Маржинальный доход и методы списания основных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа является исследует роль маржинального дохода в управлении коммерческими организациями, в разработке практических рекомендаций по оптимизации финансовых результатов.
В курсовой работе раскрывается понятие себестоимости и классификацию затрат на постоянные и переменные.
Описывается схема учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
Рассматривается сущность маржинального дохода и методы списания постоянных расходов.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие себестоимости и классификация затрат на постоянные и
переменные................................................................................................................6
2. Схема учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции...................................................................................................................10
3. Маржинальный доход и ставка покрытия...........................................................14
4. Анализ безубыточности деятельности предприятия (на примере ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат»).......................................................................26
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МАРЖ. ДОХОД.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

1) уравнения;

2) маржинального дохода;

3) графического изображения.

Метод уравнения для определения точки безубыточности

Метод уравнения основан на том, что любой отчет о финансовом результате можно представить в виде следующего уравнения:

           Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль         (4)

 

(Цена × Количество единиц) - (Переменные затраты на единицу × количество

                              единиц) - Постоянные затраты = Прибыль                             (5)

Форма данного уравнения подчеркивает, что все издержки делятся на зависящие от объема реализации (переменные) и не зависящие от него (постоянные).

Период, за который должно быть произведено (или реализовано) количество изделий в точке безубыточности, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

Используя метод уравнения определения точки безубыточности, можно определить, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную, начально заданную величину прибыли. Такой расчет возможен ввиду того, что процентное соотношение переменных издержек к выручке остается неизменным.

Метод уравнений можно использовать и при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих случаях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента — в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнения, для определения точки безубыточности используется концепция маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

Маржинальный доход (МД) - это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками.

Существует два способа определения маржинального дохода:

                      МД = Выручка от реализации - Переменные затраты                     (6)

                     МД = Постоянные затраты + Прибыль организации                       (7)

Соответственно, если из маржинального дохода вычесть постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.

Под средней величиной МД понимают разницу между ценой продукции и переменными затратами на единицу продукции. Средняя величина МД отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли:

                    Средний МД = Цена - Переменные затраты на единицу                  (8)          

Нормой МД (процентом МД) называется доля величины МД в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины МД в цене товара:

                   Норма МД = МД на весь объем / Выручка от реализации,                (9)

                                     Норма МД = Средний МД / Цена                                     (10)

Таким образом, чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? При условии уменьшения выручки нельзя определить этот показатель в точке безубыточности простым сложением переменных и постоянных затрат, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

Точка безубыточности согласно этому методу может быть определена как точка, в которой разница между маржинальным доходом и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равен постоянным затратам.

 

 

 

 

4. Анализ безубыточности деятельности предприятия (на примере ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат»)

 

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для определения их уровня можно использовать аналитический (см. табл. 4) и графический способы.

Таблица 4

Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

       

       Показатели

Значения

Откл.

2006-2005 гг.

Откл.

2007-

2006 гг.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

 

1.Выручка от продаж, тыс. руб.

156 167

 

179 157

253 037

22 990

73 880

2.Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

114 550

148 200

176 419

33 650

28 219

3.Валовая прибыль (маржинальный доход), тыс. руб.  (п.1 – п. 2)

41 617

30 957

76 618

-10 660

45 661

4.Доля маржинального дохода в выручке от продаж (п.3 : п.1)

0,266

0,173

0,303

-0,093

0,13

5.Постояные расходы, тыс. руб.

2 896

3 786

7 463

890

2 677

6.Порог рентабельности  (точка безубыточности), тыс. руб. (п.5: п.4)

10 887

21 884

24 630

10 997

2 746

7.Запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. (п.1 – п.6)

145 280

157 273

228 407

11 993

71 134

8.Запас финансовой прочности в % к выручке от продаж  (п.7 : п.1)

93,03

87,78

90,27

-5,25

2,49

9.Прибыль от продаж, тыс. руб.

39 931

28 118

30 524

-11 813

2 406

10.Прибыль от продаж в % к ЗФП (п.9 : п.7)

27,49

17,88

13,36

-9,61

-4,52

 

Используя данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2005-2007 год (см Приложение 1-2) рассчитаем ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:

- маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли (МД), тыс. руб.;

- точка критического объема продаж (r) или точка безубыточности, тыс. руб.;

- запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя – свыше 60% от объема продаж.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (см. рис. 1).

Себестоимость проданной продукции и величина прибыли

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Объем реализации продукции

 

Рис. 1. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и

ее себестоимостью в ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» в

2007 году

 

По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

На ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» критическая точка расположена на уровне 90,27% возможного объема реализации продукции (см. рис. 2). Если пакет заказов на продукцию предприятия больше 90,27% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если же пакет заказов будет менее 90,27% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным.

Себестоимость проданной продукции и величина прибыли

Рис. 2. Определение точки безубыточности за 2007 год

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 90,27%. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

При объеме реализации, равным нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат (А) разделить на долю маржинального дохода в выручке (Дмд):

                                                                                                        (11)

где А- сумма постоянных затрат, тыс. руб.;

       Дмд. - доля маржинального дохода в выручке.

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

                                            ,                                                   (12)

где МД - сумма маржинального дохода, тыс. руб.

Т2005=

Т2006=

Т2007=

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

                                        ,                                                 (13)

где ЗБ - зона безопасности (запас финансовой прочности), %;

       В-выручка от реализации продукции, тыс. руб.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что валовая прибыль (маржинальный доход) в 2006 году по сравнению с предыдущим 2005 годом снизилась на 10 660 тыс. руб., а в 2007 году  возросла на 45 661 тыс. руб., выручка от продаж возросла  в 2006 г. на 22 990 тыс. руб., а в 2007 г. на 73880 тыс. руб.

Для расчета максимальной массы прибыли и для определения наивысших темпов ее прироста, необходимо сопоставление выручки от реализации с переменными постоянными затратами. Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки. Постоянные затраты не следуют за динамикой объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы. Данная классификация затрат позволяет решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет сокращения расходов, а также позволяет судить об окупаемости затрат.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Порогу рентабельности соответствует выручка от реализации в сумме 10887 тыс. руб. в 2005 году, 21884 тыс. руб. в 2006 году, 24630 тыс. руб. в 2007 году. Рост критического объема продаж (порога рентабельности) оценивается положительно. Именно при таком объеме реализации выручка в точности покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю. Пройдя порог рентабельности, хлебокомбинат получит дополнительную сумму валовой маржи на каждую единицу изделий.

Зная порог рентабельности, определим запас финансовой прочности. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности.

В ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» запас финансовой прочности составил:

2005 год: 156 167 тыс. руб.-10 887 тыс. руб.=145 280 тыс. руб.

2006 год: 179 157 тыс. руб. – 21 884 тыс. руб.=157 273 тыс. руб.

2007 год: 253 037 тыс. руб.-24630 тыс. руб.=228 407 тыс. руб.

Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил в 2005 г. – 93,03%, в 2006 г. – 87,78%,  в 2007  г. – 90,27%. Это означает, что хлебокомбинат способен выдержать в 2005 году 93%, в 2006 году 88%, в 2007 году 90 - процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.

В 2006 году по сравнению с предыдущим  2005 годом ЗФП  уменьшился  на 5,25 пункта. Хотя он и оставался на достаточно высоком уровне, его нормативное значение находится в пределах 60–70%. Достигнутый в 2007 году процент ЗФП достаточно высок. Его следует поддерживать на нормативном уровне, на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая написание данной курсовой работы, подведем следующие итоги.

Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами.

Информация о работе Маржинальный доход и методы списания основных расходов