Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Любая система управления - это, прежде всего, целенаправленная система, имеющая структурированное строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.
Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. В сущности, планирование - это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах. В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное и текущее планирование.
Сущность процесса
стратегического планирования сводится
к поиску ответов на вопросы:
1. Каково настоящее
положение образовательного
2. какова стратегическая
ситуация, в которой оно находится?
3. в каком
положении руководство
4. Какие препятствия
могут возникнуть на пути к
поставленной цели?
5. Что и как
нужно сделать, чтобы достичь
целей организации?
Существуют разные модели процесса стратегического планирования. На рисунке 1 представлена схема процесса стратегического планирования. Этапы, выделенные на рисунке составляют процесс планирования стратегии.
Процесс планирования
стратегии включает ряд сложностей
при его освоении. Новая стратегия,
как правило, разрушает сложившийся
в учебном заведении тип
Метод сценариев
будущего
Сценарий - это
описание картины будущего, состоящей
из согласованных, логически взаимоувязанных
событий и последовательности шагов,
с определенной вероятностью ведущих
к прогнозируемому конечному
состоянию (образу организации в
будущем).
Сценарии развития
разрабатываются для отраслей, организации
в целом и их стратегических подразделений,
функциональных зон деятельности, важнейших
факторов окружающей среды, рынков.
Этот метод
весьма полезен при выборе миссии
и целей учебного заведения, определении
стратегии развития, при прогнозировании
на 10 - 20 лет, когда теряют свое значение
сегодняшние достижения возрастает спектр
новых возможностей.
Сценарии должны
из настоящей ситуации развить картины
будущего образовательного учреждения.
Работа эта ведется систематически
и с учетом основополагающего
принципа стратегического управления
- альтернативности выбора. Поэтому
разрабатывается не один сценарий,
а несколько вариантов, что позволяет
руководителям организации
Возможна разработка
двух типов сценариев. Первый тип
содержит описание последовательности
шагов, ведущих к прогнозируемому
состоянию образовательного учреждения,
а также факторов и событий, оказывающих
решающее влияние на этот процесс. Второй
тип содержит описание возможных
последствий для организации, если
она достигнет прогнозируемого
состояния.
Существует несколько
подходов к разработке сценариев, все
они предполагают три общих положения:
1. Исходным пунктом
разработки “сценариев
2. Для воздействующих
факторов с неопределенными
3. Должно быть
разработано несколько
В настоящее
время в деятельности учебных
заведений уделяют все большее
внимание методам “сценариев будущего”:
Пессимистичный
- ситуация, когда происходит ухудшение
состояния социальной, экономической
и политической систем общества, что приводит
к снижению качества жизни населения и
уровню образования в обществе.
Реалистичный -
ситуация, когда происходит стабилизация
состояния социальной, экономической
и политической систем общества, улучшение
качества жизни населения, восстановление
приоритетов образования в обществе.
Оптимистический
- ситуация, когда наблюдается значительное
улучшение социально - экономического
положения в страны, рост качества
жизни населения и уровня образования
в обществе.