Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа
Политика — это управленческая деятельность государст¬венных и общественных
органов, которая ставит перед со¬бой общезначимые цели. Последние сочетаются
со стремле¬нием удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты дея¬тельности (оборону,
социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика
занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее
близким к понятию экономической политики является термин «политическая
экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в
связи и социально-политиче¬скими требованиями.
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теории экономической политики..................5
1.1. Теория экономических порядков..................6
1.2. Типология экономической политики государства...........6
1.3. Концепция Тинбергена.......................10
1.4. Критика Лукаса...........................12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике
Беларусь...............................16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства...............................16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики
Беларусь...............................27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................37
ЛИТЕРАТУРА.............................39
функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной,
валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения;
• обеспечение финансового оздоровления экономики, урегулирование на этой
основе неплатежей, пополнение оборотных средств; сокращение бартера и
кредиторско-дебиторской задолженности, усиление стимулирующих мер в области
ресурсосбережения, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;
• формирование условий для развития экономически эффективных производств
и на этой основе
повышение
• обеспечение инвестиционной активности в реальном секторе экономики и
преодоление тенденции роста износа активной части основных фондов; развитие
инвестиционной инфраструктуры; увеличение в структуре денежной массы
долгосрочных компонент; формирование предпосылок для возобновления внешнего
финансирования и привлечения прямых иностранных инвестиций; улучшение
отраслевой и технологической структуры капитальных вложений, сокращение
незавершенного строительства;
• стабилизация социальной сферы; осуществление комплекса неотложных мер
по повышению уровня доходов, прежде всего за счет роста заработной платы, а
также всех видов социальных выплат;
• сокращение неэффективных бюджетных расходов; осуществление
государственных закупок и распределение бюджетных средств преимущественно на
основе проведения тендеров и аукционов;
• активное использование программно-целевого принципа в решении
народнохозяйственных задач;
• сокращение дефицита торгового баланса на основе развития механизма
защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных
товаропроизводителей посредством реализации программ импортозамещения,
наращивания экспорта продукции из местных ресурсов, национальной программы
развития экспорта;
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси
Основной целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную
перспективу является поддержание высоких темпов роста основного
макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП).
Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая основа обеспечения
главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси.
Для эффективного достижения названной цели важно видеть средства и
механизмы, способные обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси
показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в
экономику, использовании методов административного принуждения
производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая
сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим
возможностям.
С учетом этого в последнее время идет процесс постепенного уменьшения
эмиссионной поддержки экономики, направленный на финансовую стабилизацию,
снижение темпов девальвации и инфляции, придание нового качества
экономическому росту, основанного на финансовых стимулах производства, в
условиях
ужесточения бюджетных
[7].
Представление о том, что либерализация быстро приведет к созданию нормальных
рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. В стране отсутствовали
рыночные формальные и неформальные институты. В решении проблем формирования
и функционирования институтов рыночного типа главная роль отводится
государству. Стратегическая цель государства в переходный период -
содействие системному формированию новых экономических отношений, что
предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию
преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и
контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически
государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и
дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для
организации и ведения бизнеса.
Иными словами, государство призвано формировать условия для уменьшения
собственного
прямого административного
раскрепощения предпринимательской личности, а не для чрезмерной опеки,
порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство
обязано жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами
законодательства,
регламентирующего права
рынках.
К числу важнейших функций государства по регулированию социально-
экономических процессов следует отнести: создание благоприятных
макроэкономических предпосылок и условий для хозяйственной деятельности
(сбалансированность бюджета, низкая инфляция, устойчивость национальной
валюты и др.); обеспечение социальной стабильности и защиты населения;
формирование условий инвестиционной деятельности; поддержку инновационной
сферы и научных исследований; обеспечение экономической безопасности и
укрепление обороноспособности страны; контроль за рациональным
природопользованием и охраной окружающей среды.
Значительные
споры в экономической
государства в отраслевых структурных сдвигах и использования для этого
определенных мер государственной поддержки отдельных отраслей и производств.
Сегодня даже достаточно либеральные экономисты считают необходимым участие
государства в регулировании структурных процессов, хотя и ограниченными
рыночными методами. Позиция экономистов -сторонников активной роли
государства сводится к необходимости защиты и обеспечения развития экономики
в целом, а не соблюдения локальных интересов и ориентации на конъюнктурные
изменения.
Не отрицая в целом позитивную и активную роль государства в условиях рынка и
особенно в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех
функций, которые
оно выполняет сегодня с
рычагов оперативного
вмешательства в текущую
Возврат к прямым административным методам государственного регулирования
экономики в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды
рыночного типа
и наступающего глубокого социально-
оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным
тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет
использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в
условиях отсутствия механизма ответственности и контроля за деятельностью
чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с
позиции и в интересах страны в целом, а в угрозу индивидуальным и групповым
корыстным намерениям. Последнее во многом обусловлено низкой заработной
платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток
наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу и предопределяет в
целом недостаточную компетентность и подготовленность кадров
государственного аппарата управления к системным преобразованиям и системному
регулированию экономики.
В связи с этим первостепенной задачей является формирование системно полной
законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного
типа и проведение административной реформы, максимально исключающей
оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного
управления и сосредоточивающей их на преимущественно политических и
регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной
саморегуляции. Главной задачей государства поэтому является создание
институциональных основ эволюции на базе развития и поддержки
предпринимательства, реформирования отношений собственности, реструктуризации
предприятий, улучшения налоговой системы, формирования фондового рынка и др.
Институциональная среда и более совершенная макроэкономическая политика
должны способствовать разрешению сложной проблемы, связанной со старением
основного капитала. Сегодня активная его часть изношена более чем на 70%, и
процесс этот продолжается.
В то же время Беларусь направляет на инвестиции около 17-18% своего валового
внутреннего продукта. Казалось бы, это достаточная величина для нормального
воспроизводства основного капитала (во многих развитых странах, в том числе
в США, этот показатель меньше). Однако для республики, которой в наследство
от бывшего СССР достались огромные по объему фонды, данной доли инвестиций
для поддержания и нормального воспроизводства явно недостаточно в силу
относительно малого ВВП.
Поэтому для решения этой проблемы целесообразно использовать два подхода. Во-
первых, необходимо избавиться от производственных мощностей, не способных
выпускать конкурентную продукцию. По экспертным оценкам, в настоящее время
производственные мощности
Беларуси загружены на 50-60%, однако те из них, которые способны производить
конкурентоспособную продукцию, загружены на 80-90%. Именно они и должны
воспроизводиться наиболее интенсивно. Во-вторых, целесообразно увеличить
долю инвестиций в ВВП до 22-25%, прежде всего за счет привлечения иностранных
инвестиций. Это позволит поддерживать ежегодный темп роста ВВП со стороны
предложения на уровне 5-8% и, следовательно, с позиции решения проблемы
старения основных средств ускоренно расширять инвестиции без увеличения их
доли в ВВП. Сочетание этих двух подходов представляется наиболее
Информация о работе Экономическая политика государства: ее виды, эффективность и механизмы