Международные стандарты аудита

Автор: w**************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

В данной работе непосредственно будут рассматриваться основные нормы и правила аудиторской деятельности и их назначение, а также будет рассмотрен международный и республиканский опыт в области аудита. В первой главе будет рассматриваться сущность международных стандартов аудита, их основное назначение и роль. Во второй главе более близко будут рассмотрены вводные международные стандарты аудита, а также будет проведен анализ и сравнение международного и республиканского опыта в области оказания аудиторских услуг.

Содержание

Введение
1. Понятие международных стандартов аудита
1.1. Сущность международных стандартов аудита
1.2. История и направления разработки основных стандартов аудита
1.3. Назначение и классификация международных стандартов аудита
2. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь, ее анализ и сравнение с международными стандартами
2.1. Вводные международные стандарты аудита
2.2. Сравнение и анализ республиканских и международных стандартов аудита
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

межд станд аудита.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

•в случае аудиторского задания аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся  предметом  аудита,  свободна  от  существенных  искажений. В аудиторском отчете (заключении) это выражается позитивным образом в виде разумной уверенности; и  в случае задания об обзорной проверке аудитор обеспечивает

средний уровень уверенности  в том,  что информация,  подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. Это выражается в виде негативной уверенности;

•в случае задания о согласованных процедурах аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без выражения уверенности.  Пользователям отчета предоставляется  возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора;

•в случае задания о компиляции, хотя пользователи скомпилированной информации и получают определенные преимущества от участия в работе бухгалтера, в отчете (заключении) не выражается никакой уверенности.

     Согласно  МСА 120 аудит финансовой отчетности призван дать аудиторской организации и индивидуальному аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. Отмечено, что мнение аудитора должно базироваться на собранных им в ходе аудита достаточных и  уместных  аудиторских доказательствах. Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации в том случае, если к ней прилагается его отчет или если аудитор выражает согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью. Указывается,  что  аудитор  должен  потребовать  от  руководства субъекта прекращения неправомерных действий, если аудитору становятся известны факты ненадлежащего использования субъектом имени аудитора в связи с финансовой информацией. Отмечено, что аудитор может также проинформировать любые известные третьи стороны о  том,  что  его  имя  использовалось  ненадлежащим  образом  в  связи с указанной информацией.

     В соответствующем разделе МСА 120 говорится, что в конце каждого международного стандарта приводится раздел «Перспективы государственного сектора», в котором раскрываются характерные случаи, требующие  пояснения  или дополнения.  Международный  стандарт, в котором такого раздела нет, применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах. 
 

2.2. Сравнение и анализ  республиканских  и международных  стандартов аудита 
 

      В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  республиканские правила аудиторской  деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц.

     В настоящее время на основе Международных  стандартов аудита разработано 38 республиканских  правил аудиторской деятельности, содержащих соответствующие требования и принципы проведения аудита. Республиканские правила аудиторской деятельности максимально приближены к Международным стандартам аудита, при этом ряд республиканских правил включают дополнительные нормы и положения, соответствующие законодательству Республики Беларусь.

     В случае отсутствия республиканских  правил в какой-либо области аудита в соответствии с действующим  законодательством по аудиторской  деятельности при разработке правил аудиторской организации можно  руководствоваться Международными стандартами аудита, правилами (стандартами) аудиторской деятельности других стран, с учетом особенности проведения аудита и требований законодательства Республики Беларусь.

      Сравнение и анализ некоторых республиканских и международных стандартов приведено ниже в таблице 2. 

Таблица 2. Сравнение республиканских и  международных правил аудиторской  деятельности 

Номер и наименование стандарта (положения) на 01.01.2011 Наименование  республиканских правил аудиторской  деятельности (ПАД) Комментарии
Международные стандарты аудита (МСА)    
200.Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА Правила аудиторской  деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой отчетности)»

(Постановление  МФ от 26.10.2000 № 114)

МСА включает доп. разделы, содержащие требования к опр. аудиторского риска и существенности принципов финансовой отчетности, порядку выражения мнения в отношении финансовой отчетности. В наст. время разрабатывается новая редакция респ. ПАД.
220.Контроль качества аудита финансовой отчетности Правила аудиторской  деятельности «Внутренний контроль качества аудита» 

(Постановление  МФ от 23.01.2002 № 8)

Респ. ПАД включают положения МСА 220 и положения Международного стандарта по контролю качества (МСКК 1), устан. основные принципы и процедуры в отношении обязанностей фирмы по организации системы контроля за качеством проводимого аудита.
240.Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности

250.Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности

Правила аудиторской  деятельности «Действия аудиторской  организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства»

(Постановление  МФ от 31.03.2006 № 33)

Республиканские ПАД включают положения МСА 240 и  МСА 250.
320.Существенность в планировании и проведении аудита Правила аудиторской деятельности «Существенность в аудите»

Постановление МФ от 06.03.2001 № 24)

Респ. ПАД содержат норму об обязанности аудиторской организации самост. разработать порядок определения уровня существенности и системы базовых показателей бух. (фин.) отчетности и отразить его в правилах аудиторской деятельности аудиторской организации.
450.Оценка искажений, выявленных в ходе аудита Аналогичные правила  аудиторской деятельности отсутствуют МСА определяет понятия «искажение», «несущественные  искажения», «очевидно незначительные искажения», «уровень незначительности», содержит положения и ряд обязанностей аудитора в отношении оценки выявленных искажений.
500.Аудиторские доказательства Правила аудиторской  деятельности «Аудиторские доказательства» 

(Постановление  МФ от 26.10.2000 № 114)

Респ. ПАД максимально приближены к МСА.
501.Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей Правила аудиторской  деятельности «Получение аудиторских  доказательств в некоторых конкретных случаях» (Постановление МФ от 29.09.2005 № 115) В респ. ПАД содержится дополнительно ссылка на применение норм респ. ПАД "Использование результатов работы другой аудиторской организации" в случаях, когда аудиторская организация проводит аудит достоверности бух. (финансовой) отчетности аудируемого лица, включающей показатели одного или нескольких его структурных подразделений, аудит которых проводит другая аудиторская организация.
520.Аналитические процедуры Правила аудиторской  деятельности «Аналитические процедуры»

(Постановление  МФ от 07.02.2001 № 9)

В МСА приводится более подробный порядок действий аудитора по выполнению аналитических  процедур:

-в кач. процедур оценки риска,

-в кач. процедур проверки по существу,

-при проведении общей обзорной проверки в ходе завершения аудита.

530 .Аудиторская выборка Правила аудиторской  деятельности «Аудиторская выборка»

(Постановление  МФ от 09.07.2001 № 77)

МСА 530 содержит ряд доп. норм, в части выбора аудитором подхода к разработке ауд. выборки, опр. понятия «допустимая ошибка», проведения аудиторских процедур. В настоящее время разрабатывается новая редакция респ. ПАД.
560.Последующие события Правила аудиторской деятельности «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты»

(Постановление  МФ от 24.06.2003 № 100)

Респ. ПАД содержат обусловленные требованиями законодательства Республики Беларусь особенности. В частности, в правилах применяется термин «дата представления бух. (финансовой) отчетности», в то время как в МСА - «дата опубликования финансовой отчетности».
610.Использование работы внутренних аудиторов Правила аудиторской  деятельности «Использование результатов  работы внутреннего аудита»

(Постановление  МФ от 07.02.2001 № 9)

Республиканские ПАД максимально приближены к  МСА.
620.Использование работы эксперта аудита Правила аудиторской  деятельности «Использование результатов  работы эксперта» 

(Постановление  МФ от 18.12.2001 № 123)

Респ. ПАД содержат отличия, обусловленные требованиями законодательства РБ:

а)экспертом  не может явл. лицо, состоящее в штате аудиторской организации;

б)ауд. заключение не должно содержать указаний на исп. аудиторской организацией при проведении аудита результатов работы эксперта (согласно МСА при выдаче безоговорочно положительного ауд. заключения аудитор не должен ссылаться на работу эксперта, при выдаче модифицированного ауд. заключения целесообразно сделать ссылку на работу эксперта (включая указание на эксперта и степень его участия в аудиторском задании)).

700.Формирование мнения и заключение по финансовой отчетности.

705.Модификации мнения в заключении независимого аудитора.

706.Абзац, привлекающий внимание, и прочие поясняющие параграфы в заключении независимого аудитора

Правила аудиторской  деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Постановление МФ от 17.09.2003 № 128) Респ. ПАД разработаны в соответствии с МСА 700, МСА 705 и МСА 706, однако сод. обусловленные особенностями законодательства РБ отличия:

а)предусм. составление ауд. заключения по бух. (фин.) отчетности, подготовленной только в соответствии с требованиями законодательства РБ;

б)подготовка ауд. заключения в электронном виде не предусматривается;

Респ. ПАД содержат ряд доп. положений:

-указание  в ауд. заключении даты его получения, заверенной подписями руководителей аудируемого лица и аудиторской организации (реком. норма);

-предост.  ауд. заключения пользователям в месячный срок с даты получения аудиторского заключения, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным;

-дополнены главой «Особенности аудиторского заключения по данным книги учета доходов и расходов» и приложением, содержащим пример такого аудиторского заключения.

В МСА 706 содержится норма, огран. возможность применения абзаца, привлекающего внимания. Абзац, привлекающий внимание, может указывать только на факты, раскрытые в финансовой отчетности; в случае если факты не раскрыты в отчетности надлежащим образом, то аудитор должен применять МСА 705.

720.Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность Правила аудиторской  деятельности «Прочая информация в  документах, содержащих проверенную  бухгалтерскую отчетность»

(Постановление  МФ от 25.09.2002 № 133)

Республиканские ПАД максимально приближены к  МСА.
800.Аудит финансовой отчетности составленной в соответствии с заданиями специального назначения.

805.Аудит отдельных финансовых отчетов и определенных элементов, счетов и статей финансовой отчетности.

810.Задания о составлении отчета по обобщенной финансовой отчетности.

Правила аудиторской  деятельности «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию»

(Постановление  МФ от 23.01.2002 № 8)

Респ. ПАД содержат ряд норм, обусловленных особенностями законодательства РБ. Так, респ. ПАД предусматривают, что по результатам выполнения специального ауд. задания аудиторская организация:

а)составляет аудиторское заключение по установленной законодательством РБ форме; б)подтверждает данные документа, составленного аудируемым лицом;

в)составляет ауд. заключение в соответствии с требованиями настоящих правил.

Респ. ПАД  содержат ряд доп. положений:

-по результатам специального ауд. задания аудиторская организация обязана подготовить письменную информацию по вопросам, проверяемым в ходе аудита;

-доп. главой «Особенности подготовки аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов».

 

Заключение 
 

     Итак, международные стандарты аудита — это документы, формулирующие единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, при соблюдении которых обеспечивается определенный уровень гарантии результата аудита. Роль и значение  аудиторских  стандартов заключается в том, что стандарты  аудита,  являясь  критерием  для  определения  качества аудиторских услуг,  позволяют  пользователям  финансовой  информации  получить  определенную  уверенность  в том,  что аудитор не  подтвердит  недостоверную  информацию,  и  аудиторская  проверка  будет проведена добросовестно.

     Данные  стандарты издаются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (независимый орган, разрабатывающий стандарты аудита, обзорных проверок и других заданий, позволяющих контролировать и гарантировать качество аудиторской деятельности во всём мире). Ежегодно издается сборник документов, регулирующих профессиональную деятельность аудиторов, включающих глоссарий, перечень последних изменений, описание структуры, стандартов и положений. Общие положения аудиторской деятельности отражены во вводных  международных  стандартах  аудита,  в  состав  которых  входят  предисловие  к  международным  стандартам аудита  и сопутствующих услуг, глоссарий, МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность», МСА  120 «Основные принципы Международных стандартов аудита».

     В Республике Беларусь в настоящее время на основе Международных стандартов аудита разработано 38 республиканских правил аудиторской деятельности, содержащих соответствующие требования и принципы проведения аудита. Республиканские правила аудиторской деятельности максимально приближены к Международным стандартам аудита, при этом ряд республиканских правил включают дополнительные нормы и положения, соответствующие законодательству Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 
 

1.Жарыгласова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: Учебное пособие, 3-е издание, М., 2007.

2.Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2007.

3.Пугачев  В.В. Международные стандарты  аудита, М.: Дело и Сервис, 2009.

 

Электронный ресурс:

1.Официальный  сайт Министерства финансов Республики  Беларусь: http://www.minfin.gov.by 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международные стандарты аудита