Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:46, курс лекций
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса на предприятии. Она составляется на основании данных всех видов учета – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического.
Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается лишь в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных показателей.
ГЛАВА 1. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности .……….…….1
1.1. Понятие, назначение и основные задачи бухгалтерской отчетности....………..1
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности ……………………2
1.3. Виды отчетности, ее классификация………………..………………….……….4
1.4. Правила составления бухгалтерской отчетности………………………………5
1.5. Требования, предъявляемые к отчетности…………………………….………..5
1.6. Качественные характеристики отчетных форм…………………………...7
1.7. Исправления в бухгалтерской отчетности………………………………………9
1.8. Пользователи бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее
представления……………………………………………………………………10
1.9. Состав и содержание бухгалтерской отчетности в России…………………...11
ГЛАВА 2. Бухгалтерский баланс…………………………….……………..………..12
2.1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике………..12
2.2. Структура бухгалтерского баланса………………..……………………..……...13
2.3. Классификация бухгалтерских балансов………………………………………..14
2.4. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу…………………….....16
2.5. Принципы построения бухгалтерского баланса ………………………….18
2.6. Методы оценки отдельных статей баланса….…………………………………..18
2.7. Формирование бухгалтерского баланса в России (форма 0710001)…………...21
2.8. Вуалирование и фальсификация бухгалтерских балансов……………………..31
2.9. Использование данных бухгалтерского баланса для оценки
финансового состояния организации……………………………………………32
ГЛАВА 3. Отчет о прибылях и убытках…………………………………………….33
3.1. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в
условиях рыночной экономики…………………………………………………...33
3.2. Состав и содержание отчета о прибылях и убытках
(форма 0710002). Порядок заполнения его статей……………………………...34
3.3. Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках в
оценке доходности и рентабельности организации…………………..………...41
ГЛАВА 4. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках…………………………………………………………………………………..42
4.1. Отчет об изменениях капитала (форма 0710003)……………………………….42
4.1.1. Целевое назначение и содержание отчета об изменениях капитала …………42
4.1.2. Состав, содержание и порядок заполнения показателей отчета
об изменениях капитала (форма 0710003)………………………………….…...43
4.2. Отчет о движении денежных средств (форма 0710004) ……………………….48
4.2.1. Назначение и состав отчета о движении денежных средств…………………...48
4.2.2. Содержание и порядок формирования отчета о движении
денежных средств (форма 071004)……………………………………….……...49
4.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
(форма 0710005) - табличный вариант).……………………………………...54
4.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках –
текстовый вариант……………………………………………………………..63
1. Краткая характеристика деятельности организации, основные направления ее деятельности………………………………………………………………………………….64
2. Учетная политика организации и изменения в учетной политике……………………….65
3. Основные факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты………...68
4. Основные аналитические показатели………………………………………………………74
5. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках………………….74
6. Прочие расшифровки и комментарии………………………………………………………..78
События после отчетной даты…………………………………………………………..78
Условные факты хозяйственной деятельности………………………………………...80
Государственная помощь………………………………………………………………...81
Информация о связанных сторонах…………………...………………………………...81
Информация по сегментам………………………………………………………………82
Изменение оценочного значения………………………………………………………..85
Информация о природоохранных мероприятиях………………………………………86
4.5. Состав, содержание и порядок заполнения отчета о целевом
использовании полученных средств (форма 0710006)…………………………87
ГЛАВА 5. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность………….89
5.1. Определения и область применения консолидированной отчетности
в современном российском законодательстве…………………………………..89
5.2. Назначение сводной бухгалтерской отчетности. Основные отличия
консолидированной отчетности от сводной………………………….…………91
5.3. Состав и структура сводной (консолидированной) бухгалтерской
отчетности. Основные требования и правила их составления и
представления……………………………………………………………………..92
5.4. Порядок формирования консолидированной бухгалтерской
отчетности…………………………………………………………………………94
ГЛАВА 6. Трансформация российской финансовой отчетности………………109
6.1. Понятие, необходимость и цели трансформации…………………….………..109
6.2. Существующие варианты трансформирования………………………………..110
6.3. Основные этапы трансформации и методика ее проведения…………………112
Список литературы………………………………………………………….………..115
восстановление резерва – Д 63 К 91-1;
перевод из долго- в краткосрочную задолженность.
3. На конец периода:
учтенная по условиям договора (дебетовое сальдо по счетам 60,62,71,73,75,76 и др.);
величина резерва по сомнительным долгам – сальдо по кредиту счета 63 на конец отчетного периода.
5.2. Просроченная дебиторская задолженность
В подразделе приводят данные по неоплаченной в срок дебиторской задолженности по ее видам.
Подраздел 5.3. Наличие и движение кредиторской задолженности
Этот подраздел заполняется аналогично подразделу 5.1.
5.2. Просроченная дебиторская задолженность
Этот подраздел заполняется аналогично подразделу 5.2.
Раздел 6. Затраты на производство
В этом разделе отражаются данные о затратах организации по их элементам:
материальные затраты;
расходы на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
Здесь приводится расшифровка расходов, включенных в раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» отчета о прибылях и убытках. При заполнении этого раздела необходимо руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Данные отражаются в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. При внутрихозяйственном обороте затраты формируются на одних счетах, а затем списываются на другие. К внутрихозяйственному обороту относят затраты, связанные с передачей продукции (работ, услуг) внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и т.д. Сюда же относят затраты по браку, при простоях по внешним причинам, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими), расходы, списываемые в установленном порядке на счета учета финансовых результатов и капитала.
Раздел 7. Резервы под условные обязательства
Условным фактом хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» признается факт, имеющий место на отчетную дату, в отношении последствий которого существует неопределенность. Последствия условного факта оказывают существенное влияние на оценку пользователей бухгалтерской отчетности финансового положения, движения денежных средств или результатов деятельности организации.
К условным фактам относятся:
не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым, могут быть приняты в следующие отчетные периоды;
не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
учтенные (дисконтированные) векселя, срок погашения которых не наступил до даты подписания бухгалтерской отчетности;
гарантийные обязательства организации по проданной продукции и т.д.
Последствиями условного факта могут быть условные обязательства или условные активы.
К условному обязательству (условному активу) относится такое последствие условного факта, которое в будущем с высокой степенью вероятности может привести к уменьшению (увеличению) экономических выгод организации.
Условные обязательства по способу отражения в бухгалтерской отчетности делятся на две группы:
Возможные обязательства, так же как и условные активы, только раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и на счетах бухгалтерского учета не отражаются.
Условные обязательства, существующие на отчетную дату, отражаются на счетах бухгалтерского учета путем создания и использования резервов на погашение условных обязательств (счет 96 «Резервы предстоящ расходов» - Д 20 К 96).
По каждому условному обязательству раскрывается:
краткое описание обязательства и ожидаемый срок его исполнения;
краткая характеристика неопределенностей, существующих в отношении срока исполнения и величины обязательства.
По каждому резерву, созданному под условные обязательства, дополнительно раскрывается следующая информация:
сумма резерва на начало и конец отчетного периода;
сумма резерва, списанная в отчетном периоде в связи с признанием обязательства ранее, признанного условным;
неиспользованная (излишне начисленная) сумма резерва, отнесенная в отчетном периоде на прочие доходы организации.
Информация о наличии и величине выданных организацией гарантий, обязательствах, вытекающих из учтенных организацией векселей, и других аналогичных обязательств раскрывается, как привило, в бухгалтерской отчетности за отчетный период, независимо от степени вероятности возникновения последствий таких фактов.
Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке в том, случае, если существует высокая или очень высокая вероятность того, что организация их получит. При этом в бухгалтерском учете и балансе за отчетный период условные активы не отражаются. Раскрываемая информация при этом не должна содержать указания на степень вероятности или величину оценки условного актива. Оценка вероятности условного факта:
очень высокая (событие наступит с достаточной определенностью) – 95% - 100%;
высокая (событие скорее наступит) – 50% - 95%;
средняя (вероятность наступления события выше малой, но ниже высокой) – 5% - 50%;
малая (вероятность наступления события мала) – 0% - 5%.
Раздел 8 Обеспечение обязательств
При заполнении этого подраздела необходимо руководствоваться договорами, заключенными в соответствии с требованиями ГК РФ, а также указаниями по забалансовым счетам согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета:
забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;
забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
Обеспечение (гарантия) представляет собой документ, в котором одна организация гарантирует другой выполнение обязательств в определенный срок на определенную сумму и подтверждает, что готова погасить задолженность, если она образуется вследствие неисполнения обязательств.
По строке «Обеспечения полученные - всего» приводятся дебетовые остатки по счету 008. Из общей суммы обеспечений можно выделить отдельной строкой стоимость полученных векселей.
На забалансовом счете 008 обобщается информация о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям. Если в гарантии не указана сумма, то она определяется исходя из условий договора.
Обеспечения, учтенные на счете 008, списывают по мере погашения задолженности.
В качестве обеспечения полученных займов, отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг используются, в частности, облигации, векселя, иные ценные бумаги и виды имущества.
По этой же строке приводится общая стоимость заложенного имущества, удерживаемого организацией. В нижерасположенных строках можно указать его расшифровку по видам.
Как правило, залог связан с выдачей кредита или займа. Предметом залога может быть любое имущество, в т.ч. вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества изъятого из оборота, и требований, связанных с личностью кредитора (ст. 336 ГК РФ). В залог принимают ценные бумаги, основные средства, находящиеся там до полного погашения долга. У залогодержателя суммы залога также учитываются на забалансовом счете 008.
По строке «Обеспечения выданные – всего» отражаются обеспечения, учтенные на забалансовом счете 009. Данная строка заполняется аналогично строке «Обеспечения полученные – всего».
На этом счете отражается информация о наличии и движении выданных гарантий другим лицам в обеспечение обязательств и платежей (оплаты полученных товаров, возврата кредита, займа и т.д.). Суммы на счете 009 списывают по мере погашения задолженности.
По этой же строке отражается имущество, переданное в залог.
Раздел 9. Государственная помощь
Данные в этой таблице заполняют в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Согласно п. 1 ПБУ 13/2000, государственная помощь – это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:
- субвенций (бюджетные средства, предоставленные на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе);
- субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов);
- бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество).
По строке «Получено бюджетных средств – всего» приводится общая сумма полученной государственной помощи за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года. В нижерасположенных строках необходимо сделать расшифровку полученных средств на текущие расходы или на вложения во внеоборотные активы.
Учет государственной помощи ведется с использованием счета 86 «Целевое финансирование».
При этом необходимо отразить:
- принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету;
- операции по списанию бюджетных средств со счета целевого финансирования;
- операции по возврату средств бюджету.
ПБУ 13/2000 устанавливает следующие два способа принятия к учету бюджетных средств:
- метод начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
- метод признания бюджетных средств по мере фактического их получения.
Способы принятия к учету бюджетных средств согласно ПБУ 13/2000
Метод начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности) | Метод признания бюджетных средств по мере фактического получения |
1. Отражается задолженность по целевому бюджетному финансированию:- Д-т 76 К-т 86 |
- |
2. Отражаются денежные средства по мере их фактического получения организацией: - Д-т 51 К-т 76; 3. Поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств: - Д-т 07, 08, 10, 41 и т.д. К-т 76 | 1. Отражается сумма фактически поступивших денежных средств: - Д-т 51 К-т 86 2. Поступившие и принятые ресурсы, отличные от денежных средств: - Д-т 07, 08, 10, 41 и т.д. К-т 86 |
Бюджетные средства списываются с учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов организации. Списание производится систематически, а порядок списания зависит от того, для каких целей были предоставлены бюджетные средства.
Порядок списания бюджетных средств согласно ПБУ 13/2000
Цели предоставления бюджет. средств | Порядок списания бюджетных средств | Бухгалтерские записи |
1. Финансир-ие капитальных расходов | Списание производится: - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации; - в течение периода признания расходов по внеоборотным активам, не подлежащим амортизации | 1. Введение объекта в эксплуатацию: - Д-т 01 К-т 08; - Д-т 86 К-т 98 2. Начисление амортизации: - Д-т 20 К-т 02; - Д-т 98 К-т 91 |
2. Финансир-ие текущих расходов | Списание производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены | 1. Принятие материальных ценностей к учету: - Д-т 10 К-т 60; 2. При оплате поставщикам: - Д-т 60 К-т 51; - Д-т 86 К-т 98 3. Отпуск материалов в производство: - Д-т 20 К-т 10 4. Начисление зарплаты: - Д-т 20 К-т 70; - Д-т 98 К-т 91 |
Информация о работе Курс лекйи по Бухгалтерской финансовой отчетности