Классификация нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд, с развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес у участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения их доходности и конкурентоспособности.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность нематериальных активов
1.1 Понятие нематериальных активов…………………………...…..4
1.2 Классификация нематериальных активов……………………….7
1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов...8
Глава 2. Особенности учета нематериальных активов
2.1 Учет поступления нематериальных активов…………………...12
2.2 Амортизация нематериальных активов………………………....16
2.3 Выбытие нематериальных активов……………………………...21
Глава 3. Налоговый учет движения нематериальных активов..........24
Глава 4. Учет нематериальных активов за рубежом…………….....26
Заключение…………………………………………………….……....33
Список используемой литературы……………………….………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

Содержание

 

    Введение………………………………………………………………...3

     Глава 1. Сущность нематериальных активов

      1.1 Понятие  нематериальных активов…………………………...…..4

      1.2 Классификация  нематериальных активов……………………….7

      1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных активов...8

     Глава 2. Особенности учета нематериальных активов

      2.1 Учет  поступления нематериальных активов…………………...12

      2.2 Амортизация  нематериальных активов………………………....16

      2.3 Выбытие  нематериальных активов……………………………...21

     Глава 3. Налоговый учет движения нематериальных активов..........24

     Глава 4. Учет нематериальных активов  за рубежом…………….....26

     Заключение…………………………………………………….……....33

     Список используемой литературы……………………….………….34

 

Введение

 

 На мой взгляд, с  развитием рыночных отношений, быстротой и масштабностью технологических изменений невозможно обеспечить конкурентоспособность лишь за счет использования материальных и финансовых факторов, которые становятся общедоступными для большинства организаций. В этих условиях особый интерес у участников экономических отношений вызывают вопросы, связанные с использованием в деятельности организаций факторов нематериального характера как инструментов повышения их доходности и конкурентоспособности. Наличие в составе внеоборотных средств нематериальных активов увеличивает рыночную стоимость организации, повышает ее инвестиционную привлекательность, защищает от недобросовестной конкуренции, способствует оптимизации издержек производства и коммерческой деятельности, обеспечивает конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках и т.д.

Как мне кажется  при создании, перераспределении и вовлечении в коммерческий оборот объектов нематериальных активов возникает множество проблем, связанных с их использованием, учетом, управлением, аудитом и анализом. Несовершенство законодательной базы, отсутствие четкой классификации объектов нематериальных активов, недостаточная теоретическая разработанность методик учета, анализа и аудита объектов нематериальных активов – эти и другие проблемы становятся сегодня весьма актуальными для исследования.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность нематериальных активов

                                     1.1 Понятие нематериальных активов

 

Нематериальные активы  представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью  приносить  организации экономические выгоды, т. е. доход.

Учет и оценка нематериальных (неосязаемых) активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано  с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. – intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

  В бухгалтерском понимании  нематериальных активов принято  различать: идентифицируемые НМА, к числу которых относятся результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

 В некотором смысле  символ деловой репутации (гудвилл) - это товарный знак. Обычно под деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере добросовестного использования, рекламирования и т.д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является брэнд.

Брэнд - различающее название и/или символ, предназначенный для  идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товара или услуги от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, брэнд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.

Таким образом, НМА в бухгалтерском  смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д.

В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с n.VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности), «интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».[1]

Согласно Международных  Стандартов Финансовой Отчетности  38 «Нематериальные активы»  нематериальный актив как объект интеллектуальной собственности - это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве товаров или предоставлении услуг, для сдачи в аренду или для административных целей.

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и нематериальных активов эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация  нематериальных активов

 

Известно, что существует множество разнородных по составу  объектов нематериальных активов, которые  по тем или иным признакам объектов можно  классифицировать следующим  образом  (см. таблицу 1).

 

                                                                                               Таблица 1

Классификация нематериальных активов

Признак классификации

Группа нематериальных активов

      1

2

 

Вид нематериальных активов 

  • Результаты интеллектуальной деятельности
  • Отложенные затраты
  • Деловая репутация

 

 

 

 

Канал поступления на предприятие

  • Внутренний
  • Внешний

 

Срок службы

  • Нематериальные активы с ограниченным сроком службы
  • Нематериальные активы с неограниченным сроком службы

Погашение стоимости

  • Амортизируемые нематериальные активы
  • Неамортизируемые нематериальные активы

Объем получаемых прав на объект

  • Исключительные права
  • Неисключительные права

Возможность существования  отдельно от юридического лица

  • Идентифицируемые
  • Неидентифицируемые

 

Таким образом, особенность  нематериальных активов состоит  в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с  целью извлечения дохода в течение  длительного периода времени, и  они не имеют вещественно-натуральной  формы.

В настоящее время понятие  «нематериальные активы» не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться  на практике. На современном этапе развития общества нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета в нашей стране, требующий дальнейшего изучения.

 

1.3 Принципы, проблемы, задачи учета нематериальных  активов

 

Как было отмечено, нематериальные активы - понятие сравнительно новое  для Российской Федерации, которое  до перехода к рыночной экономике даже не употреблялось, и, соответственно, отсутствовало среди объектов российского бухгалтерского учета.

С 01.01.2008 года введено в  действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). В нем определены обязательные условия отнесения объектов к  нематериальным активам:

а) объект способен приносить  организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право  на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить  в будущем (в том числе организация  имеет надлежаще оформленные  документы, подтверждающие существование  самого актива и права данной организации  на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);

        в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для  использования в течение длительного  времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

Информация о работе Классификация нематериальных активов