Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………....3
1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике
России…………………………………………………...............4
2. Концепция развития бухгалтерского учета и
отчетности в РФ на среднесрочную перспективу………..…15
3. Заключение ……………………………………………………23
4. Литература …………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
"center">ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ, ФОРМИРУЕМОЙ В  БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 

        Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную систему, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, формируемая в бухгалтерском учете информация используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными службами и др. видов отчетности.

   В этих условиях главной задачей бухгалтерского учета является обеспечение относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться таким образом, чтобы организации могли формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. 

СОЗДАНИЕ  ИНФРАСТРУКТУРЫ МСФО. 

      Основными элементами инфраструктуры применения МСФО являются законодательное признание МСФО в РФ, процедура одобрения  МСФО, механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО, порядок официального перевода  МСФО на русский язык, контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в т.ч. аудит, обучение по МСФО.

      Процедура одобрения МСФО должна обеспечить придание юридической силы МСФО на территории РФ, недопущение отступлений от  МСФО, учет особенностей экономического развития России, сопоставимость финансовой информации.

        Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО предполагает наличие информационно- методических материалов по применению МСФО, носящих рекомендательный характер.

      Для создания официального текста МСФО на русском языке необходимо сформировать постоянно действующий негосударственный орган,  который должен подготавливать официальный  текст на русском языке, отслеживать изменения в тексте МСФО на английском языке и своевременно вносить их в текст на русском языке, вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. 

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ 

      Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечить разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.

К функциям государственных органов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности относятся:

  • выработка государственной политики и совершенствование правовых основ;
  • установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории РФ;
  • организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативно-правовых актов;
  • государственный контроль за соблюдением законодательства и взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности.
 

       К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:

  • представление и защита интересов профессионального сообщества;
  • подготовка предложений по совершенствованию правовых основ, участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отчетности и аудиторской деятельности;
  • профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в РФ;
  • разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера), а также обобщение и распространение передового опыта;
  • разработка норм профессиональной этики и контроль за их соблюдением членами профессионального сообщества;
  • повышение квалификации членов профессионального сообщества;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
  • взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита.
 

УСИЛЕНИЕ  КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА БУХГАЛТЕРСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ 

       Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности организации. Наряду с аудитом в повышении качества бухгалтерской отчетности большая роль отводится надзорной деятельности уполномоченных государственных органов. Основной их задачей является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной бухгалтерской отчетности.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер  финансовой, административной и уголовной ответственности организаций и их руководителей. 

ПОДГОТОВКА  И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ 

       Обращается внимание на необходимость повышения квалификации в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита не только бухгалтеров и аудиторов, но и пользователей бухгалтерской отчетности. Ставится задача по изучению лежащих в основе  МСФО концепций – по формированию навыков активного использования информации; выработке навыков профессионального суждения  при квалификации, стоимостном измерении, квалификации и оценке стоимости фактов хозяйственной жизни; формированию новых подходов к применению российских стандартов и иных нормативно-правовых актов; по оценке финансовых показателей, сформированных по МСФО и т.п.

        Для повышения качества обучения бухгалтеров, аудиторов и пользователей бухгалтерской отчетности необходимо осуществить мониторинг качества учебных программ в средних и высших учебных заведениях, а также программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов, переориентировать учебные программы на углубленное изучение МСФО,  разработать российские стандарты образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров. 
 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ 

     В 2004 — 2012 гг. предполагается осуществить следующие два этапа концепции.

   На первом этапе (2004 — 2007 гг.) намечены:

  • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйственных субъектов, кроме тех, которые составляют отчетность по иным международно признаваемым стандартам. К общественно значимым относятся хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых вовлечены средства неограниченного круга лиц, — открытые акционерные общества или иные организации, имеющие публично размещаемые или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со; другие организации;
  • утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
  • совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной отчетности;
  • создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;
  • сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
  • активизация участии профессиональных общественных организаций в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
  • совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
 

        На втором этапе (2008 — 2010 гг.) предполагаются:

  • обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности всех общественно значимых хозяйствующих субъектов;
  • оценка возможностей составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО (вместо российских стандартов);
  • укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения стандартов бухгалтерского учета и отчетности;
  • дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
  • развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности;
  • расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в т.ч. подготовленной по МСФО.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Современная тенденция перехода бухгалтерского учета в России на международные стандарты очень сложна. Основной его целью является увеличение притока инвестиций в страну. В результате реформ инвесторы получат информацию, благодаря которой можно будет оценить объект возможных вложений. Следовательно, снизятся риски инвестирования, а значит, инвестиции станут более дешевыми. Это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. Однако не стоит ожидать, что после перехода на МСФО в Россию хлынет поток инвестиций. Качество финансовой отчетности способствует инвестиционному климату, но не является решающим фактором.

       На первый взгляд кажется, что МСФО главным образом способствуют выходу на мировые финансовые рынки. Однако интерес большинства российских предприятий не ориентирован на мировой рынок. Внедрение МСФО позволит последовательно устранялись недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.  К тому же применение МСФО позволяет обеспечивать менеджеров такой информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком, повысить прозрачность компании, укрепить систему корпоративного поведения, а следовательно, доверие к менеджменту. Помимо этого, использование МСФО способствует улучшению делового климата в стране и укреплению чувства уверенности у предпринимателей.

     Так же необходимо добиться, чтобы предприятия переходили на международные стандарты с минимальными потерями.  Во-первых, не надо заставлять всех делать это с завтрашнего дня. Это создаст напряженную обстановку в среде бухгалтеров, что может не привести желаемого результатам. Во-вторых, МСФО должны быть адаптированы к условиям российской экономики. В-третьих, нужно сформировать спрос на информацию, подготовленную по МСФО. Когда менеджеры и российское инвестиционное сообщество поймут, какую пользу они смогут извлечь, работая по международным стандартам, тогда и процесс перехода станет безболезненным.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Кондраков Н. П.

Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:   ИНФРА-М, 2008 г. – 717 с. – (высшее образование).

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ.

Положения по бухгалтерскому  учету (ПБУ) № 1 – 21.

3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. №180.

4. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283.

Информация о работе Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России