Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории развития, организации и регулирования аудиторской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были решены следующие задачи:
1) изучить возникновение и сущность аудита;
2) рассмотреть процесс развития и регулирования аудиторской деятельности в России;
3) ознакомиться с особенностями развития аудита за рубежном;
4) провести сравнение организации аудита в России и развитых странах.
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1 Возникновение и сущность аудита...................................................... 5
1.1 Понятие и необходимость аудита................................................................ 5
1.2 Происхождение и ранние этапы развития аудита...................................... 8
Глава 2 Аудит в России....................................................................................... 11
2.1 Процесс развития аудита в России.............................................................. 11
2.2 Регулирование аудиторской деятельности в России................................. 21
2.2.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности................ 21
2.2.2 общественное регулирование аудиторской деятельности..................... 23
Глава 3 Особенности развития аудита зарубежном......................................... 25
3.1 История развития аудита зарубежных стран на примере США............... 25
3.2 Сравнение организации и регулирования аудиторской деятельности в России и развитых стран.....................................................................................
29
Заключение.......................................................................................................... 35
Список литературы..............................................................................................
В этой связи интересным для изучения вопросом становится подготовка высококвалифицированных аудиторов в развитых странах. Так, например в США экзамены на дипломированного общественного бухгалтера обычно проводятся 2 раза в год. Письменный экзамен по 4-м направлениям: аудит, бухгалтерская практика, теория бухгалтерского учета и хозяйственное право – продолжается 2,5 дня. Знания по таким предметам, как профессиональная этика, юридическая ответственность аудиторов, федеральные налоги и доходы и количественные методы бухгалтерского учета, проверяются в качестве составляющих перечисленных 4-х направлений. Только около 10% экзаменующихся сдают экзамен с первого раза.
В странах ЕС необходимым требованием для претендента на звание аудитора является соответствующее гражданство, диплом о высшем образовании или стаж работы в качестве ассистента аудитора или бухгалтера не менее 10 лет (во Франции – 15). К экзаменам не допускаются лица, не имеющие права занимать общественную должность вследствие приговора суда, при наличии психического заболевания, а также находящиеся в запутанном финансовом положении.
Российские Временные правила в сравнении с отшлифованными нормативами Запада «грешат» своей, с одной стороны, мягкостью, а с другой – небольшими неувязками.
Например,
для получения права заниматься
аудиторской деятельностью
Хорошим примером для российских АКГ может стать обязательное страхование аудиторской ответственности, столь широко практикуемое на Западе. Нужно отметить, что в рассматриваемом в настоящее время в Государственной Думе Проекте закона «Об аудиторской деятельности» эта статья расходов приобретает правильный, узаконенный характер.
Пока
же в большинстве своем она
носит характер статьи экономии российских
АКГ, т.к. в настоящее время
К слову сказать, не уйти будет и от членства в профессиональных аудиторских организациях. Учитывая, что на них с принятием Закона ляжет дополнительная нагрузка по контролю качества услуг своих членов, а также помощи в разработке стандартов, можно ожидать, что взносы за членство увеличатся.
Еще один положительный момент в работе аудиторских фирм в частности Западной Европы, на который хотелось бы обратить внимание, согласуется с 8 Директивой ЕЭС 1984 г.: не менее 51% уставного капитала должно принадлежать аттестованным аудиторам. Во Франции эта цифра равняется – 75%, в Англии – 65%, а в Германии – 100%.
Почти то же самое требует и российский Законопроект: не менее 51% уставного капитала аудиторской организации принадлежало аттестованным по российскому законодательству аудиторам или лицензированным в России аудиторским организациям.
По своей сути это – чисто протекционистская мера по ограничению иностранного присутствия на российском аудиторском рынке, т.к. этим требованиям не отвечают компании иностранного происхождения, работающие сейчас на нашем рынке.
Привести в соответствие с законом все учредительные документы придется в трехмесячный срок с момента вступления закона в силу. За это время получить квалификационные аттестаты партнерам, прямо или косвенно имеющим доли в компаниях «большой пятерки», учитывая, что большинство из них даже не владеют русским языком, будет сложно.
Для
чисто российских АКГ такая заминка
иностранных конкурентов
Сравнить
организацию аудита в разных странах можно
так же по показателям приведенным в таблице
2.
Таблица 2
№ п/п | Страна | Показатели | ||
Основная цель аудита | Органы, регулирующие аудиторскую деятельность | Системы подготовки аудиторских кадров | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Англия |
Контроль за правильностью ведения бух. учета, составления отчетности и выражения мнения о финансовой отчетности предприятия | Комитет дипломирован-ных бухгалтеров и аудиторов | Комитет дипломированных бухгалтеров и аудиторов |
2 | Франция |
Внешний финансовый контроль достоверности финансовой отчетности негосударственного сектора экономики |
2. Национальная палата ревизоров |
2. Национальная палата ревизоров |
3 | США |
Проверка финансовых
отчетов независимыми аудиторами и
экспертно-консультативная |
2. Институт внутренних ревизоров 3. Институт бухгалтеров |
2. Институт внутренних аудиторов |
4 | Швеция |
Проверка финансовых отчетов предприятий, компаний, банков, организаций и правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета |
|
1. Комиссия по
аудиторской деятельности
2. Институт повышения квалификации аудиторов (UPEB) 3. Шведское общество аудиторов (SRS) |
5 | Китай |
Полный государственный контроль доходов и расходов всех министерств, ведомств и их предприятий, органов власти | Государственная аудиторская администрация | Подготовка
аудиторов через систему |
6 | Россия |
Независимая экспертиза бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и верности отражения показателей деятельности предприятий в бухгалтерской отчетности | Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, ЦАЛАК МФ и ЦБ РФ, Аудиторская палата России и другие общественные аудиторские организации | Учебно-методические центры ЦАЛАК МФ и ЦБ РФ |
Заключение
За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.
По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.
Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг.
На эту главную трудность роста аудита в России как снежный ком наворачиваются другие проблемы, сопутствующие этой, либо те, которые призван разрешить Закон «Об аудиторской деятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхование ответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д.
В то же время недостаточно только принять те или иные нравственные критерии в профессиональной деятельности. Гораздо труднее наполнить их реальным содержанием. При этом следует иметь в виду, что не все в профессиональной этике может быть регламентировано раз и навсегда. Во-первых, потому, что этика в значительной мере касается межличностных отношений, которые характеризуются бесчисленным множеством возникающих ситуаций. Во-вторых, отследить соблюдение некоторых положений (например, об интеллектуальной честности и свободе от предрассудков) не под силу, наверное, никому. Но там, где это возможно (скажем, в отношении независимого статуса аудиторов), детальная регламентация должна приветствоваться.
В целом же истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, немалый российский опыт в области управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.
В
заключение хотелось бы подчеркнуть, что
аудит в России все-таки состоялся.
Самое убедительное свидетельство
тому – около 30 тысяч аттестованных аудиторов.
Показательно, что аудиторов у нас больше,
чем в такой, например, стране, как Германия,
а спрос на их услуги все растет. Поэтому
от того, насколько грамотно и быстро будут
решаться проблемы, связанные с аудиторской
деятельностью, будет напрямую зависеть
«здоровье» российской экономики в целом.
Список использованной литературы