Контроль качества работы в аудите

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение международных стандартов аудита (МСА). В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Определить место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений.
2. Рассмотреть общие положения: аудит, сопутствующие услуги.
3. Охарактеризовать назначение и классификацию МСА, их применение в Казахстане.

Содержание

Введение
1 Международные стандарты аудита, их роль и значение
1.1 Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений
1.2 Общие положения: аудит, сопутствующие услуги
1.3 Этика аудитора в международной практике
2 Контроль качества работы в аудите
2.1 Назначение и классификация МСА, их применение в Казахстане
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контроль качества работы в аудите.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В числе основных этических  принципов, которыми аудиторы должны руководствоваться  при проведении проверки, необходимо выделить следующие:

Аудитор должен быть прямолинеен, честен, объективен и не поддаваться  возможному давлению со стороны кого бы то ни было, т. е. полностью быть независимым. Аудитор не должен проявлять предвзятого отношения или пытаться исказить объективную реальность.

Аудитор должен соблюдать  правило конфиденциальности информации, предоставляемой клиентом. Аудитор не имеет право раскрывать третьей стороне информацию, полученную в ходе проверки, без особого разрешения клиента или если на то нет специальных законодательных требований.

Аудитор должен обладать необходимым уровнем компетентности, знаний, опыта. Аудитор не должен давать согласие на проведение аудита, если у него есть сомнения в достаточности уровня своей компетентности.

Аудитор должен обеспечить соответствие своей работы техническим  и профессиональным стандартам, а  также и нормативам бухгалтерского учета и аудита. Кроме того, аудитор обязан внимательно и умело следовать инструкциям клиентов.

Аудитор должен отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются объективные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц.

Аудитор при оказании услуг по вопросам налогообложения имеет право отстаивать позицию клиента при условиях соблюдения требований законодательства и не в ущерб профессиональной объективности и порядочности.

Аудитор не должен заниматься деятельностью, не совместимой с работой аудитора, например, одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе или другой деятельности, которые наносят ущерб порядочности, объективности и деловой репутации профессии.

Аудитор при отношениях с другими аудиторами должен соблюдать лояльность, доброжелательность и поддерживать деловые отношения, профессионально подходить к расхождениях во мнениях.

Аудитор при предоставлении публичной информации и рекламы  должен исключить всякую возможность  обмана или введения в заблуждения либо создания необоснованных ожиданий и уверенности потенциальных клиентов. Информация должна быть честной, прямой, выдержанной и не содержать сравнений, рейтингов и т. п.

В заключение необходимо отметить, что аудитор не должен при выполнении профессионального задания иметь никаких интересов (как действительных, так и кажущихся), которые могут считаться несовместимыми с этическими принципами.

Совет МФБ разработал Положение о политике в области  внедрения и обеспечения соблюдения этических требований, которое сод ер - жит два параграфа:

внедрение этических  требований, где определено, что  задача подготовки подробных этических  требований, в первую очередь, возлагается  на профессиональные организации каждой конкретной страны, даже если обязанность по опубликованию этих требований полностью или частично берет на себя законодательный орган этой страны; члены МФБ должны обеспечить возможность обращения за конфиденциальными консультациями и рекомендациями с целью разрешения этических конфликтов; организации-члены МФБ должны быть готовы обосновать любое отступление от этических принципов, в противном случае неспособность обосновать несоблюдение этических норм может рассматриваться как ненадлежащее профессиональное поведение, что приведет к дисциплинарным взысканиям.

Обеспечение соблюдения этических требований, где определено, что полномочия по применению дисциплинарных мер могут быть предоставлены законодательством или уставом профессиональной организации или другим регулирующим органом, при этом регулирующие органы могут нести солидарную или единоличную ответственность за применение дисциплинарных мер; расследования по дисциплинарным вопросам, как правило, будут возбуждаться на основании жалоб; по результатам расследования член МФБ или регулирующий орган будет принимать решение о возбуждении дисциплинарного производства, его решения могут быть обжалованы в установленные сроки; обычные дисциплинарные санкции включают: порицание, штраф, возмещение расходов, лишение права заниматься практикой, приостановление членства, исключение из членства.

 

2 Контроль качества работы в аудите

2.1 Назначение и классификация МСА, их применение в Казахстане

Назначение международных  аудиторских стандартов, как и  национальных стандартов, заключается  в следующем:

  • они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
  • стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;
  • с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;
  • их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.</h4>

В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие  труппы: общепринятые аудиторские стандарты  и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая труппа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 5.

Таблица 5

Основы построения общепринятых аудиторских стандартов

Подгруппы общепринятых МСА

Концепция стандартов

Постулаты стандартов

Общие стандарты

Этика поведения

Независимость

Профессионализм

Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента

Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор

Профессиональные обязательства  перед клиентом и третьими лицами


 

Продолжение таблицы 5

Рабочие стандарты

Доказательность

Планирование

Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и оценки информации

Внутренний контроль и его эффективность

Ценность предыдущей информации

Стандарты отчетности

Точность и представления

Связь учета и аудита в процессе передачи информации


В 2002 т. в Казахстане впервые  опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения - от 1000 до 1100. В общем виде структура опубликованных стандартов представлена в табл. 6.

Международные стандарты  аудита применяются при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой финансовой информации.

В помощь странам-членам МФБ, изъявившим желание принять  МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если отдельные положения и рекомендации, содержащиеся в МСА, отличаются от нормативных положений, принятых в данной стране, в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по тем аспектам, которые не отражены в МСА.

Таблица 6

Структура опубликованных международных стандартов аудита

Код

Название группы стандартов

100 - 199

Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА

200 - 299

Обязанности

300 - 399

Планирование

400 - 499

Система внутреннего контроля


 

Продолжение таблицы 6

500 - 599

Аудиторские доказательства

600 - 699

Использование результатов  работы третьих лиц

700 - 799

Аудиторские выводы и  заключения

800 - 899

Специальные области  аудита

900 - 999

Сопутствующие услуги

1 000- 1100

Положения по международной аудиторской практике


Однако, несмотря на несомненные  достижения в области создания международных  стандартов аудита, подлинного единообразия достичь пока не удалось. Поэтому  современные МСА можно рассматривать  как совокупность национальных и региональных стандартов, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области в разных странах значительно различается. Применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:

  • в качестве национальных аудиторских стандартов (такая практика характерна для Кипра, Малайзии, Нигерии и др.);
  • как основа для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);
  • принятие к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования каких-либо аспектов в собственных аудиторских стандартах (США);
  • как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации).

Анализируя различия между международными и казахстанскими стандартами, следует отметить, что они не являются более значительными, чем различия между международными и национальными стандартами, например, Германии, Франции и других стран.

Различия между казахстанскими и международными стандартами обусловлены в основном тремя причинами:

  • наши правила основываются на действующем законодательстве, соответствующем особенностям функционирования казахстанской экономики;
  • многие положения МСА основаны на западной «общепринятой системе бухгалтерских принципов», что иногда противоречит действующим казахстанскими правилам учета, которые начинают адаптироваться к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);
  • отдельные положения МСА основываются на малоизвестных у нас понятиях; например, в нашей стране отсутствуют нормативные документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля.

Следуя отечественным  стандартам, казахстанские аудиторы имеют возможность приблизиться по качеству и характеру своей работы к международным требованиям.

Современный этап развития аудиторской деятельности в Казахстане берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные предпосылки для формирования полноценной отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы налоговой системы и сформирован основной пакет законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной среде. Принятие Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» явилось подтверждением окончательного становления аудита в Казахстане. Этот же Закон определил и основные задачи развития аудита на современном этапе.

Современный этап развития гармонизации бухгалтерского учета  и отчетности по МСФО характеризуется  следующими направлениями их применения: отдельными организациями на добровольных началах; в качестве критерия допуска  работы на международных рынках капитала; наряду с национальными стандартами учета; в качестве национальных стандартов; адаптация национальных стандартов к МСФО.

Наша страна выбрала  путь адаптации национальных учетных  стандартов (СБУ) к МСФО, что является наиболее рациональным. Такой же путь их использования выбрали и многие европейские страны.

Таким образом, процессы стандартизации учета и аудита в  международной практике тесно взаимосвязаны. Международные стандарты аудита и учета (МСА и МСФО) объединяет то, что:

  • они имеют единую терминологию (единый глоссарий терминов);
  • международные стандарты финансовой отчетности являются критерием соответствия отчетности установленным требованиям, подтверждаемого в процессе аудита.

Единство терминологии помотает избежать разногласий в целях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируемого лица. В международных стандартах аудита имеются и прямые ссылки на международные стандарты финансовой отчетности. Особенно этот процесс стал заметен в процессе переработки МСА после 1994 т. Взаимосвязь МСА и МСФО представлена в табл. 7.

На современном этапе  развития международной аудиторской  практики МФБ уделяет большое  внимание гармонизации и стандартизации аудита и бухгалтерского учета. Международная  федерация бухгалтеров объединила фирмы, оказывающие аудиторские услуга в международном масштабе, в Форум фирм (23 транснациональные аудиторские фирмы). Цель данного Форума заключается в надзоре за разработкой современного международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества на основе существующих МСА и Этического кодекса МФБ.

Информация о работе Контроль качества работы в аудите