Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Бухгалтерскому учету и аудиту" на тему: "Учет производственных запасов"

Работа содержит 1 файл

материалы.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

   Требование-накладная  выписывается на основании распоряжения отдела снабжения при систематическом пополнении запасов цеховых кладовых с базисных складов. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй – принимающему складу для оприходования ценностей.

   Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.

   Накладную подписывают материально ответственные  лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Прочее  выбытие материалов

   Отпуск  материалов на сторону (продажа, списание, безвозмездная передача) должен оформляться подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия или лиц, им на то уполномоченных, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

   Накладную на отпуск материалов на сторону выписывает работник отдела снабжения в двух экземплярах: первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов. На основании накладной выписывают счет, предъявляемый для оплаты организациям за отпущенные материалы.

   При перевозке грузов автотранспортом  вместо накладной на отпуск материалов оформляется товарно-транспортная накладная.

   Аналогично  оформляется отпуск материалов хозяйствам своей организации, расположенным  за пределами ее территории (отделу капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

   Отпуск  материалов на сторону для целей  переработки может производиться  при наличии на это договоров  или соглашений.

   Отпуск  на сторону и пропуск оформляются  при предъявлении получателем материалов доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.

   Списание  материалов может осуществляться в следующих случаях:

  • пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;
  • морально устаревшие;
  • при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.

   Подготовка  необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц.

   Комиссия выполняет следующие функции:

  • осуществляет непосредственный осмотр материалов;
  • устанавливает причину непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);
  • выявляет лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
  • определяет возможности использования материалов на другие цели или их продажи;
  • составляет акт на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);
  • представляет акт на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
  • проводит совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценку рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (морального износа материалов, изменения рыночной цены) и определяет стоимость отходов (утиля, лома и т.п.);
  • осуществляет контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.

   В акте на списание материалов указывается: наименование списываемых материалов и их отличительные признаки; количество; фактическая себестоимость; установленный срок хранения; дата (месяц, год) поступления материалов; причина списания; информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц. Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.

   Списанные материалы, использование которых  возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками), или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.), приходуются на склад (кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей

   На  счетах бухгалтерского учета операции по выбытию материальных ценностей отражаются следующим образом: 

Первичный 
документ
Содержание  операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 2 3      4
Продажа материалов при расчетах денежными  средствами
Накладная на отпуск материалов на сторону; договор Отгружены материалы  покупателю (по фактической себестоимости или учетным ценам) 91
      10
Бухгалтерская справка В случае учета  по учетным ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца) 91 16
Накладная на отпуск материалов на сторону; счет-фактура Задолженность покупателя по оплате материалов по продажной цене, в т.ч. НДС 62 91
Счет-фактура НДС на продажную  стоимость материалов 91 68
Счет-фактура  Оплачен покупателем  счет за материалы  
(по продажной цене, в т.ч. НДС)
51 62
  Выявлена прибыль  от продажи материалов (сформировавшееся сальдо по данной операции на счете 91) 91 99
Продажа материалов по договорам, предусматривающим  
оплату неденежными средствами
Накладная на отпуск материалов на сторону; договор Отгружены материалы  покупателю  
(по фактической себестоимости или  
учетным ценам)
91 10
Бухгалтерская справка В случае учета  материалов по учетным  
ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов  
(в конце месяца)
91 16
Счет-фактура  организации Начислен НДС  на отгруженные товары  
(работы, услуги) (п. 2 ст. 154 НК РФ)
91 68
Отгрузочные документы поставщика Получены товары в счет оплаты задолженности по продаже материалов (работы, услуги) по покупной цене товаров, в т.ч. НДС 60 62
Отгрузочные документы поставщика Оприходованы  полученные товары (работы, услуги) по покупной цене без НДС 10, 41, 20,44 60
Счет-фактура  поставщика НДС на оприходованные товары (работы, услуги) по покупной цене товаров 19 60
Счет-фактура  поставщика Принят к  возмещению из бюджета НДС  
по полученным товарам (работам, услугам) после фактической оплаты и оприходования товаров по покупной цене
68 19
Передача  материалов в виде вклада в уставный капитал  
другой организации
Накладная на отпуск материалов на сторону Отгружены материалы  учреждаемой организации (по фактической себестоимости  
или учетным ценам)
91 10
Бухгалтерская справка В случае учета  материалов по учетным ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца) 91 16
Учредительные документы Отражена передача материалов в качестве вклада в уставный капитал другой организации (по оценочной стоимости) 58-1 91
  Сформировавшееся  сальдо по данной  
операции на счете 91
   
прибыль 91 99
убыток 99 91
Безвозмездная передача материалов (в т.ч. по договорам  дарения)
Накладная на отпуск материалов на сторону; договор Отгружены материалы  потребителю (по фактической себестоимости или учетным ценам) 91 10
Бухгалтерская справка В случае учета  материалов по учетным  
ценам отражена соответствующая часть отклонений в стоимости материалов  
(в конце месяца)
91 16
Счет-фактура  организации Начислен НДС  на рыночную стоимость материалов (п. 2 ст. 154 и ст. 40 НК РФ) 91 68
  Выявлен убыток от безвозмездной передачи материалов (сформировавшееся сальдо по данной операции на счете 91) 99 91

   Списание  материалов со счетов учета запасов может осуществляться по истечении сроков хранения, морально устаревших, при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.

4. Учет материалов в бухгалтерской службе

   Бухгалтерский учет может быть организован с применением компьютерного учета на основе утвержденной в установленном порядке системы автоматизированных рабочих мест бухгалтеров и других специалистов или по журнально-ордерной форме на утвержденных регистрах бухгалтерского учета.

Аналитический учет материалов

   Все первичные учетные документы  по движению материальных ценностей  на складах подразделений организации  должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки.

   Полученные  со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).

   Бухгалтерией  должна быть установлена тождественность данных центральных складов и кладовых цехов и участков о внутренней переработке материалов.

   Все первичные документы подвергаются таксировке. Таксировка осуществляется по каждой строке многострочного документа (за исключением лимитно-заборных карт) и по каждому однострочному документу. По лимитно-заборным картам таксируется общее количество (с учетом возврата) по каждому номенклатурному номеру.

   При обработке первичных документов на первых экземплярах бухгалтерией проставляются учетные шифры видов операции, поставщика и др., а затем эти документы группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям отпуска (расхода) материалов (по корреспондирующим счетам). Выявленные суммы записываются в соответствующие регистры синтетического учета.

   После разметки первые экземпляры первичных  документов передаются соответствующим исполнителям: приходные документы с приложенными к ним счетами-фактурами, накладными и т.п. – для учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные документы – для учета затрат на производство и калькуляции и др.

   В бухгалтерии при ведении учета  вручную применяются оборотный (количественно-суммовой) и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы учета.

   При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.

   При первом варианте в бухгалтерской  службе одновременно ведется учет в  количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях – только количественный учет):

  • в бухгалтерии организации на каждый вид материально-производственных запасов (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета;
  • в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;
  • на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению;
  • на основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;
  • движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно;
  • сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.

   В случае использования второго варианта в бухгалтерской службе не ведутся  карточки аналитического учета:

  • все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;
  • оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте;
  • остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

   Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе:

  • учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;
  • движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов учитываются отдельно;
  • в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;
  • на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;
  • остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

   При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах – для бухгалтерской службы и склада (подразделения).

   Применение  организацией программ автоматизации  учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:

  • оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
  • ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
  • оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;
  • оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки).

Синтетический учет материалов

   Независимо  от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим  
счетам, а внутри них – по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.

   Ежемесячно  данные о движении материалов обобщаются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях), где группировка ведется раздельно по каждому складу (подразделению, др. местам хранения материалов). Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов и могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам.

   В ведомостях формируются итоги оборотов за месяц (отчетный период) в разрезе групп материалов по субсчетам, синтетическим счетам по каждому складу (подразделению, месту хранения). Итоги из ведомостей движения материалов по складам (подразделениям, местам хранения материалов) ежемесячно переносятся в сводную ведомость движения материалов, где приводятся данные об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода) в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета.

   Данные  сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, т.е. с оборотными ведомостями и сальдовыми ведомостями (книгами).

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"