Контроллинг: сущность и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Учитывая, что наша экономика находится в глубоком кризисе, программа правительства по стабилизации экономики включает ряд рациональных мер (реформирование экономики, реформа налоговой системы) по выходу страны из кризиса.
Мировой опыт показывает, что выход из кризиса облегчается за счет «новых» технологий управления бизнесом – долгосрочного планирования и системы контроллинга.

Содержание

Введение
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи
1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий
2. Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии
2.1 Стратегический контроллинг
2.3 Оперативный контроллинг в процессе планирования на предприятии
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введени1.docx

— 36.49 Кб (Скачать)

Введение

1. Роль и сущность  контроллинга в  процессе планирования  на предприятии

1.1 Контроллинг: понятие,  цели и задачи 

1.2 Концепции системы  контроллинга и  инструментарий

2. Оперативный и  стратегический контроллинга  в процессе планирования  на предприятии

2.1 Стратегический контроллинг

2.3 Оперативный контроллинг  в процессе планирования  на предприятии

3. Взаимосвязь стратегического  и оперативного  контроллинга в  процессе планирования  на предприятии

Заключение

Список  литературы

Приложение    

Введение 

Актуальность  темы. Контроллинг  это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Контроллинг  это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Системный подход в контроллинге позволяет эффективно управлять локальными и глобальными  стратегиями. Сегодня современное  планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных  методов оперативного и стратегического  контроллинга [5].

Интенсивное проникновение  контроллинга осуществляется и в  такие сферы, как инновационный  менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

В последние  годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими  аспектами в планировании. Контроллинг  формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

В ближайшее  время и в России контроллинг  должен занять достойное место в  системе управления предприятием. Этому  реально должна содействовать необходимость  введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Антикризисная  программа ориентирована на реформирование организации. Стратегия реформирования, антикризисного управления предполагает внедрение в реформируемых организациях долгосрочного внутреннего планирования. Опыт зарубежных фирм доказывает стратегическую связь долгосрочного планирования с системой контроллинга.

Важную роль контроллинг должен сыграть в  развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой  продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.

Уже сегодня  можно говорить о важнейшей роли контроллинга в инвестиционных процессах.

Контроллинг тесно  связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнеспланированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня  необходим для специалистов по стратегическому  планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

Цель работы – рассмотреть контроллинг как  инструмент процесса планирования на предприятии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;

рассмотреть контроллинг  в стратегическом и оперативном  планировании предприятия;

в заключении подвести итоги.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (3х глав), заключения и списка литературы [12].

1. Роль и сущность  контроллинга в  процессе планирования  на предприятии 

Для России понятие  “контроллинг” достаточно новое  и по многим параметрам непонятное. Не случайно появление контроллинга в 90х годах встречено в России и странах СНГ достаточно настороженно. Многие российские экономисты поспешно ставили знак равенства между  контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что “западный термин контроллинг” не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.  

1.1 Контроллинг: понятие,  цели и задачи

стратегический  контроллинг управление

При неоднозначности  понимания контроллинга целесообразно  разобраться в первичных основах  контроллинга как системы. Начнем с  самого понятия термина “контроллинг”.

Данный термин рожден от английского глагола “to control”. На практике этот глагол имеет  несколько значений, в том числе  в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

Контроллинг выполняет  важнейшую функцию поддержки  системы менеджмента и занимается:

• планированием  и постановкой цели (глобальных и  локальных стратегий);

• сбором, анализом внутренней и внешней информации;

• целенаправленным управлением, координацией и контролем.

Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных  целей (стратегий) предприятия. При  этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать  вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

Основные задачи контроллинга можно сгруппировать  следующим образом:

• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

• регулирование  и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

• выполнение функции  интеграции, системной организации  и координации;

• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

• контроль (сравнение  заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ  и недостатков);

• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке  стратегий и задач) [20].  

1.2 Концепции системы  контроллинга и  инструментарий 

В настоящее  время в экономической литературе выделяют две основные концепции: американскую и немецкую.

По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем  внутреннего учета во всех формах:

документальной;

плановой;

контрольной.

В отличии от немецкой, американская концепция включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

Таким образом, основное отличие американской концепции  от немецкой заключается рассмотрением  в первой проблем внешнего учета, анализа внешней среды. В тоже время следует заметить, что в  немецкой концепции более детально разработаны методики внутреннего  учета, планирования, контроля.

По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости  оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции  в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного  обеспечения, ориентированных на результат  планирования, регулирования и мониторинга  событий на предприятии во взаимосвязи  с функциями интегрирования, организации  и координирования на базе системы  показателей производственного  и финансового учета.

Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга [23]:

1. Пользовательские  задачи:

• планирование и контроль на предприятии (плановоконтрольные расчеты

• планирование и контроль целей;

• стратегические планирование и контроль;

• оперативные  планирование и контроль;

• координация  всех частных планов;

• учет и отчетность;

• информация:

• формирование внутренней отчетности для различных  групп заинтересованных пользователей;

2. Организационные  задачи:

• принятие решений;

• участие в  принятии решений.

В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения  задач контроллинга:

Рисунок 1  Разграничение задач контроллинга (по Д. Хану) [10]. 

Приведенная на рис. 1. система разграничения задач  контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и  к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии  приведенных задач. С учетом последних  достижений в науке для России можно рекомендовать следующую  классификацию задач контроллинга:

Классификация задач контроллинга

1. Генеральное  целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и внешней среды;

• выработка  альтернативных локальных целей  и стратегий;

• многовариантное  планирование;

• система показателей  системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное  планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

3. Стратегическое  планирование:

• портфельные  матрицы;

инвестиционные  планы и проекты;

• инновационные  планы;

• расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и внутренней среды;

• разработка и  корректировка локальных и в  некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый  и управленческий учет:

• анализ эффективности  производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

• анализ производственного  результата.

5. Сбыт. Производство. Снабжение:

• реинжиниринг;

• функционально-стоимостный  анализ;

• покрытие издержек;

• управление ассортиментной политикой;

• анализ безубыточности.

6. Ревизия и  другие штабные функции (планирование  по местам возникновения затрат)

Для решения  поставленных задач в экономической  литературе выделяют оперативный и  стратегический контроллинг.

Таким образом, можно привести следующую градацию планирования и контроллинга:

• генеральное  целевое;

• стратегическое;

• оперативное.

На основе вышеописанного можно сделать следующий важный вывод: под системой контроллинга следует  понимать совокупность выработанных целей  и задач, инструментов и методов  контроллинга, организационной системы  службы контроллинга

Задачи контроллинга могут выполняться при помощи специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику  и меняется в зависимости от конкретной концепции службы контроллинга.

Информация о работе Контроллинг: сущность и назначение