Контроль и ревизия ТМЦ на складе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

Топливно-энергетические, сырьевые и материальные ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета в Российской Федерации большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании товарно-материальных ценностей на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие «Товарно-материальных ценностей» и их учет
Понятие «Товарно-материальных ценностей»
Задачи учета товарно-материальных ценностей
Документальное оформление поступления и расходования товарно-материальных ценностей
Глава 2. Ревизия движения товарно-материальных ценностей
2.1. Ревизия движения товарно-материальных ценностей
2.2. Ревизия поступления товарно-материальных ценностей
2.3. Ревизия хранения материалов на складе
2.4. Ревизия выбытия материалов на сторону
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контроль и ревизия ТМЦ на складе.docx

— 44.88 Кб (Скачать)

Нельзя записывать в опись  остатки ТМЦ по данным бухгалтерского учета, а также со слов кладовщика и других лиц. Каждую страницу и опись  в целом при условии обязательного  подсчета натуральных единиц подписывают  все участники ревизии, в том  числе материально ответственные  лица. В конце описи материально  ответственные лица дают расписку в  том, что им предъявлены для проверки все ценности, ревизия проведена  правильно и претензий к ревизионной  комиссии (ревизору) нет.

На основе данных учета  и инвентаризационных описей бухгалтерия  под наблюдением председателя инвентаризационной комиссии составляет сличительные ведомости  инвентаризации товарно-материальных ценностей ((ф. № ИНВ-19) Приложение № 8). Если ТМЦ учитываются в натуральном  и стоимостном выражении, то суммы  их излишков и недостач в сличительных ведомостях указываются в соответствии с оценкой в бухгалтерском  учете. Если в учете не указана  цена, но есть сведения о количестве и общей стоимости ТМЦ, ее определяют делением общей стоимости ТМЦ  на их количество и сверяются с  прейскурантной ценой. Там, где ведут  учет только по стоимости, например в  магазинах, итоги инвентаризации оформляют  актом инвентаризации.

Сличительная ведомость  и акт инвентаризации должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.

В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В  этом случае взаимный зачет излишков и недостач от пересортицы может  быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально  ответственного лица и в отношении  ТМЦ одного и того же наименования. Материально ответственные лица по результатам инвентаризации, в  том числе по пересортице, дают подробные  объяснения.

Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость  недостающих ценностей выше стоимости  ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится  на виновных лиц. На разницу в стоимости  от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально  ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения относительно причин, по которым такая разница  не отнесена на виновных лиц.

По всем другим выявленным расхождениям материально ответственные  лица представляют письменные объяснения. Излагаемые в этих объяснениях факты  должны быть тщательно проверены; их нужно принимать во внимание при  определении окончательных итогов, если эти итоги подтверждаются проверками, либо отклонять.

Материальные ценности, переданные для переработки сторонним организациям, инвентаризуют путем взаимной сверки остатков этих материальных ценностей, значащихся в бухгалтерском учете  проверяемой организации и организаций-подрядчиков. Для этого ревизор служебной  запиской сообщает организации-подрядчику об имеющихся у него показателях с просьбой подтвердить их. Иногда целесообразно затребовать от организации-подрядчика сведения о количестве ТМЦ, находящихся в переработке, для сопоставления с данными учета ревизуемой организации.

Инвентаризационные ведомости  составляются отдельно на материалы  в пути, материальные ценности, принятые на хранение или в переработку, и  на материалы, переданные для переработки  сторонним организациям.

Иногда при инвентаризации обнаруживаются ТМЦ, не пригодные к  использованию. Они фиксируются в отдельных инвентаризационных описях. Инвентаризационная комиссия устанавливает причины порчи ТМЦ и виновных в этом лиц. Если принято решение списать ТМЦ, их приходуют по цене возможного использования, а разность между учетной стоимостью и стоимостью по цене возможной реализации относят на виновных в порче должностных лиц либо на финансовые результаты.

При зачете недостач и излишков в результате пересортицы могут  возникнуть суммовые разницы. Недостачи относятся на счет материально ответственных лиц, излишки приходуются с выявлением причин и виновников возникновения. На практике встречаются суммовые разницы, которые образуются в результате неправильного применения цен по вине бухгалтерии или вследствие округления.

Особенно внимательно  следует проверить законность и  размер применяемых норм естественной убыли на отдельные материалы, правильность исчисления суммы естественной убыли  и ее списания (не списывались ли материалы под видом естественной убыли до установления недостачи  данного вида ТМЦ).

Все документы инвентаризации: приказ о проведении инвентаризации, расписки, черновые описи, инвентаризационные описи, письменные объяснения и заявления  материально ответственных лиц, а также сличительные ведомости  — должны быть скреплены вместе и представлены в инвентаризационную комиссию для рассмотрения и принятия решения по результатам инвентаризации, которые должны быть отражены в бухгалтерском  учете того месяца, когда проводилась  инвентаризация, в срок до 10 дней после  окончания инвентаризации.

Оформление  результатов инвентаризации ТМЦ. Инвентаризационная опись по завершении инвентаризации должна содержать все необходимые реквизиты, не иметь несанкционированных (не оформленных соответствующим образом) исправлений. Санкционированные исправления вносит инвентаризационная комиссия во все экземпляры описи.

При выявлении ревизором  материалов, не поставленных на учет, а  также материалов, по которым в  регистрах бухгалтерского учета  отсутствуют или указаны неправильные данные, в опись должны быть включены правильные сведения и технические  показатели по этим материалам.

Работа ревизора оформляется  протоколом. В протоколе отражаются: результаты инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства  и обеспечения сохранности материалов. В протоколе на основании составленных сличительных ведомостей (форма №  ИНВ-19) ревизор дает свои выводы по результатам  инвентаризации и предложения по устранению выявленных недостач, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, оприходованию излишков и т.д.

Очень важно правильное оформление (составление) сличительных ведомостей. Такая работа ведется в двух направлениях: выверяются учетные данные и подсчеты, проведенные в инвентаризационных описях. Учетные данные выводятся  на день инвентаризации на основе данных на 1-е число месяца и представленных приходно-расходных документов. Учетные  данные обязательно подтверждает бухгалтер  организации (удобнее всего это  делать прямо на самой сличительной ведомости). Данные, отраженные в описи, подтверждают лица, проверявшие фактические  данные.

Инвентаризационные описи  составляются по подразделениям организации. Отдельно дается таблица соответствия: подразделение, материально ответственное  лицо, общая стоимость вверенных  материалов, в которой указывается  наличие (отсутствие) договора о материальной ответственности.

Выявленные инвентаризацией  неучтенные материалы должны быть оценены  с учетом рыночных цен.

Обнаруженные недостачи  материалов подлежат списанию в установленном  порядке. Каждый случай списания недостающих  материалов ревизор тщательно проверяет. При этом нередко вскрываются  нарушения действующего порядка  отнесения на виновных лиц стоимости  недостающих материалов, порядка  погашения этой задолженности и  отражения в учете всех операций по списанию.

 

 

    1. Ревизия выбытия материалов на сторону.

Если закуплен излишек  материалов, их можно продать другой организации. В этом случае со склада (центрального склада) материалы отпускают  на сторону, что оформляется накладной  на отпуск материалов на сторону (форма  № М-15).

При такой ревизии проводится сплошная документальная проверка оформления продажи и дарения материалов.

Сплошная документальная проверка оформления продажи ТМЦ. Поскольку  при передаче организацией материалов в собственность другому юридическому или физическому лицу по договору купли-продажи либо в обмен на другой товар по договору мены отпуск оформляется накладной по форме  № М-15, ревизор проверяет правильность оформления этих документов (договоров  и накладных). Договоры должны соответствовать  по форме и содержанию требованиям  действующего законодательства.

Особое внимание следует  уделять ценам реализации материалов — в организации на них должны быть утверждены отпускные цены. Ревизор  изучает эффективность ценовой  политики и фактическое соблюдение должностными лицами дисциплины отпускных  цен на материалы.

Реализация материалов, закупленных  отделом снабжения организации, далеко не всегда экономически целесообразна. Сам факт реализации материалов является следствием либо отсутствия системы  планирования и нормирования материальных запасов, либо неправильно организованного  производства. Ревизор должен дать экономическую оценку действий должностных  лиц организации, по чьей инициативе закупаются лишние материалы, которые  впоследствии подлежат продаже. При  обнаружении неликвидов на складе (центральном  складе) организации необходимо ставить  вопрос об их скорейшей реализации и постараться определить причины  их возникновения.

Ревизор может проверить  пропускную систему организации. Для  этого положение о пропускной системе сверяется с фактическим  порядком пропуска, действующим в  организации.

Сплошная документальная проверка оформления дарения ТМЦ. Ревизор  обязан определить соответствие акта дарения действующему законодательству (по форме и содержанию): правильно  ли оформлен договор дарения (безвозмездной  передачи) материалов; оформлены ли накладные на отпуск материалов. Ревизор должен помнить, что дарение между коммерческими организациями не допускается.

В обязательном порядке по каждому факту дарения выявляются лицо, подписавшее договор дарения, и правомочность его действий.

Также ревизором дополнительно  может быть произведена проверка таких материальных ценностей как: горюче-смазочные материалы, тара, запасные части, производственный и хозяйственный  инвентарь, шины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данном реферате был рассмотрен процесс ревизии движения товарно-материальных ценностей.

Одним из основных направлений  проверок на предприятиях является ревизия  товарно-материальных ценностей, которые  составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и  полного отражения в системе  бухгалтерского учета операций с  товарно-материальными ценностями необходимо руководствоваться действующими законодательными актами РФ, постановлениями  Президента РФ и Правительства РФ, нормативными документами и т.д. В системе контроля за материальными ценностями предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом, ревизия операций с товарно-материальными ценностями и ревизия движения товарно-материальных ценностей, организация внутреннего контроля в области хранения ценностей являются жизненно важными направлениями системы контроля на предприятии в целом, так как от состояния ценностей зависит вся работа организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).
  2. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), раздел «Сырье, материалы, готовая продукция и товары» (п. 58).
  3. Унифицированные формы первичной учётной документации по учёту продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (утв. постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 № 66).
  4. Унифицированные формы первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве (утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а) в части учёта материалов.
  5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
  6. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства Финансов РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н.
  7. Под ред. Бабаева Ю. А. Бухгалтерский учет материалов и товаров. – М.: Изд-во «ТК Велби», 2008. – 312 с.

 


Информация о работе Контроль и ревизия ТМЦ на складе