Корпоративный бух учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

В настоящее время центрами консолидации собственности и интеграции капитала в России становятся корпоративные структуры - крупные организации, учредители которых добровольно объединили ресурсы и сформировали систему хозяйствования с целью получения предпринимательского дохода.
Корпорация является предпринимательской организацией и выступает в форме акционерных обществ и консолидированных групп, сформированных в результате внутриотраслевого и межотраслевого движения капитала. Корпорациями также являются холдинги, правовая природа которых в отечественном законодательстве четко не закреплена.

Содержание

Корпоративный учет………………………………………………….3
Структура информационной системы……………………………….4
Контуры управленческого учета……………………………………….5

Работа содержит 1 файл

корпоративный бух учет.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Содержание

Корпоративный учет………………………………………………….3

Структура информационной системы……………………………….4

Контуры управленческого  учета……………………………………….5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корпоративный учет

 

В настоящее время  центрами консолидации собственности  и интеграции капитала в России становятся корпоративные структуры - крупные организации, учредители которых добровольно объединили ресурсы и сформировали систему хозяйствования с целью получения предпринимательского дохода.

Корпорация является предпринимательской организацией и выступает в форме акционерных обществ и консолидированных групп, сформированных в результате внутриотраслевого и межотраслевого движения капитала. Корпорациями также являются холдинги, правовая природа которых в отечественном законодательстве четко не закреплена.

Корпоративный учет - это система сбора, обобщения, анализа и представления экономической информации: - адаптированная преимущественно к реальным потребностям собственников корпорации, 
- предназначенная адекватно отражать бизнес-процессы, текущее состояние и перспективы его развития, 
- выступающая индикатором уровня совпадения интересов/нарушения прав собственников и менеджмента, а также действенным механизмом диагностики и предупреждения фактов корпоративного мошенничества.

Корпоративный учет, с одной стороны, является неотъемлемым элементом корпоративного менеджмента, с другой стороны - это отдельный вид бухгалтерского учета и самостоятельная область практической деятельности, преимущественно осуществляемой в публичных компаниях.

Информация корпоративного учета лежит в основе составления корпоративной отчетности - комплекса отчетов, обеспечивающих достоверное и полное представление об экономическом потенциале и тенденциях развития корпорации.

 

Структура информационной системы:

 

Структуру информационной системы составляют подсистемы.

 

Подсистема-часть системы ,выделенная по какому либо признаку.

 

Среди обеспечивающих подсистем  обычно выделяют:

Информационное

Техническое

Математическое

Программное

Организационное

Правовое

 

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где установлены требования:

К унифицированным системам документации

К унифицированным формам различных уровней управления

К составу и структуре  реквизитов и показателей

 

Недостатки:

  • Чрезвычайно большой объем для ручной обработки
  • Одни и те же показатели часто дублируются в разных документах
  • Работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач
  • Имеются показатели ,которые создаются, но не используются и др.

 

Для создания информационного обеспечения необходимо:

  • Ясное понимание целей. задач, функций всей системы управления организацией
  • Совершенствование систем документооборота
  • Наличие и использования системы классификации и кодирования
  • Владение методологией создания концептуальных информационно – логических моделей
  • Создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного  технического обеспечения

Контуры управленческого  учета

 

Приступая к  проекту создания системы управленческого  учета, любая компания рано или поздно столкнется с проблемой интеграции бухгалтерского и управленческого учета . Чтобы эта задача не стала камнем преткновения на этапе реализации проекта , необходимо спланировать ее решение еще в ходе разработки концепции проекта . При этом чем более эффективным окажется ее решение , тем быстрее и дешевле пройдет реализация как самого проекта по постановке управленческого учета , так и функционирования системы .

Основой для  разрешения данной проблемы станет триединство методологических, технических и организационных подсистем интеграционного процесса . Алгоритм будет выглядеть следующим образом :

  • разработка методологии управленческого учета ;
  • выбор на ее основе программных и технических средств автоматизации ;

разработка организационных  регламентов и процедур по сбору , обработке и интеграции данных в обеих системах учета , исходя из требований разработанной методологии и выбранного ПТО . Далее следует переходить к формированию управленческой учетной политики , которая опишет принимаемую на предприятии совокупность способов ведения управленческого учета – первичного наблюдения , стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности . Казалось бы , внешне управленческая учетная политика ничем не отличается от бухгалтерской учетной политики , однако между этими системами учета существуют различия . Основные отличительные черты накладывает сама цель , ради достижения которой и создается альтернативный способ учета . Бухгалтерская учетная политика жестко привязана к юридическому лицу и едина для всех операций данного предприятия . В отличие от нее управленческая учетная политика предполагает возможность применять различные варианты оценки хозяйственных событий в зависимости от времени , подразделения , направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной хозяйственной операции .

Например, бухгалтерский учет требует определять момент получения доходов по моменту отгрузки готовой продукции или дате подписания акта выполнения работ , а в управленческом учете компания может учитывать у себя доходы после поступления оплаты от покупателя . Еще большие различия могут возникнуть при начислении амортизации . В управленческом учете могут устанавливаться сокращенные сроки полезного использования основных средств , а также применяться разные способы начисления амортизации для каждого отдельного вида или объекта учета ( основного средства ).

Значительные различия в  учетных политиках могут вызвать  желание упростить задачу , организовав  управленческий учет как параллельный и не взаимодействующий с системой бухгалтерского учета . Однако это лишь видимый и не самый эффективный способ упрощения , так как бухгалтерский , управленческий , да и любые другие учеты в компании имеют общий базис – все они отражают одни и те же факты финансово - хозяйственной деятельности . Принятие решения о параллельном ведении двух систем учета не только увеличит стоимость проекта на этапе функционирования ( создание и содержание еще одной учетной службы ), но и вызовет организационные проблемы ( борьбу двух подразделений за очередность поступления документов и информации ), а также может привести к кардинальным различиям в отчетах о результатах финансово - хозяйственной деятельности компании .

Чтобы избежать подобных проблем , необходимо после разработки управленческой учетной политики тщательно проанализировать хозяйственную систему организации , принципы отражения операций в бухгалтерском учете и найти точки единства ( интеграции ) двух систем учета .

Следующим шагом станет разработка регламента трансформации данных бухгалтерского учета в управленческий контур , а данных управленческого контура – в бухгалтерский учет .

Процедура трансформации  свяжет счета управленческого и  бухгалтерского планов счетов ( в случае применения в управленческом учете  способа «двойной записи» ) или бухгалтерский план счетов с показателями управленческого счета ( в случае применения в управленческом контуре «кассового» метода учета ). Следует отметить , что в процедуре трансформации обязательно должны быть учтены различия , закрепленные в учетных политиках обеих систем учета , что достигается использованием различных аналитик . На этом этапе полезно создать специальное положение о порядке трансформации ( далее Положение ), которое наглядно зафиксирует моменты расхождения между двумя системами учета .

При разработке Положения необходимо уделить особое внимание выявлению недостающей в бухгалтерском контуре учета информации . Это позволит разработчикам проекта принять решение о способах сбора и фиксации недостающей информации . Кроме того , могут появиться и новые способы получения информации для отражения ее в бухгалтерском контуре . На этой же стадии необходимо принять предварительное решение о порядке внесения информации в информационную среду ( бухгалтерский контур – трансформация в управленческий ) или , наоборот , – внесения в управленческий контур , а затем трансформации в бухгалтерский . Окончательно ответить на этот вопрос можно будет после выбора программного средства для автоматизации управленческого учета .

Далее можно  приступать ко второму этапу решения  задачи интеграции – выбору программно - технических средств для автоматизации  управленческого учета . На этом этапе  придется принять принципиальное решение  о выборе способа осуществления автоматизации :

написание собственной  программы ;

приобретение  стандартной отраслевой программы ( «коробочный» продукт ), в качестве примеров таких программных продуктов  можно назвать различные отраслевые решения , созданные на платформе 1 С : «Торговля и склад» , «Аренда» , «Общепит» ;

приобретение  стандартной программы с возможностью ее гибкой индивидуальной настройки .

Первый способ позволит максимально полно реализовать  те задачи , для решения которых  создается система управленческого  учета . Он поможет учесть все нюансы конкретного бизнеса . Однако данный способ , скорее всего , окажется наиболее затратным на этапах создания и функционирования и самым длительным по времени реализации . При этом руководство компании попадает в зависимость от конкретного разработчика , а компания будет вынуждена обучать самостоятельно каждого вновь принятого сотрудника .

Второй способ позволит осуществить процесс автоматизации  быстро и недорого . При этом на рынке  труда всегда можно найти специалистов , знающих данный программный продукт . Недостатком этого подхода является то , что руководство компании , вероятно , будет вынуждено сократить список методологических требований к управленческому учету . В случае если компания решит сменить направление деятельности , придется приобретать новый программный продукт .

Третий способ , как и всякая «золотая середина» , находится между первыми двумя  решениями по стоимости и срокам внедрения . Но он сочетает в себе гибкость первого варианта и простоту внедрения  второго , что часто становится основополагающим фактором при выборе способа автоматизации . Еще большую привлекательность он получает в случае , если программный продукт имеет возможность «визуальных» настроек ( в этом случае не потребуется помощь программистов при настройке и функционировании программы , каждый пользователь после небольшого обучения сможет самостоятельно формировать для себя любые отчеты , справочники и показатели ) и совместим с той же программной платформой , которую компания использует для ведения бухгалтерского учета . Это упрощает и ускоряет интеграцию двух систем .

Вне зависимости  от выбранного способа автоматизации  этап технического аспекта решения  задачи интеграции бухгалтерского и  управленческого учета предполагает выполнение следующих действий:

определение соответствия выбранного программного продукта тем методологическим требованиям, которые были выстроены для управленческого учета в целом и для системы интеграции в частности;

определение возможных  сроков проведения автоматизации и  настройки трансформации бухгалтерских и управленческих данных ;

определение бюджета автоматизации, который будет включать стоимость создания или приобретения программного продукта , модернизации технического парка ( компьютеры , серверы ), обучения сотрудников работе с новым программным продуктом , консалтингового сопровождения при настройке и функционировании программного продукта , технической поддержки функционирования программного продукта , устранения возможных сбоев в процессе функционирования программы ;

подведение итогов проведения автоматизации с использованием данного программного продукта ( стоимость и временные затраты на сбор, обработку и анализ информации в управленческом и бухгалтерском контуре; степень взаимодействия и взаимопроникновения двух систем учета ).

Идеальным будет вариант , когда информация , вводимая в одном из контуров , мгновенно отображается в другом , причем в нужной интерпретации .

Имея информацию по каждому из рассматриваемых вариантов, можно расставить приоритеты в критериях и выбрать наиболее приемлемый вариант. При этом, в - первых, руководство компании будет иметь четкое представление о том, насколько выбранный программный продукт соответствует разработанной методологии учета, и при необходимости сможет внести в нее изменения. Во - вторых , разработанная методология и возможности выбранной программы дадут необходимый материал для реализации третьего этапа .

Третий этап – осуществление организационно - функциональной системы интеграции. Управленческий учет является частью системы управления на предприятии , а в момент своего создания – новым элементом этой системы . Его появление не может не вызвать изменений в других элементах системы . Он обусловит появление новых процессов сбора , систематизации и анализа финансовой информации или приведет к изменениям в существующих . Для осуществления этих процессов потребуется привлечение новых специалистов или изменение должностных функций специалистов, работающих в компании . Таким образом , в ходе проведения третьего этапа необходимо будет спланировать инновационные изменения в функциональной и организационной структуре компании . Если было принято принципиальное решение о том , что бухгалтерский и управленческий контур используют единую базу оперативной информации , то в целях сокращения трудозатрат первичную информацию ( документ ) в нее могут вносить сотрудники операционных подразделений ( отдел продаж , производство , склады и т . д .). Информация будет попадать в учетную систему в месте и в момент осуществления хозяйственной операции , а затем с помощью специальных настроек транслироваться в бухгалтерскую и управленческую подсистемы учета .

Информация о работе Корпоративный бух учет