История развития аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА…………………………………………….5
1.1. Понятие и необходимость аудита………………………………..…….5
1.2. Возникновение и этапы развития аудита в мировой практике…..…..9
1.3. История развития аудита зарубежных стран на примере США……15
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….……..21
2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………….21
2.2. Развитие аудита в Республике Беларусь за 2006-2010 гг……..……..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….………47

Работа содержит 1 файл

История развития аудита.doc

— 786.50 Кб (Скачать)

      Р. Монтгомери в 1912 г. написал  книгу «Аудит: теория и практика», которая при последующих изданиях и переизданиях (вплоть до наших дней) получила название «Аудит Монтгомери». В первом издании этой книги он называл американский аудит раннего этапа «счетоводческим аудитом», подчеркивая, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Сам Роберт Монтгомери (1872-1953) являлся не только теоретиком, но и практиком аудита. Совместно с коллегами он еще в 1898 году основал фирму, которая впоследствии стала одной из ведущих аудиторских фирм мира «Куперс энд Лайбранд», способствовал созданию Американского института присяжных бухгалтеров и стал его президентом, преподавал в Колумбийском, Нью-Йорском и Пенсильванском университетах [5, c. 211].

      В США аудит обязателен для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и, созданной в 1934 г. после биржевого краха на Уолл-стрит в 1929 г. Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о биржах 1934 г. требовали, чтобы зарегистрированные компании составляли соответствующие формы финансовой отчетности.

      В США имеются два типа  профессиональных и  негосударственных аудиторских  организаций. Один из них представлен  на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским Институтом дипломированных присяжных бухгалтеров. Этот институт возник в 1887 г. и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров. Он удостоверяет квалификацию соискателя, который сдает соответствующие экзамены и получает диплом бухгалтера-аудитора. Институт руководит научной и методической работой в США, публикует монографии и издает ряд  журналов по аудиту, среди которых наибольшую популярность имеет

«Джорнэл  оф Эккаунтенси».

     Кроме общенационального Института существуют профессиональные аудиторские организации  на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение  аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов.  Бухгалтеры-аудиторы могут заниматься своей деятельностью в рамках частной практики или же быть сотрудниками аудиторских фирм. Наиболее квалифицированные аудиторы ведут преподавательскую работу в университетах и колледжах.

     В США в 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные методы по подготовке данных балансового отчета», пересмотренное издание вышло в 1929 г. под названием «Проверка финансовых отчетов». В этом издании подчеркивалась важность внутреннего контроля, а также говорилось о практике составления заключений.

     В 1934 г. опубликован документ «Проверка  финансовых отчетов независимыми аудиторами», в котором были рекомендованы  следующие позднее повсеместно  принятые процедуры аудита: изучение инвентарной ведомости и подтверждение дебиторов по расчетам [4, c. 91].

     Активный  процесс стандартизации начался  с 1939 года, когда Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA) учредил Комитет по аудиторским  процедурам и он издал первое Положение  об аудиторской процедуре. С 1939 г. AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита - первые оригинальные документы института, касающиеся  стандартизации аудита. В первом отчете по процедурам аудита было приведено 7 ключевых положений, лежащих в основе формирования профессии аудитора. В отчете признаны обязательными процедурами аудита изучение инвентарных ведомостей и подтверждение дебиторской задолженности, рекомендовано избирать независимых аудиторов Советом директоров, а компаниям создавать независимые комитеты по аудиту для наблюдения за внутренними проверками и бухгалтерскими процедурами, сформулированы образцы заключений аудитора по представленной финансовой информации.

     70-80-годы XX века в США отмечены повышенным  интересом общественности к кругу  обязанностей и работе  аудиторов. Итогом стал вывод о несоответствии между тем, в чем по представлению общества должен заключаться аудит, и возможностями реального процесса аудита, которые ограничены определенными рамками (в первую очередь - ограничениями по срокам проведения аудиторских проверок) и необходимостью усилить активность Совета по аудиторским стандартам с целью сокращения и дальнейшей ликвидации этого разрыва [13, c. 147].

     Определения аудита разными организациями в  США различаются. Так, например, Американский институт присяжных бухгалтеров определяет  аудит как «процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям», а комитет Американской ассоциации бухгалтеров по основным концепциям учета дал такое определение аудиту:  «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».

      В настоящее время в США более 45000 аудиторских фирм. Число занятых  колеблется от 1 до нескольких тысяч человек. Их можно сгруппировать в 4 категории.

      1. «Большая шестерка», как ее называли раньше, - супергиганты на рынке аудиторских услуг, некоторые из них находятся в состоянии слияния. (Нью-Йоркий офис каждой более 1000 человек), офисы во всех крупных городах США и мира, годовой доход более 500 млн. долларов США. В той или иной форме все эти фирмы присутствуют также и на рынке аудиторских услуг в России, в основном зарегистрировав так называемые «СП».

      2. Другие национальные фирмы (ряд фирм считаются национальными, т.к. имеют офисы в большей части крупных городов), имеют международный потенциал.

      3. Крупные местные и региональные фирмы (есть несколько сотен аудиторских фирм с профессиональным штатом более 50 человек).

      4. Малые местные фирмы - более 95% аудиторских фирм имеют численность менее 25 человек и один офис [19, c. 149].

      Организационные формы аудиторских фирм - единоличное  владение, товарищество или профессиональная корпорация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. История развития  аудита в Республике  Беларусь 

    2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь 

     Развитие  рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов  профессий, к числу которых относятся  аудиторы. Потребность в достоверной  информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования и его финансовом положении важна не только собственнику и руководству субъекта хозяйствования для принятия управленческих и стратегических решений, но и третьим лицам: инвесторам, кредиторам, банкам, потенциальным партнерам по бизнесу и др. Такую информацию призван подтверждать независимый аудит.

     Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30.09.1991г. Именно в  этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановления  №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. За 15 лет было принято две редакции Закона «Об аудиторской деятельности» (на стадии принятия - третья) и 42 постановления Министерства финансов. Аудита в той или иной степени касались 5 декретов и 33 указа Президента Республики Беларусь, 30 законов и кодексов, 97 постановлений Правительства и 57 - Национального банка.

     Становление и развитие аудита в Республике Беларусь подтвердило существующее мнение о  том, что ведомственная ревизия  и проверка (ревизия) государственных  органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в нашей стране проходило в несколько этапов.

     Первый  этап - появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказывать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками. В развитых странах уже более ста лет для ее выполнения привлекались специалисты – аудиторы [9, c. 112].

     Первой  аудиторской компанией на территории бывшего СССР считается фирма «Инаудит», созданная в 1987г. Специалистами этой фирмы проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, они получали и проверяли всю необходимую документацию, а в случае необходимости давали разъяснения по ней должностным лицам, поддерживали профессиональные контакты с инофирмами, оказывали консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля и т. д.

     Первые  хозрасчетные аудиторские организации  в Республике Беларусь появились  в 1990 году. Ими были «Минскаудит», «БелЭКОаудит», Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.

     На  втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении.

     В целях укрепления государственного финансового контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования, Советом Министров Республики Беларусь было признано целесообразным создать в республике аудиторскую службу. В связи с этим был принят ряд постановлений Правительства.

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1991 г. № 367 «О контрольно-ревизионной  службе» было признано целесообразным создание в республике аудиторской  службы. Этим же постановлением было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992г. №506 «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» создается Аудиторская палата.

     В соответствии с постановлением право  заниматься аудиторской деятельностью  получили лица, аттестованные Аудиторской  палатой после сдачи ими экзаменов  и получения квалификационного  удостоверения (лицензии). К экзаменам  для получения лицензии допускались специалисты, имеющие высшее или среднее специальной образование и опыт учетно-аналитической или контрольно-ревизионной работы. В этот период основной приток аудиторов шел за счет бывших работников контрольно-ревизионных служб [9, c. 113].

     Подготовка аудиторов с 1992 года осуществляется в учебном центре, созданном при Белорусском государственном экономическом университете.

     На  Аудиторскую палату были возложены  следующие функции:

    • кадровые - организация подготовки граждан, их аттестации, выдачи и лишения лицензий, ведения учета; разработка квалификационных требований, учебных планов и программ экзаменов; рассмотрение споров, возникающих с заказчиками аудита;
    • связанные с деятельностью аудиторских организаций - решение вопросов по аттестации, выдаче и лишению лицензий, ведение учета фирм и частных предпринимателей, занимающихся аудиторской деятельностью;
    • методологическиеразработка нормативных и методических документов, издание справочных, информационных, научных и учебных материалов по вопросам аудиторской деятельности;
    • управления и контроля - контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач.

     На  этом же этапе 08.11.1994г. принимаются Закон  Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.1994 №454 «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней». Данным постановлением было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь. Согласно этому документу к аттестации на право занятия аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее пяти лет. Возрождаются контрольно-ревизионные службы при некоторых министерствах и ведомствах, создаются аудиторские компании из числа аудиторов - бывших специалистов контрольно-ревизионных служб, которые обслуживают «своих» клиентов.

Информация о работе История развития аудита