Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:18, контрольная работа
Причины конфликтов, коренящиеся в личностном своеобразии членов коллектива, возникают в связи с личностными особенностями каждого человека. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, завышенная самооценка, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность... Список личностных причин конфликта не сводится только к набору соответствующих черт. Не последнее место здесь занимают и демографические характеристики. Так, для женщин характерна тенденция к конфликтам, связанным с личностными потребностями (зарплатой, распределением отпусков и т.п.). Мужчины предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организацией труда, определением трудовых функций)
Введение…………………………………………………………………………
Формы и критерии завершения конфликтов…………………………………
Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта…………….
Логика, стратегии и способы разрешения конфликта……………………..
Переговорный процесс при межличностном конфликте………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..
План
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Введение
Конфликт
— ситуация, в которой каждая
из сторон стремится занять позицию,
несовместимую и
Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.
Причины конфликтов,
коренящиеся в личностном своеобразии
членов коллектива, возникают в связи
с личностными особенностями
каждого человека. Неумение контролировать
свое эмоциональное состояние, низкий
уровень самоуважения, агрессивность,
завышенная самооценка, некоммуникабельность,
чрезмерная принципиальность... Список
личностных причин конфликта не сводится
только к набору соответствующих
черт. Не последнее место здесь
занимают и демографические
Конструктивное разрешение конфликтов зависит как минимум от четырех факторов: адекватности восприятия конфликта; открытости и эффективности общения; создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; определения существа конфликта.
Существует
немало всевозможных рекомендаций, касающихся
различных аспектов поведения людей
в ситуациях конфликта, выбора соответствующих
стратегий и средств его
Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и роль посредника, которым может явиться руководитель.
В частности,
трудно избежать влияния негативной
установки в отношении
Поэтому необходимо быть максимально неторопливым в оценках других людей, особенно в конфликтной ситуации.
Для правильного определения существа конфликта его участники должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. /7/
Данная работа включает в себя формы, результаты и критерии завершения конфликта, содержание процесса разрешения конфликта, основные стратегии разрешения конфликта и т.д.
В современной конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта называть «разрешение конфликта». В широком смысле правильнее говорить о завершении, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам.
Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.
Используются и другие понятия. Которые характеризуют суть процесса завершения конфликта:затухание, преодоление, пресечение, пригашение, саморазрешение, угашение, урегулирование, устранение, улаживание и др.
Основные формы завершения конфликта:
Схема 1. Основные формы завершения конфликта.
Причины затухания:
1. истощение ресурсов обоих сторон
2. потеря мотива к борьбе
3. переориентация мотива
Способы устранения:
1. изъятие из конфликта одного из оппонентов
2. исключение взаимодействия оппонентов на длительное время
3. устранение объекта
4. устранение дефицита объекта
Исход конфликта - результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут быть:
Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом.
Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента./6/
Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.
При разрешении
конфликта сохраняется
Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий — выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.
Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.
Когда стороны
объединяют усилия по завершению конфликта,
необходим учет статусов (должностного
положения) друг друга. Сторона, занимающая
подчиненное положение или
Еще одно немаловажное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам. Такими стратегиями являются сотрудничество и компромисс, и только иногда — уход от конфликта.
Успешность
завершения конфликтов зависит от того,
как оппоненты учитывают
3. Стратегии и способы разрешения конфликта
Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:
-объект конфликта;
-оппонент;
-собственная позиция;
-причины и непосредственный повод;
-социальная среда;
-вторичная рефлексия;
2. Прогнозирование варианта решения:
-наиболее благоприятный;
-наименее благоприятный;
-что будет, если просто прекратить действия;
3. Действия по реализации намеченного плана;
4. Коррекция плана
5. Контроль эффективности действий
6. Оценка результатов конфликта
Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:
Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ: