Экономическая безопасность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Экономическая безопасность предприятия (фирмы) - это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз (источников опасности), формируемое администрацией и коллективом предприятия путем реализации системы мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 80.72 Кб (Скачать)

      Таким образом, исходя из отличительных особенностей принятия решений в интересах  обеспечения экономической безопасности предприятия, в диссертации дается следующее определение управленческого решения.

      Управленческое  решение в интересах обеспечения экономической безопасности предприятия — это стратегический или тактический альтернативный выбор лицом (группой лиц) целенаправленных действий в рамках предоставленных полномочий и имеющейся компетенции.

      В теории принятия решений имеется специальный термин — лицо, принимающее решение, или сокращенно — ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.), и на ком лежит ответственность за его результаты, например: генеральный директор или председатель правления компании (банка), руководитель отдела (департамента) и т.п. — словом, должностное лицо. Но есть еще и коллективное ЛПР (собрание акционеров, совет директоров, правление, комитет и т.д.). При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники — так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения.

      Разработанная автором одна из возможных классификаций  управленческих решений, которую можно  использовать на предприятии в интересах  обеспечения экономической безопасности,  представлена в таблице 3.

                                                                                                                                                                                                               Таблица 3.

                   Классификация управленческих решений 

    Классификационный признак Группы  управленческих решений
    Степень повторяемости проблемы

    Значимость  цели

    Сфера воздействия

    Срок  реализации

    Прогнозируемые  последствия

    Характер  информации

    Метод разработки

    Количество  критериев выбора

    Форма принятия

    Способ  фиксации

    Традиционные 

    Стратегические

    Глобальные

    Долгосрочные

    Корректирующие 

    Детерминированные

    Формализованные

    Однокритериальные 

    Единоличные

    Документированные

    Нетипичные 

    Тактические

    Локальные

    Краткосрочные

    Некорректируемые 

    Вероятностные

    Неформализованные

    Многокритериальные 

    Коллегиальные

    Недокументированные

 

    В соответствии с данной классификацией в работе выявлены необходимые факторы  для принятия управленческих решений  в современных условиях:

    -наличие  стратегических планов развития  и обоснованных  методов оперативной  деятельности;

    -необходимость  знания конкурентной среды и  возможных криминальных методов  конкурентной борьбы;

    -обеспечение  коммерческой тайны по всем  направлениям деятельности предприятия; 

    -мониторинг  возможных и реально действующих   внешних угроз, в том числе  на долгосрочный и среднесрочный  период;

    -прогнозирование  развития предприятия с применением  современных методов моделирования  трудовых, производственных и финансовых  процессов;

    -материальная  и моральная мотивация участия  персонала в принятии управленческих  решений и последующей их реализации.

    В курсовой особо отмечается, что в условиях современного управления в связи с участием большого числа специалистов в процессе разработки и принятия решений они приобретают все более коллегиальный характер. Это дает основание предполагать, что должно меняться соотношение усилий менеджеров, затрачиваемых на принятие решений, на организацию и контроль их выполнения. Центр тяжести в деятельности руководителя постепенно перемещается из сферы выработки решений в сферу организации и контроля их выполнения, а также поддержания непрерывности и стабильности всего процесса подготовки, принятия и реализации решений. Однако, это нисколько не снижает, но, напротив, повышает ответственность менеджеров, а следовательно, и их роль в организации, в том числе и в плане обеспечения экономической безопасности.

        

                4. Главной целью обеспечения экономической безопасности предприятия, как уже отмечалось, является достижение максимальной стабильности функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения целей бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Ведущая роль в достижении этих целей принадлежит персоналу предприятия. В этой связи кадровая политика является одной из составляющих экономической безопасности (наряду с другими - финансовой, силовой, информационной, технико-технологической, правовой, экологической).

    Во  всем мире около 80% ущерба материальным активам компаний наносится их собственным  персоналом. Только 20% попыток взлома сетей и получения несанкционированного доступа к компьютерной информации приходит извне. Остальные 80% случаев  спровоцированы с участием персонала  компаний.

    В России, по мнению автора, наблюдается  увеличение числа работников, занятых  в сферах деятельности,  связанных  с повышенными угрозами для экономической  безопасности: финансовая деятельность (рост в 2006 г. по сравнению с 2000 г. на 46 %),   торговля и ремонт (29 %), строительство (17 %),  операции с недвижимостью и аренда (10 %).  На 13 %  выросло число российских чиновников.3 В этих условиях управление кадрами, являясь элементом экономической безопасности предприятий, все больше должно быть нацелено на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые можно было бы определить как «безубыточные». Имеется в виду, что тут практически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы, при условии, что на предприятиях присутствуют все этапы организации и управления персоналом, начиная с приема на работу. При этом необходимо полнее использовать на практике так называемую гуманистическую парадигму управления человеческими ресурсами, которая базируется на следующих основных положениях:

    -работники  – наиболее ценный актив предприятия,  чье устойчивое конкурентное  преимущество достигается и поддерживается  особыми усилиями людей;

    -невозможны  реализация успешной стратегии  и повышение эффективности деятельности  предприятия без соответствующей  организационной культуры;

    -особый  упор следует делать на вовлеченность  работника в организацию через  внутрифирменную политику, нацеленную  на раскрытие творческих возможностей  и энергии сотрудников;

    -ключевая  роль в управлении персоналом  принадлежит непосредственным руководителям  подразделений (линейным менеджерам), которые принимают соответствующие  управленческие решения по организации  работы подчиненных.

    Как справедливо отмечается в экономической  литературе, данные положения постепенно находят все большее применение в мировой и отечественной  практике управления.4   

                В курсовой формулируются особенности кадровой политики  в системе экономической безопасности предприятия, суть которых заключается в том, что работники всех уровней должны иметь высокие профессиональные знания и навыки, морально-психологическую устойчивость, корпоративную преданность, а также способность принимать решения  в сложных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью, наличием множества трудносопоставимых критериев и неявных альтернатив, дефицитом времени и высокой ответственностью за принимаемые решения.

                   В курсовой научно обоснованы и систематизированы характерные черты, которые являются определяющими в успешной деятельности современного руководителя (менеджера) по принятию управленческих решений, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия. Это в первую очередь:  умение соглашаться с перспективными предложениями, интеллект, практичность,  твердость в убеждениях, гибкость в выполнении решений, соблюдение моральных и этических принципов.

    Кадровая  политика должна быть в первую очередь  направлена на предотвращение негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его профессиональным потенциалом, а также с характером  трудовых отношений в коллективе. С этих позиций в курсовой предложены разработанные автором: комплекс мероприятий по защите коммерческой тайны на предприятии; система отбора и комплектования кадров, основанная на трех стадиях взаимодействия организации и работника: предварительной (прием на работу), текущей (период работы сотрудника) и заключительной (процесс увольнения); система кадровых мероприятий по отражению рейдерских атак на предприятие.

    В настоящее время примеры «работы» рейдеров можно найти в любом  регионе России.5 Число предприятий, подвергшихся рейдерским атакам, неуклонно растет. Причем, это касается не только предприятий с управлением старого, авторитарного типа, но и современных бизнес-структур.

    Вопрос  необходимости защиты от рейдеров рассматривается на государственном и муниципальном уровне. Так, Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года предусматривает создание более комфортных условий ведения бизнеса в России, обеспечение прозрачности государственного регулирования сферы корпоративных отношений. В частности, для борьбы с рейдерством уже созданы Управление правительства Москвы по экономической безопасности, Межведомственная комиссия  при правительстве Санкт - Петербурга по вопросам экономической безопасности, Комиссия по мониторингу и противодействию недружественным поглощениям при Торгово-промышленной палате.

    Как справедливо отмечается в специальной  литературе, коррупция, отсутствие сильной  независимой судебной власти и несовершенство законодательной базы являются причиной того, что в России дешевле отнять бизнес, нежели приобрести его. Именно по этой причине потенциальным объектом атаки рейдеров в настоящее время  является практически любое российское предприятие.6

    Благодатная почва для проведения рейдерских атак - коррумпированность российских чиновников. Практически купить можно  любую услугу, любой документ. Об этом, в частности, свидетельствует  исследование Национального антикоррупционного комитета (НАК) и группы «Фоэникс». Например, изъятие оригиналов документов с  последующей их заменой на подделанные  копии в архивах федеральных  служб стоит от 30 тыс. долл. Сделать  так, чтобы дело попало к «нужному»  судье, стоит от 7 тыс.  долл. Покупка  информации по учредителям из архива ФРС – от 5 тыс. долл. Силовой захват предприятия в Москве стоит от 150 тыс. долл. Авторы исследования отмечают, что объектами атак рейдеров все чаще становятся земли, на которых расположены научно-исследовательские и опытно-конструкторские  организации.7  

    Зачастую  для успешной реализации проекта  по недружественному поглощению рейдеру  достаточно найти «взаимопонимание»  хотя бы с одним топ - менеджером предприятия. Чтобы исключить подобный вариант развития событий собственникам  и руководству предприятия, по мнению автора, необходимо разработать ряд  мер, направленных на повышение интереса менеджмента к добросовестному  исполнению своих обязанностей, и  вместе с тем проводить систематическую  работу, направленную на недопущение  конфликтов и своевременное их разрешение.  Мотивация имеет важнейшее значение для обеспечения экономической  безопасности предприятия в целом  и отражения рейдерских атак в  частности.

    В этой связи на каждом предприятии  необходимо построение такой системы  принятия управленческих решений по мотивации, которая бы удерживала сотрудников  как от неожиданного перехода на другое место работы, так и от сознательной передачи коммерческой информации конкурентам  и рейдерам. Когда некоторые руководители слышат о системе мотивации, они  в первую очередь предполагают рост расходов на заработную плату, бонусы и т.д. Однако при правильном подходе  можно обойтись и без существенных финансовых затрат. Секрет успешного  построения системы мотивации - в  сбалансированном сочетании материальной и моральной составляющих. Один из вариантов такого сочетания представлен  автором в таблице 4. 

    Таблица 4. 

    Материальная  и моральная составляющие системы

      мотивации 

Материальная Моральная
Заработная  плата Информирование  о том, что происходит в компании
Премии Отслеживание  и учет потребностей персонала, их динамики
Бонусы Согласование  целей персонала с целями предприятия
Машины (служебные)/квартиры Планирование  карьеры сотрудника
Страхование сотрудников Предоставление  ожидаемой работы (интересной, сложной, творческой и т.д.)
Медицинское обслуживание персонала Оценка и  поощрение хорошо выполненной работы
Фитнес Делегирование полномочий, повышение ответственности  сотрудников 
Социальные  программы Персональное  внимание (прямое/косвенное)
Обучение  персонала Профессиональное  развитие/карьерный рост/ внедолжностная карьера
Сертификация  сотрудников и т.д. Имидж компании (престиж  работы в известной компании)
  Корпоративная культура, атмосфера, праздники, дни  рождения и  т.д.

Информация о работе Экономическая безопасность предприятия