Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа
На мой взгляд, с развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес у участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения их доходности и конкурентоспособности.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность нематериальных активов
1.1 Понятие нематериальных активов…………………………...…..4
1.2 Классификация нематериальных активов……………………….7
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов...8
Глава 2. Особенности учета нематериальных активов
2.1 Учет поступления нематериальных активов…………………...12
2.2 Амортизация нематериальных активов………………………....16
2.3 Выбытие нематериальных активов……………………………...21
Глава 3. Налоговый учет движения нематериальных активов..........24
Глава 4. Учет нематериальных активов за рубежом…………….....26
Заключение…………………………………………………….……....33
Список используемой литературы……………………….………….34
Глава 4. Учет нематериальных активов за рубежом
Российский
стандарт относит к нематериальным активам
деловую репутацию организации и организационные
расходы , а также объекты интеллектуальной
собственности (исключительное право
на результаты интеллектуальной деятельности):
— исключительное право патентообладателя
на изобретение, промышленный образец,
полезную модель;
— исключительное авторское право на
программы для ЭВМ, базы данных;
— имущественное право автора или иного
правообладателя на топологии интегральных
микросхем;
— исключительное право владельца на
товарный знак и знак обслуживания, наименование
места происхождения товаров;
— исключительное право патентообладателя
на селекционные достижения. Знак обслуживания
- зарегистрированный в установленном
порядке знак, которым предприятия, осуществляющие
различные виды обслуживания, обозначают
оказываемые ими услуги для индивидуализации
своей деятельности; применяются предприятиями
в сфере транспорта, строительства, страхования,
банковского дела, издательского дела,
информации, радиовещания и телевидения,
общественного питания, гостиничного
бизнеса, зрелищными предприятиями и т.
д.
В состав нематериальных активов в соответствии с российским стандартом не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Состав нематериальных активов по российскому стандарту (ПБУ 14/2000) в сопоставлении с международным стандартом (МСФО 38) приведен в таблице 2
Таблица 2
Виды нематериальных активов
Российский стандарт |
Международный стандарт |
Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель |
Торговые марки |
Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных |
Фирменные наименования |
Имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем |
Программное обеспечение |
Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров |
Лицензии и франшизы |
Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения |
Авторские права, патенты и другие права на промышленную собственность, на продажу, права на обслуживание и эксплуатацию |
Деловая репутация организации |
Рецепты, формулы, проекты и макеты |
Организационные расходы |
Незавершенные нематериальные активы |
Нематериальные активы – наиболее перспективная и управляемая часть имущества капитального характера. Посредством наращивания нематериальных активов достигается эффект капитализации имущества компании. Многие виды нематериальных активов создаются внутри компании и имеют маркетинговую природу. К ним относятся маркетинговая стратегия, клиентская база, методика мониторинга рынка и результаты маркетинговых исследований, ноу-хау в маркетинговых технологиях, наличие высокой репутации и квалифицированного персонала, долговременных связей с покупателями, бренд и многие другие. Эти нематериальные активы представляют собой бесспорное конкурентное преимущество. Их стоимостная оценка и отражение в учете – приемлемый инструмент капитализации, с помощью которого можно формировать привлекательный с маркетинговой точки зрения образ компании.
В структуре корпораций США в начале 80-х годов ХХ века более 60% имущества было представлено материальными активами. Соответственно, на долю нематериальных активов приходилось не более 40%. К концу ХХ века за счет увеличения удельного веса нематериальных активов соотношение составило 30:70%. При этом 30–40% имущества корпораций нематериального характера не идентифицировано и, соответственно, в балансах не отражено. Аналогичная ситуация наблюдается в западноевропейских корпорациях .
По оценкам консалтинговой
компании Interbrand соотношение материальных
и нематериальных активов составляет:
— в компании British Petroleum –
30:70;
— в компании IBM – 17:83;
— в компании Coca-Cola – 4:96.
В российской действительности 90–100% нематериальных активов не отражается в учете и финансовой отчетности. Лишь права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров отражаются в балансе на 80%; остальные 20% неучтенных активов относятся к правам на фирменные наименования и не отражаются в балансе вследствие отсутствия специального закона. Фирменные наименования зачастую регистрируются как товарные знаки, однако если наименование организации длинное, то оно обычно не проходит регистрацию. Анализ теории и практики признания, оценки, защиты, переоценки нематериальных активов в России, сравнение с зарубежными подходами и тенденциями в этой области позволяют сформулировать следующую совокупность проблем в действующем в России механизме функционирования нематериальных активов.
Во-первых, в России имеется логичная концепция стандартизации оценочной деятельности, однако она не реализована на практике в части стандарта оценки нематериальных активов. Стоимостная оценка нематериальных активов в целом и их отдельных составляющих является предметом острых дискуссий. Разнообразие подходов, предлагаемых разными разработчиками и реализуемых в виде проектов нормативных документов (методик), фактически не оставляет места для достижения разумного компромисса сторон. За этими различиями стоят не только (и не столько) научные школы, сколько интересы ведомств и профессиональных групп. Унификация требований к оценке и закрепление этих требований в специальном стандарте неизбежно будет означать, что за рамками стандарта окажутся многие применяемые в настоящее время методы и даже целые направления.
Во-вторых, в условиях отсутствия стандарта оценки нематериальных активов в настоящее время в России применяется методика оценки интеллектуальной собственности. Однако наряду с ней действует около 30 правовых актов федерального и регионального (например, московского) уровней, уточняющих порядок признания и определения стоимости нематериальных активов. Специфика действующего в России правового механизма такова, что каждый законодательный акт со временем обрастает множеством подзаконных актов. В результате в практической действительности складывается ситуация, когда нематериальные активы проще не идентифицировать: это экономичнее с точки зрения денежных расходов и трудозатрат.
В-третьих, несмотря на наличие множества правовых актов в области признания и оценки нематериальных активов, в них не предусмотрена возможность изменения стоимости нематериальных активов не путем амортизации, а методом переоценки для активов с неограниченным сроком полезного использования. Это создает парадоксы в оценке деловой репутации (гудвилла). Его постепенная амортизация приводит к нулевой остаточной стоимости. Хотя деловая репутация при этом может не только не уменьшаться, но и увеличиваться. Непризнание возможности переоценки нематериальных активов сдерживает развитие бренд-менеджмента в России.
В-четвертых, действующий порядок признания и оценки нематериальных активов делает практически бессмысленным их использование в налоговом учете и соответственно в налоговом менеджменте. Правовые регламенты «вытесняют» нематериальные активы в область управленческого учета. Ограниченная сфера применения нематериальных активов обусловливает проблемы с их отражением в финансовой отчетности.
В-пятых, на данный момент в подходах к оценке нематериальных активов нет понимания между оценщиками и специалистами по управлению. Оценщикам свойственно упрощенное понимание и сведение задачи к определению стоимости нематериального актива на текущий момент. Для специалистов по управлению оценка сводится к определению ставок роялти или паушального платежа, устраивающих одновременно лицензиара и лицензиата. Приведение роялти к оценке на текущий момент воспринимается специалистами по управлению как относительно простое и бесполезное мероприятие. По мнению известного российского маркетолога А.А. Бравермана, одни только маркетинговые стратегии представляют собой весомый резерв роста капитализации российских компаний. Российская Ассоциация Маркетинга (РАМ) провела опрос более 300 иностранных предприятий из разных секторов рынка, давно и успешно работающих в России. В результате опроса выявлено, что маркетинговую стратегию считают нематериальным активом, учитываемым при оценке капитализации, от 36 до 87% компаний.
Выполненные исследователями РАМ расчеты, касающиеся количественного влияния маркетинговой стратегии на уровень капитализации, показали, что маркетинговая стратегия, удовлетворяющая требованиям инвесторов, может увеличить рыночную стоимость российских компаний на 11% в машиностроении, на 22% в торговле и деревообработке, на 19% в пищевой промышленности, на 16% в текстильной промышленности. Среднее же значение маркетингового резерва капитализации составило по данным Центра Исследований РАМ 18% . При этом под маркетинговой стратегией понимается традиционный комплекс маркетинговых действий: выбор целевых рынков (по емкости, прибыльности, соответствию компетенциям компании), создание отличительных преимуществ (по продукту, сервису, операциям, торговым маркам) и построение систем лояльности потребителей (повторные закупки, продолжительность совместного бизнеса). На базе этих источников должны быть реструктурированы текущий, среднесрочный и долгосрочный бизнес-портфели и приняты стратегические решения по дивестированию, сохранению позиций или росту в каждом из портфелей. При этом следует иметь в виду, что маркетинговая стратегия представляет собой малозатратный рычаг капитализации и, следовательно, доступный практически любому предприятию инструмент повышения маркетинговой привлекательности.
Итак, растущий интерес отечественного бизнес-сообщества к нематериальным активам свидетельствует о трансформации подходов к составу и формам имущества хозяйствующих субъектов в направлении их дематериализации. Нематериальные активы хорошо организованного бизнеса с течением времени имеют тенденцию к постоянному росту, отражают упорядоченность предприятия как экономической системы, позволяют генерировать доходы, обеспечивают хозяйствующему субъекту устойчивое конкурентное преимущество. Идентификация и стоимостная оценка нематериальных активов,
отражение их в финансовой отчетности позволяют наращивать капитализацию. Наконец, стоимостная природа нематериальных активов позволяет решить проблему оценки эффективности маркетинговой деятельности. При этом в традиционном алгоритме оценки эффективности числитель дроби может быть представлен приростом стоимости нематериальных активов, а знаменатель – затратами на маркетинговую деятельность компании.
На сегодняшний день в
России еще не накоплена хорошая
практическая база, ориентируясь на которую,
можно было бы создать рамочные правила
учета НМА. Это не только российская
проблема. Например, Европейская комиссия
лишь в 2003 году выпустила указания по
управленческому учету НМА. При
этом в самом исследовании отмечалось,
что в дальнейшем практика учета
НМА должна развиваться. В этой связи
интересны разработки компании Intellectual
Capital Services (ICS). Но они находятся в
начальной стадии и не прошли достаточную
практику в западных компаниях.
Заключение
Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования, не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.
Особенность нематериальных активов, состоящая в отсутствии у них физических качеств, определяет проблемы при их учете: их стоимость трудно оценить, а срок их полезной жизни часто не поддается определению. В этой связи можно сформулировать основные задачи учета нематериальных активов:
- определение первоначальной стоимости различных видов нематериальных активов. Для этого надо определить конкретные методы оценки различных видов нематериальных активов, необходимость и возможность их применения;
- правильность исчисления
амортизации нематериальных
активов. Для этого
- определение расходов
предприятия, которые могут
быть списаны как расходы
текущего периода и которые
могут быть капитализированы
как активы со списанием в
последующих периодах через
Предусмотрено несколько способов начисления амортизационных отчислений: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Числящиеся объекты
неденежный актив; безвозмездной передаче;
передаче в счет вклада в уставный капитал
другой организации.
Список используемой литературы