История развития аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение истории развития, организации и регулирования аудиторской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были решены следующие задачи:

1) изучить возникновение и сущность аудита;

2) рассмотреть процесс развития и регулирования аудиторской деятельности в России;

3) ознакомиться с особенностями развития аудита за рубежном;

4) провести сравнение организации аудита в России и развитых странах.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1 Возникновение и сущность аудита...................................................... 5
1.1 Понятие и необходимость аудита................................................................ 5
1.2 Происхождение и ранние этапы развития аудита...................................... 8
Глава 2 Аудит в России....................................................................................... 11
2.1 Процесс развития аудита в России.............................................................. 11
2.2 Регулирование аудиторской деятельности в России................................. 21
2.2.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности................ 21
2.2.2 общественное регулирование аудиторской деятельности..................... 23
Глава 3 Особенности развития аудита зарубежном......................................... 25
3.1 История развития аудита зарубежных стран на примере США............... 25
3.2 Сравнение организации и регулирования аудиторской деятельности в России и развитых стран.....................................................................................
29
Заключение.......................................................................................................... 35
Список литературы..............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    Исторической  родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов  о компаниях, согласно которым правления  акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

    В России звание аудитора было введено  Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 г.) оказались неудачными.

    Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. 'После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

       До конца 40-х гг. аудит в основном  заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.    После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

    Третий  этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Аудит в России 

    2.1 Процесс развития  аудита в России

    Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера. В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов.

      По действующим в Российской  Федерации Временным правилам, основной  задачей аудиторской деятельности  является определение достоверности отчетности экономических субъектов. А определение аудита звучит следующим образом:

    Аудиторская деятельность – аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

    В специальной литературе российское определение аудита приводилось и обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим, другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Однако можно утверждать: оно имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее хотя бы в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ».

    Аудит в России в целом пока не лишен спорных моментов. Так, по вопросу о становлении аудита существует несколько прямо противоположных точек зрения. Теоретик и практик аудиторской деятельности С.А. Стуков считает: “Построение аудита в нашей стране началось, образно говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими экономическими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и появился только при наличии одновременно трех условий: частной собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления производства и капитала.” Но, по мнению Стукова, на момент возникновения современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего.

    Другие  столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно говорят о “создании  аудита в России “снизу”, т.е. по воле обстоятельств, а не по указу или постановлению государственного органа”.

    Вообще  любая проблема всегда имеет несколько  сторон. Проблема становления аудита в России – не исключение. Спорные  вопросы происходят  здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его (аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас предстоит рассмотреть (таблица 1).

    Таблица  1

    Этапы развития аудита в России 

Этап Характерные особенности
Подготовитель-ный Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине  СССР
Первый 

1987 г.

Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит”
Второй 

1989-1991 гг.

Попытка принятия законодательного акта об аудиторской деятельности в СССР
Третий 

5 декабря 1991 г. –  настоящее время

Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение  “Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.)
Четвертый этап Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности”
 

    Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путь экономического развития. В стране стали создаваться  кооперативы, частные фирмы и  совместные предприятия. Эти экономические  субъекты уже не являлись собственностью государства, в связи, с чем возник вопрос, кто должен проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать: налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990 года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти функции на государственные  контрольные органы, в частности на Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором, утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось право проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.

    Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

    Однако  такая хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс. руб.

    Минфином  Казахской ССР по согласованию с Госкомцен республики была установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по месту жительства и 20 руб. при выездных проверках.

    Хозрасчетная  ревизионная группа добилась определенных успехов и, следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться  ее филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в самостоятельные аудиторские фирмы.

    Руководство КРУ Минфина СССР предприняло  попытку распространить положительный  опыт работы хозрасчетных ревизионных  групп Казахстана на всю страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие  руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в большинстве республик так и не приступили.

    В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы» при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР; «Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»; «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др. Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля, эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов, финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

    Но  можно ли считать хозрасчетные ревизионные  группы, кооперативы по оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ  очевиден – нет. Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности, и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).

    В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в наибольшей степени  отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

    Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров  СССР «О создании советской аудиторской  организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.

    Капитал фирмы «Инаудит» был определен  в 800 тыс. руб. (громадная по тем временам сумма), а основными акционерами  стали: Министерство финансов СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Кроме того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения «Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот».

    В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям. Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля, внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.

    Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых, потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился. Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г. руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что фирма перестала существовать.

Информация о работе История развития аудита