История возникновения бухгалтерского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:21, реферат

Описание работы

Бухгалтерское дело неразрывно связано с бухгалтерским уче¬том, так как является его составной частью. В свою очередь воз¬никновение и развитие бухгалтерского учета является составной частью истории человеческого общества. Современная наука в настоящее время не может дать однозначный ответ, когда по¬явился бухгалтерский учет. Во многом это объясняется скудно¬стью сохранившихся источников — учетных документов, исполь¬зовавшихся нашими предками.
Потребность в учете, контроле и руководстве хозяйственными процессами возникла на самых ранних ступенях человеческого развития и существовала в различных общественно-экономичес¬ких формациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА 4
1.1. Исторический аспект возникновения бухгалтерского дела 4
2. РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 10
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ
И АУДИТОРОВ 15
3.1. Институт профессиональных бухгалтеров России 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

История возникновения и развития бухгалтерского дела.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

  Для первых лет советской власти характерна законодатель¬ная регламентация работы с обращениями граждан. Узаконено право гражданина на обжалование, подачу письменных устных жалоб и сроки их рассмотрения.

  В 20-е  г. развернулось массовое движение за научную организа¬цию труда (НОТ) и научную организацию управленческого труда (НОУТ), оказавшее значительное влияние на формирование и раз¬витие советского делопроизводства. Теоретические и практические разработки в этой сфере связаны с именами А.К. Гастева, П.М. Кер¬женцева, Е.Ф. Розмирович, Л.А. Вызова, З.К.Дрезена и др.

  С начала 1920-х г. государство патронировало  это движение, о чем свидетельствуют  факты проведения конференций по НОТ: Первой Всероссийской конференции в январе 1921 г. и Второй Всероссийский конференции в марте 1924 г., а также создание Таганрогского института научной организации производства в 1920 г. и. Казанского института научной организации труда в 1921 г., научно-практические разработки которых в области уп¬равления и делопроизводства способствовали оптимизации рабо¬ты советских учреждений.

  Развитие  научной организации управленческого  труда связа¬но с деятельностью Народного комиссариата рабоче-крестьянс¬кой инспекции (НК РКИ).

  Координация работы по НОТ в стране была возложена на Со¬вет научной организации труда, производства и управлении (Сов-нот), созданный при коллегии НК РКИ в 1923 г., а роль методи¬ческого центра по руководству рационализацией делопроизвод¬ства выполнял Отдел административной техники. Большое зна¬чение для развития советского делопроизводства имело создание при НК РКИ в 1925 г. Государственного бюро организационного строительства (Оргстрой) и в 1926 г. Института техники управ¬ления (ИТУ). Эти организации тесно сотрудничали. ИТУ занимался теоретическими разработками; Оргстрой реализовывал их на практике, внедряя в деятельность конкретных учреждений на основе хоздоговорных отношений.

  При ИТУ был создан Кабинет стандартизации, который разра-батывал общесоюзные стандарты на документы, средства и пред¬меты конторского труда, носители информации. Здесь были раз¬работаны стандарты писем, телеграмм, телефонограмм, протоко¬лов и др., форматов бумаги, а также стандартизировались мате¬риалы, используемые при работе с документами: чернила, ленты для пишущих машинок; разрабатывались образцы конторской мебели.

  Для установления связей ИТУ и Оргстроя с госаппаратом в 1928 г. при ИТУ создано Консультационное бюро.

  В 1929 г. ИТУ совместно с Центрархивом РСФСР подготовил «Правила постановки архивной части делопроизводства в госу-дарственных, профессиональных и кооперативных учреждениях и предприятиях РСФСР». Правила имели большое значение для организации текущего хранения документов и определяли поря¬док их уничтожения. Подготовленный в 1931 г. ИТУ проект «Общих правил документации и документооборота» предпола¬гал введение единых правил делопроизводства в общегосудар¬ственном масштабе. Но вследствие ликвидации ИТУ в апреле 1932 г. эти правила не были доработаны и утверждены. После ликвидации ИТУ в СССР не стало единого центра науч¬ной разработки вопросов делопроизводства. В истории делопро-изводства начался длительный период ведомственного регулиро¬вания работы с официальными документами, так как каждое ве¬домство решало их по-своему.

  В 20-е  г. и в начале 30-х г. вопросами совершенствования управления занимались общественные организации: Клуб работ¬ников административного дела, Объединение работников учета, Ассоциация управленческого дела. Издавались журналы, на стра¬ницах которых рассматривались проблемы работы с документа¬ми: «Техника управления», «Вопросы организации и управле¬ния», «Система и организация», «Время», «Организация труда». В этот период издается много литературы по вопросам дело¬производства — и фундаментальные теоретические исследова¬ния, и пособия по делопроизводству для учащихся и практиков.

  Значительное  влияние на процессы документирования оказа¬ла Конституция 1936 г., впервые за годы советской власти зако¬нодательно закрепившая иерархию управленческих документов, четко определив, какие виды распорядительных документов дол¬жен издавать конкретный орган власти и управления.

  Высший  законодательный орган — Верховный  Совет СССР издавал законы, его  Президиум — указы и постановления, на¬родные комиссары — приказы и инструкции. Руководители орга¬низаций, учреждений и предприятий, действующих на основе единоначалия, — приказы.

  Отсутствие  организационно-методического центра по руковод¬ству постановкой бухгалтерского дела в стране, общегосударствен¬ных норм в области документирования, системы подготовки ква¬лифицированных кадров в области делопроизводства, ведомствен¬ная разобщенность отрицательно сказывались на организации бухгалтерского дела. В июне 1941 г. недостатки в этой сфере были названы на I Межотраслевом совещании по оргтехнике, созванном Всесоюзным научным инженерно-техническим об¬ществом машиностроителей. Для их устранения на совещании была выработана программа мероприятий по улучшению дело¬производства, которая предусматривала:

  — создание организационно-методического центра для руко-водства постановкой делопроизводства;

  — разработку положения (статуса) о делопроизводстве для всех учреждений в качестве общеобязательных норм;

  — разработку положения о кадрах канцелярских работников;

  — механизацию  труда канцелярских работников;

  — унификацию и трафаретизацию служебной документации;

  — создание единого учебного центра для подготовки и пере-подготовки кадров;

  — изучение в школах правил составления служебных  доку¬ментов;

  — подготовку и переподготовку преподавателей, кадров по служебной документации;

  — создание Всесоюзного института по вопросам делопро-изводства.

  Таким образом, был намечен ряд мер, способствующих выра¬ботке общегосударственных норм в области бухгалтерского дела на научной основе. Реализовать эту программу помешала война.

  В 40-е  гг. методическое руководство и контроль за организа¬цией делопроизводства в советских учреждениях стало осуще¬ствлять Главное архивное управление, предпринявшее попытку создать единые нормы в работе с официальными документами . В 1943 г. был подготовлен проект «Инструкции по постановке до¬кументальной части и охране документальных материалов в те¬кущем делопроизводстве учреждений, организаций и предприя¬тий СССР». В этом до¬кументе подчеркивалось единство и связь между дело¬производством и архивом. В этом же году Главархив разработал «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, органи¬заций и предприятий СССР». Для каждой категории документов были установлены сроки хранения (новое издание этого перечня было осуществлено в 1957 г.).

  В послевоенные годы задача развития бухгалтерского дела в связи с восстановлением  разрушенного хозяйства отошла на вто¬рой план. Наиболее значимым событием для развития советско¬го бухгалтерского дела в 50-е годы было постановление прави¬тельства СССР от 10.10.1959 г. №1375, в котором ряду ведомств поручалось разработать единую систему делопроизводства для учреждений и предприятий страны на основе широкого использо¬вания современной техники, т.е. ставилась задача разработки еди¬ных общегосударственных норм в делопроизводстве.

  3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

  3.1. Институт  профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России)

  В апреле 1997 г. в Российской Федерации было создано не-коммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгал¬теров России» (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России при¬нимает Министерство финансов РФ .

  ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они  представляют руководителей и ведущих  специалистов бухгалтерских служб  предприятий и орга¬низаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, эконо¬мического анализа и аудита различных учебных заведений, спе¬циалистов финансового менеджмента.

  В соответствии с Уставом ИПБ России является юридичес¬ким лицом, обладает обособленным имуществом на правах соб¬ственности, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, в том числе и валютный, в учреждениях банков, эмблему, печать, штампы, бланки со своим наименованием на русском и англий¬ском языках.

  ИПБ России имеет право от своего имени  заключать договоры и контракты, приобретать имущественные и  личные неимущественные права и  нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в арбитражном суде, третейском суде и осуществлять другие действия, не противоречащие действующему законодательству.

  Институт  осуществляет, согласно действующему законодатель¬ству, владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением иму¬щества.

  Имущество ИПБ составляют материальные и финансовые ре¬сурсы и нематериальные активы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью ИПБ.

  Источником  формирования имущества ИПБ в  денежных и иных формах являются:

  — вступительные  и членские взносы, целевые поступления, единовременные взносы;

  — доходы от использования прав на объекты  интеллектуаль¬ной собственности;

  — выручка  от реализации работ, услуг, товаров;

  — дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, об-лигациям, другим ценным бумагам и вкладам, принадле¬жащим ИПБ;

  — доходы, получаемые от собственности ИПБ;

  — добровольные денежные и имущественные взносы и пожер-твования;

  — доходы от мероприятий, проводимых ИПБ;

  — иные поступления, не запрещенные действующим законо-дательством.

  Доходы  от всех видов деятельности ИПБ могут  быть исполь¬зованы исключительно на реализацию его уставных целей и за¬дач, распределению между его членами не подлежат.

  ИПБ самостоятельно определяет порядок  использования сво¬их доходов, в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

  Убытки, причиненные ИПБ России в результате нарушения его имущественных  прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются  по решению суда или арбитражного суда.

  Имущество ИПБ может быть изъято только по вступившему в законную силу решению  суда или арбитражного суда.

  ИПБ России отвечает по своим обязательствам всем принад-лежащим ему имуществом, на которое, в соответствии с действу¬ющим законодательством может быть наложено взыскание. Институт не отвечает по обязательствам государства и своих членов, равно как государство и члены ИПБ не отвечают по обя¬зательствам ИПБ.

  ИПБ создает филиалы и открывает  представительства. Фили¬алы и представительства входят в единую структуру Института.

  Филиалы ИПБ являются его обособленными  подразделения¬ми, расположенными вне места его нахождения и осуществляю¬щими все его функции или часть их, в том числе функции пред¬ставительства.

  Представительства ИПБ являются обособленными подразде-лениями, расположенными вне места нахождения Института, представляющими интересы ИПБ и осуществляющими защиту его интересов в месте своего нахождения.

  Филиалы и представительства ИПБ не являются юридичес¬кими лицами, наделяются имуществом и действуют на основа¬нии Положения, утверждаемого Президентским Советом. Иму¬щество филиалов и представительств учитывается на отдельном балансе и на балансе ИПБ.

  Руководители  филиалов и представительств назначаются  ком-петентным органом управления ИПБ и действуют на основании доверенности.

  Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Института. Ответственность  за деятельность своих фили¬алов и представительств несет ИПБ.

Информация о работе История возникновения бухгалтерского дела