Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:01, лекция
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» закрепил обязательность ведения и организации бухгалтерского учета во всех хозяйствующих субъектах независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Таким образом, бухгалтерский учет выступает как одна из основных функций управления. Организационные формы бухгалтерского учета строяться на основании законодательно-нормативных актов, в которых эти вопросы разработаны достаточно подробно.
Введение
1. Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы бухгалтерского дела.
2. Организационная структура бухгалтерской службы в организации.
3. Права, обязанности и ответственность должностных лиц бухгалтерской службы.
Заключение
Вывод по вопросу: Под рациональной организацией бухгалтерского учета понимается система элементов и средств построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности экономического субъекта и осуществления контроля за эффективностью использования материальных и трудовых ресурсов.
Основными элементами и средствами системы организации бухгалтерского учета являются:
- Положение о бухгалтерии;
- учетная политика организации;
- должностные инструкции.
II. Организационная структура бухгалтерской службы в организации.
Говоря об организационной структуре бухгалтерской службы, речь может идти только о случае, предусмотренном подпунктом «а» ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, т.е. когда в организации создается специализированное структурное подразделение.
Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению.
В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется на небольших организациях
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Рядовые работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам. Данная модель структуры бухгалтерии применяется в основном в средних и крупных организациях. При этом могут создаваться отделы (группы):
— расчетный — осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;
— материальный — ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;
— готовой продукции — ведет учет выпуска и реализации готовой продукции;
— производства и калькуляции себестоимости — ведет учет затрат на производство продукции, калькулирует её фактическую себестоимость;
— общий отдел — осуществляет остальные операции.
В крупных организациях, кроме перечисленных, могут открывать отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др.
В некоторых организациях в штат бухгалтерии вводится должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.
При необходимости в штат бухгалтерии может вводиться должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками
При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии её отделы (группы) выполняют замкнутый цикл работ. Такая структура бухгалтерии применяется в организациях, в которых созданы центры ответственности.
Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определенных Законом «О бухгалтерском учете». Исходя из этих задач, можно выделить следующие основные функции бухгалтерской службы организации:
— ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов в целях формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;
- организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;
— оперативный и систематический анализ данных, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входит:
— контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств, материальных и трудовых ресурсов;
— обеспечение сохранности денежных средств;
— формирование рациональной схемы документооборота со структурными подразделениями организации, выделенными на обособленный баланс;
— начисление и выплата в установленные сроки оплаты труда работникам, проведение расчетов с работниками по иным основаниям;
— своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
— своевременное проведение расчетов с налоговыми органами;
— участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
— проведение занятий с материально-ответственными лицами по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
— внедрение и использование средств автоматизации в учетном процессе;
— составление и предоставление в установленные сроки бухгалтерской (налоговой) отчетности;
— хранение документов в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Вывод по вопросу: Существует три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная). Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, и её отраслевой принадлежности, от видов деятельности и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.
III. Права, обязанности и ответственность должностных лиц бухгалтерской службы.
Основные права и обязанности главного бухгалтера определены статьей 7 Закона РФ «О бухгалтерском учете».
Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от неё приказом руководителем организации.
Главный бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны применяться к исполнению.
бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.
На должность главного бухгалтера обычно принимается лицо с высшим экономическим образованием, желательно, чтобы это лицо прошло аттестацию на звание профессионального бухгалтера - главного бухгалтера.
В необходимых случаях на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.
Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки бухгалтерского учета и отчетности.
На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) его права и обязанности переходят к заместителю, а при отсутствии последнего — к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по организации.
Обязанности главного бухгалтера.
Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:
а) широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов
бухгалтерского учета;
б) полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
в) достоверный учет издержек-производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
г) точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами;
д) правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы;
е) участие в работе юридических служб по оформлению материалов
по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб непосредственное осуществление этих функций;
ж) проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах, производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;
з) составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;
и) осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
к) активное участие работников-бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета;
л) своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных (структурных) единицах, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, и подготовку предложений по улучшению их работы;
м) сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:
а) соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;
б) правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;
в) соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств
г) взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;
д) законность списания недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценней,-нарушения финансового и хозяйственного законодательства.
В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю организации для принятия мер.
Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным. Предоставление права подписания документов этим лицам должно быть оформлено приказом по организации.