Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:09, реферат
Аудит — одна из молодых и перспективных отраслей бизнеса в современной России. Начало аудиторской деятельности у нас относится к 1992 г. Уже тогда возникла потребность и необходимость представлять пользователям финансовой информации данные независимой проверки и оценки состояния финансовой отчетности предприятий и организаций.
ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА (МСА) И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности
Аудит — одна из молодых и перспективных отраслей бизнеса в современной России. Начало аудиторской деятельности у нас относится к 1992 г. Уже тогда возникла потребность и необходимость представлять пользователям финансовой информации данные независимой проверки и оценки состояния финансовой отчетности предприятий и организаций.
Нужно отметить, что и раньше существовала серьезная система проверок достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Однако в условиях централизованной плановой экономики и практически единоличного господства государственной собственности цели и задачи таких проверок отличались от тех, которые существуют сегодня.
В переводе с английского audit (от лат. audite) — это проверка, ревизия. То есть, в своей основе аудит и ревизия — это разновидности бухгалтерских и иных проверок. Именно отличие в целях и задачах проверки во многом определяет различие между аудитом и ревизиями, которые всегда проводились и проводятся сейчас на предприятиях и в организациях. Внутренние проверки существуют в различных странах мира на протяжении многих десятилетий. Если говорить об акционерных обществах, то в Европе, в частности во Франции, уже с 1867 г. в компаниях была учреждена должность ревизора. В его обязанности входило оказание помощи общему собранию акционеров в ежегодной проверке финансовой отчетности и ее утверждении. В соответствии с законодательством ревизор являлся уполномоченным лицом акционеров. Однако постепенно, со временем, развивалась тенденция стремления к утверждению независимости ревизоров (аудиторов) от проверяемых ими предприятий, к их профессиональному объединению, расширению сферы аудиторских услуг.
В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.
В РФ законодательная база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993 г. с утверждением Временных правил аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в России действует ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ 48 Правил (стандартов) аудиторской деятельности к нему (ПСАД), которые разрабатывались с 1996 по 2000 гг.
Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности финансовой отчетности обусловлена их независимостью от субъекта проверки и руководства проверяемой организации, возможностью получить независимое, а, значит, более объективное мнение о финансовой отчетности проверяемых предприятий. Фактор независимости чрезвычайно важен, поскольку именно он, прежде всего, позволяет обеспечивать беспристрастное и непредвзятое мнение аудиторов о состоянии финансовой отчетности клиента. Этим подтверждается то, что Международные стандарты аудита (МСА) предваряют Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, в котором независимость рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих деятельность публично практикующего профессионального бухгалтера. Среди российских стандартов аудита нет отдельного документа, регламентирующего этические нормы и взаимоотношения профессиональных бухгалтеров, но в ПСАД «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» есть раздел, посвященный рассмотрению вопросов соблюдения профессиональных этических принципов аудита.
Ответственность аудитора и значение его мнения в оценке состояния финансовой отчетности связана с той ролью, которую финансовая отчетность играет в современной финансово-экономической жизни, прежде всего, коммерческих предприятий и корпораций, как, впрочем, и других. Данная категория предприятий и организаций выделяется из общей массы, поскольку правильность определения их финансовых показателей имеет первостепенное значение не только для них самих, но и для предприятий бюджетной сферы, для которых они являются финансовыми донорами.
2. Связь стандартов финансовой отчетности и стандартов аудита
Современная финансовая отчетность составляется с целью ее представления внешним пользователям. Внешние пользователи, к числу которых относятся инвесторы, кредиторы, государство и общественность, заинтересованы в достоверности данных финансовой отчетности интересующих их предприятий, поскольку этим обусловлено их перспективное и текущее финансовое положение. От того, как организована аудиторская проверка, как она спланирована и оформлена, с помощью каких методов и процедур проводится, во многом зависит ее надежность и достоверность. Эти причины и послужили основой для создания и развития стандартов аудиторской деятельности в разных странах и, в конечном итоге, для создания МСА как международной системы, которая впитала в себя все наиболее ценное в области аудиторской деятельности в современном мире.
Поскольку информационной базой аудита, прежде всего, является финансовая отчетность, то очевидна связь стандартов аудиторской деятельности со стандартами финансового учета и отчетности.
В настоящее время Россия относится к числу тех стран, в которых существует национальное законодательство в области аудита в виде уже упомянутого закона об аудиторской деятельности и отдельных стандартов, рассматривающих конкретные аспекты аудиторской деятельности.
Если характеризовать роль МСА в становлении аудиторской деятельности и рассуждать об их основном предназначении, то можно выделить следующие аспекты:
• МСА используются при аудите финансовой отчетности, а также с необходимой адаптацией и другой, сопутствующей информации;
• МСА содержат основные принципы, процедуры и руководства. Эти принципы и процедуры нужно интерпретировать с учетом пояснительных материалов, которые являются руководством с их применению;
• МСА применяются только к существенным аспектам проверки;
МСА не отменяют национальные стандарты. Если национальные стандарты не противоречат МСА, то это означает их автоматическое соответствие. Если же национальные стандарты противоречат МСА, то, в соответствии с конституцией МФБ (Международной федерацией бухгалтеров), страны-участницы должны применять все необходимые меры по сближению с МСА и устранению противоречий. Страны — члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ) могут принимать МСА в качестве своих национальных стандартов. Связь стандартов аудита со стандартами финансовой отчетности является не только общим правилом, но и прослеживается при рассмотрении отдельных стандартов.
Например, МСА 120 «Основные принципы МСА» связан со всей системой МСА и всей системой МСФО; МСА 320 «Существенность в аудите» и МСА 570 «Непрерывность деятельности» связаны с «Принципами составления финансовой отчетности в МСФО» и с МСФО №1 «Представление финансовой отчетности»; МСА 550 «Связанные стороны» основан на МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»; МСА 560 «Последующие события» основан на МСФО №10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты».
3. Деятельность Международной федерации бухгалтеров
Работу по формированию международных стандартов финансовой отчетности и аудита организует Международная федерация бухгалтеров — МФБ (IFAC), которая была создана в 1977 г. Эта организация действует на основании конституции.
В конституции МФБ записано, что ее основная цель — развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных стандартов и предоставление обществу качественных услуг в области бухгалтерского учета и аудита.
С этой целью Совет МФБ учредил Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который должен заниматься разработкой стандартов и положений в области финансового аудита и сопутствующих ему услуг.
Для оказания аудиторских услуг в международном масштабе МФБ создала объединение, которое называется «Форум фирм». В эту компанию вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Целью образования «Форума фирм» является надзор и разработка нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, создаваемого на основании существующих МСА и Кодекса этики.
Для ускорения работ по развитию МСА Совет МФБ финансирует работы, проводимые КМАП. Важнейшими направлениями этой работы являются:
• пересмотр отдельных МСА и Положений по международной аудиторской практике (ПМАП);
• разработка стандартов по услугам, предусматривающим выдачу аудиторских гарантий, которые должны отразить переход аудиторской практики с «подтверждения» на «гарантирование» пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;
• публикация МСА по производным ценным бумагам.
4. Общая структура МСА
Международные стандарты аудита (МСА) — это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.
МСА предназначены для аудита финансовой отчетности, а также сопутствующих услуг, которые проводятся в ходе аудита.
МСА содержат:
• основные принципы;
• необходимые процедуры и руководства;
• рекомендации по применению принципов и процедур. МСА представляют собой сборник документов, в который входят: введение, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, глоссарий терминов и собственно международные стандарты аудита, которые состоят из 10 разделов. Эти 10 разделов четко структурируют финансовый аудит по основным аспектам, ориентируясь на процедуру как важнейший элемент аудита. Четкое структурирование является важнейшей отличительной чертой МСА.
МСА классифицированы по следующим основным разделам:
Структура МСА
Раздел I. Вводные аспекты.
Раздел II. Обязанности.
Раздел III. Планирование.
Раздел IV. Внутренний контроль.
Раздел V. Аудиторские доказательства.
Раздел VI. Использование работы третьих лиц.
Раздел VII. Аудиторские выводы и подготовка отчетов.
Раздел VIII. Специализированные области.
Раздел IX. Сопутствующие услуги.
Раздел X. Положения по международной аудиторской практике (ПМАП).
МСА охватывают все основные, существующие в настоящее время, аспекты финансового аудита. Здесь представлены системно и в соответствующей последовательности все процедуры аудита, состав аудиторских услуг, специфические области аудита и порядок составления аудиторских отчетов
5. Содержание и назначение основных разделов МСА
Вступительная часть, включающая предисловие, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и глоссарий, призвана раскрыть основные концептуальные основы аудита, а также способствовать лучшему пониманию задач и методов работы КМАП и всех основных органов, которые участвуют в разработке и развитии системы МСА.
Глоссарий содержит более 100 терминов и фактически скомпонован из терминов и определений, которые входят в отдельные конкретные МСА. Основное назначение глоссария — единообразное толкование пользователями всех терминов и определений, применимых в МСА.
Первый раздел содержит МСА, аналоги, которых отсутствуют в российских стандартах аудита, и включает два стандарта, характеризующих все аудиторские процедуры, их перечень, виды аудиторских услуг, основные принципы и концепции, на которых базируются МСА.
В разделе «Обязанности» объединены МСА, в которых раскрываются все обязанности аудиторов и руководства проверяемого субъекта в ходе аудита.
В третий и четвертый разделы МСА включены стандарты, объединенные проблемами планирования организации системы внутреннего контроля. Они посвящены выбору стратегии аудита, изучению специфики деятельности клиента, определению уровня существенности и аудиторских рисков.
Пятый и шестой разделы включают стандарты, посвященные получению аудиторских доказательств с использованием аудиторской выборки, аналитических процедур и др. не только силами аудитора, но также и с привлечением третьих лиц.
Седьмой и восьмой разделы МСА объединяют стандарты, которые посвящены правилам составления аудиторских отчетов (заключений).
В девятом разделе представлены МСА, раскрывающие сущность, цели и задачи сопутствующих услуг в ходе аудита, которые классифицированы в МСС 120 «Основные принципы МСА».
В последнем, десятом разделе объединены «Положения по международной аудиторской практике» (ПМАП). В них включены различные документы, посвященные аудиторской практике в различных организациях и специфическим вопросам аудита. ПМАП дают аудиторам дополнительную информацию и практические рекомендации путем детализации отдельных разделов соответствующих стандартов
6. Сопоставление и характеристика основных различий между МСА и российскими стандартами аудита