Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа
На мой взгляд, с развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес у участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения их доходности и конкурентоспособности.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность нематериальных активов
1.1 Понятие нематериальных активов…………………………...…..4
1.2 Классификация нематериальных активов……………………….7
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов...8
Глава 2. Особенности учета нематериальных активов
2.1 Учет поступления нематериальных активов…………………...12
2.2 Амортизация нематериальных активов………………………....16
2.3 Выбытие нематериальных активов……………………………...21
Глава 3. Налоговый учет движения нематериальных активов..........24
Глава 4. Учет нематериальных активов за рубежом…………….....26
Заключение…………………………………………………….……....33
Список используемой литературы……………………….………….34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность нематериальных активов
1.1 Понятие нематериальных активов…………………………...…..4
1.2 Классификация нематериальных активов……………………….7
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов...8
Глава 2. Особенности учета нематериальных активов
2.1 Учет поступления нематериальных активов…………………...12
2.2 Амортизация нематериальных активов………………………....16
2.3 Выбытие
нематериальных активов……………………
Глава 3. Налоговый учет движения нематериальных активов..........24
Глава 4. Учет нематериальных активов за рубежом…………….....26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………….………….34
Введение
На мой взгляд, с развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес у участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения их доходности и конкурентоспособности. Наличие в составе внеоборотных средств нематериальных активов увеличивает рыночную стоимость организации, повышает ее инвестиционную привлекательность, защищает от недобросовестной конкуренции, способствует оптимизации издержек производства и коммерческой деятельности, обеспечивает конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках и т.д.
Как мне кажется при создании, перераспределении и вовлечении в коммерческий оборот объектов нематериальных активов возникает множество проблем, связанных с их использованием, учетом, управлением, аудитом и анализом. Несовершенство законодательной базы, отсутствие четкой классификации объектов нематериальных активов, недостаточная теоретическая разработанность методик учета, анализа и аудита объектов нематериальных активов – эти и другие проблемы становятся сегодня весьма актуальными для исследования.
Глава 1. Сущность нематериальных активов
Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.
Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.
В бухгалтерском понимании
нематериальных активов
В некотором смысле
символ деловой репутации (
Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.
Таким образом, НМА в бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.
В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».[1]
Согласно Международных Стандартов Финансовой Отчетности 38 «Нематериальные активы» нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.
При определении нематериальных
активов в оценочной
1.2 Классификация нематериальных активов
Известно, что существует множество разнородных по составу объектов нематериальных активов, которые по тем или иным признакам объектов можно классифицировать следующим образом (см. таблицу 1).
Классификация нематериальных активов
Признак классификации |
Группа нематериальных активов |
1 |
2
|
Вид нематериальных активов |
|
Канал поступления на предприятие |
|
Срок службы |
|
Погашение стоимости |
|
Объем получаемых прав на объект |
|
Возможность существования отдельно от юридического лица |
|
Таким образом, особенность нематериальных активов состоит в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с целью извлечения дохода в течение длительного периода времени, и они не имеют вещественно-натуральной формы.
В настоящее время понятие «нематериальные активы» не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике. На современном этапе развития общества нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета в нашей стране, требующий дальнейшего изучения.
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов
Как было отмечено, нематериальные активы - понятие сравнительно новое для Российской Федерации, которое до перехода к рыночной экономике даже не употреблялось, и, соответственно, отсутствовало среди объектов российского бухгалтерского учета.
С 01.01.2008 года введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). В нем определены обязательные условия отнесения объектов к нематериальным активам:
а) объект способен приносить
организации экономические
б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);
в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
г) объект предназначен для
использования в течение
д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;