или иной формы развернутого отчета аудитора руководству субъекта.
3. По поводу ПСАД «Права и обязанности аудиторской организации» сложилось мнение как о документе, который очевидно, ниже по своему уровню, чем стандарт. Эта точказрения может привести в дальнейшем к отмене данного стандарта.
4. «Требования к внутреннему аудиту» — в зарубежной практике подготовка внутренних стандартов является работой аудиторской фирмы.
5. Относительно ПСАД «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами» можно высказать следующее. Налоговые проверки или налоговый аудит по своей сути относятся к отдельной области аудита и не должны соединяться с финансовым аудитом, в целях совершенствования которого и разрабатываются МСА. Это разделение связано с тем, что в основе МСА лежат стандарты финансового учета и отчетности — МСФО. В основе же налогового аудита должно лежать налоговое законодательство, которое, в соответствие с МСФО и международным подходом в целом, представляет собой направление деятельности, отдельное от финансового учета и аудита. Так, например, в США существует следующая градация: финансовый учет и отчетность; финансовый аудит; налоговый аудит. Включение в состав российских ПСАД стандарта по налоговому аудиту связано, прежде всего, с существующей в настоящее время в России доминирующей ролью налогового учета и налогового законодательства по сравнению с другими направлениями деятельности и включением налоговых требований в различные финансовые и бухгалтерские нормативные акты.
Нижеследующий перечень содержит все действующие в настоящее время МСА и соответствующие им российские стандарты.
Сопоставление МСА с российскими стандартами аудита (ПСАД) на наличие и соответствие
(Рядом с МСА жирным курсивным шрифтом выделены названия соответствующих им российских ПСАД)
Вводные аспекты (Российских аналогов нет)
100 Задания, обеспечивающие уверенность
120 Основные принципы МСА
Обязанности
200 Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности — Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности
210 Условия аудиторских заданий — Письмо — обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудиторской проверки
220 Контроль качества работы в аудите — Внутрифирменный контроль качества аудита
230 Документирование — Документирование аудита
240 Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности — Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности
240 Мошенничество и ошибка
250 Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности — Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита
260 Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями — Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
Планирование
300 Планирование — Планирование аудита
310 Знание бизнеса — Понимание деятельности экономического субъекта
320 Существенность в аудите — Существенность и аудиторский риск
Внутренний контроль
400 Оценка рисков и внутренний контроль — Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита
401 Аудит в среде компьютерных информационных систем — Аудит в условиях компьютерной обработки данных
402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации
Аудиторские доказательства
500 Аудиторские доказательства — Аудиторские доказательства
501 Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей
505 Внешние подтверждения
510 Первичные задания — начальные сальдо — Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности
520 Аналитические процедуры — Аналитические процедуры
530 Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования — Аудиторская выборка
540 Аудит оценочных значений — Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете
550 Связанные стороны — Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита
560 Последующие события — Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности
570 Непрерывность деятельности — Применимость допущения непрерывности деятельности
580 Заявления руководства — Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта
Использование работы третьих лиц
600 Использование работы другого аудитора — Использование работы другой аудиторской организации
610 Рассмотрение работы внутреннего аудита — Изучение и использование работы внутреннего аудита
620 Использование работы эксперта — Использование работы эксперта
Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений)
700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности — Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности
700А Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности
710 Сопоставимые значения — Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности
720 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность — Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность
Специализированные области
800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей — Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям
810 Исследование ожидаемой финансовой информации — Проверка прогнозной финансовой информации
Сопутствующие услуги
910 Задание по обзорной проверке финансовой отчетности
920 Задание по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации — Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним
930 Задания по компиляции финансовой информации
Положения по международной аудиторской практике
(ПМАП)
1000 Процедуры межбанковского подтверждения
1001 Автономные персональные компьютеры
1002 Онлайновые компьютерные системы
1003 Системы баз данных
1004 Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами
1005 Особенности аудита малых предприятий — Особенности аудита малых экономических субъектов
1006 Аудит международных коммерческих банков
1007 Контакты с руководством клиента (отменен в 2001 г.)
1008 Оценка рисков и система внутреннего контроля — Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем
1009 Методы аудита с помощью компьютера
1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности
1011 Аудит производных финансовых инструментов .
Отсутствуют в МСА следующие российские стандарты:
• Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг;
• Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
• Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций;
• Образование аудитора;
• Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
7. Особенности организации и методики проведения аудиторских проверок в различных организациях
Несмотря на то, что финансовый аудит имеет общие принципы и единую концептуальную и информационную основу, различия между типами предприятий и организаций, их спецификой и размерами, предъявляют свои особые требования к проведению аудиторских проверок и к их организации.
Прежде всего, нужно разграничить (по принципу, принятому в России) предприятия и организации, которые концептуально объединяются под названием «общий аудит» и все другие предприятия и организации. К ним в первую очередь относятся банки, страховые и бюджетные организации. Специфика этих сфер деятельности предъявляет свои требования к проведению и организации аудита. Например, по банкам и страховым компаниям, она определяется особенностями организации бухгалтерского учета в них, который отличается от общего бухгалтерского законодательства. Нужно отметить, что подобные отличия имеются практически во всех национальных законодательствах по бухучету и аудиту.
На организацию аудита могут также влиять следующие общие факторы:
• размеры предприятия;
• особенности бизнеса;
• особенности организации системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
• особенности законодательства;
• особенности организационной структуры и системы управления аудируемого предприятия;
Все приведенные и другие факторы влияют на процессы планирования аудита, сроки и объемы проверки, цели и направления аудита, состав аудиторов и т.д. Специфика проверяемого предприятия может потребовать привлечения экспертов и дополнительных аналитических процедур, которые могут быть не обязательными в других ситуациях.
8. Основные аспекты Кодекса этики профессиональных бухгалтеров
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (КЭПБ) — важнейший документ, который предваряет МСА и состоит из трех частей:
Часть А — относится ко всем профессиональным бухгалтерам (ПБ).
Часть В — только к публично практикующим профессиональным бухгалтерам (ПППБ).
Часть С — только к наемным публичным бухгалтерам.
В Кодексе этики даются следующие определения различным категориям бухгалтеров.
Наемный профессиональный бухгалтер — профессиональный бухгалтер, работающий по найму в промышленности, государственном секторе или в сфере образования, занимающийся коммерческой деятельности.
Профессиональный бухгалтер — лицо, являющееся членом организации, входящей в МФБ, вне зависимости от того, занимается ли оно публичной практикой (в качестве единоличного практикующего бухгалтера, товарища или корпорации) или работает в промышленности, занимается коммерческой деятельностью, в государственном секторе или в сфере образования.
Публично практикующий профессиональный бухгалтер — каждый партнер или лицо, занимающее должность, аналогичную должности партнера, и каждый практический служащий, оказывающий профессиональные услуги клиенту, вне зависимости от их функциональной классификации (аудит, налогообложение, консультация), а также практикующие профессиональные бухгалтеры, выполняющие управленческие обязанности. Данный термин может применяться к фирме.
Часть А:
К основным этическим нормам, которые должны соблюдать все без исключения практикующие бухгалтеры, независимо от их статуса, относятся:
• Порядочность и объективность;
• Разрешение этических конфликтов;
• Профессиональная компетентность;
• Конфиденциальность;
• Налоговая практика;
• Зарубежная деятельность;
• Обнародование информации.
Часть В:
В этой части Кодекса этики перечисляются качества практикующих профессиональных бухгалтеров, необходимые для работы в области независимого аудита публично. К ним относятся: