История развития аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА…………………………………………….5
1.1. Понятие и необходимость аудита………………………………..…….5
1.2. Возникновение и этапы развития аудита в мировой практике…..…..9
1.3. История развития аудита зарубежных стран на примере США……15
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ….……..21
2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………….21
2.2. Развитие аудита в Республике Беларусь за 2006-2010 гг……..……..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….………47

Работа содержит 1 файл

История развития аудита.doc

— 786.50 Кб (Скачать)

      1.2. Возникновение и этапы развития аудита в мировой практике 

     Считается, что контроль существует с незапамятных времен, в то время как аудит  в современном его представлении  появился сравнительно недавно (около 200 лет назад), стандарты аудита - еще позднее (около 100 лет).

     Так, еще в Древнем Египте (около III в. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля. В Римской империи (1-26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторами, прокураторами, квесторами) [20, c. 16].

     После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов. В это время прааудит имел строго целевое направление: предотвращение ошибок.

     В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита.

     1-й  этап. Исторически обусловленное  возникновение аудита. Существует  несколько точек зрения относительно  точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые  бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в. (Закон о британских компаниях 1862 г. предписывал обязательную аудиторскую проверку один раз в год), затем во Франции (1867) принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли «комиссарами по счетам». Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах в условиях концентрации производства и капитала и создания АО. В условиях увеличения масштаба производства произошло разделение между управляющими и инвесторами. Собственник (инвестор) все реже непосредственно занимался производственными и финансовыми вопросами, поручая это менеджерам. Объективно возникает необходимость независимой проверки учета и отчетности, составленной наемными менеджерами, и выражения мнения о ее достоверности, а также оценки финансового состояния предприятия. Такое мнение и мог высказать аудитор. При этом целью проведения проверок становится не выявление и исправление ошибок и искажений (как было до этого), а оценка действительного финансового состояния предприятия и реального размера его прибыли.

     2-й  этап. Появление выборочного аудита. На рубеже XIХ-ХХ вв. в мире наблюдается  бурный экономический рост. Создаются  транснациональные корпорации и  объединения предприятий. Бизнес  начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитализм вступил в монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс. В связи с резко возросшим объемом информации аудиторы не могли уже проверять учет и отчетность сплошным порядком, что привело к возникновению выборочного аудита, а также формированию учения о системе внутреннего контроля и необходимости ее оценки в ходе проведения аудита. Американский аудит отделяется и начинает развиваться независимо от внешнего мира.

     3-й  этап. Начало нормативного регулирования  аудиторской деятельности. Заметным толчком развитию аудита послужил мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства об обязательной аудиторской проверке бухгалтерских отчетов предприятий с регламентацией самого процесса проведения проверки. В США в 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая принялась за нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор годовые отчеты акционерных обществ, акции которых котировались на бирже, обязательно должны были быть заверены бухгалтером-аудитором или аудиторской фирмой [20, c. 17].

     4-й этап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, дальнейшее развитие аудита, учения о системе внутреннего контроля. В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов.

     В 1940-х гг. четко формулируется и  закрепляется нормативными документами  цель аудиторской деятельности - выражение  мнения о достоверности представленной финансовой отчетности (которая остается неизменной по сегодняшний день). Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности.

     С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной  системе внутреннего контроля вероятность  ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту, в первую очередь - консалтинговой деятельности.

     Формируются два основных направления регулирования  аудита (по степени воздействия государства):

    • в США и Великобритании – относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой;
    • в странах Западной Европы - аудит жестко регламентируется правительством.

     5-й этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants), разработка Международных стандартов аудита. В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (далее - МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Как известно, МФБ - некоммерческая, негосударственная, неполитическая международная организация профессиональных бухгалтеров (сравните: в Республике Беларусь уполномоченным органом, регулирующим бухгалтерский учет и разработку стандартов аудиторской деятельности на уровне всего государства, считается правительственный орган - Министерство финансов) [20, c. 18].

     К настоящему времени МФБ включает 153 представителя из 113 стран мира. Основная цель МФБ состоит в развитии профессии, повышении ее качества с  учетом общественных интересов. МФБ  действует посредством своих  комитетов.

     Международный комитет по аудиторской практике (далее - МКАП) является постоянно действующим комитетом Совета МФБ. МКАП был основан в 1977 г. для совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире. Эта задача им реализуется путем выпуска Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing) и Международных положений по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements). Последние не относятся к нормативным документам, в них содержатся разъяснения положений, отраженных в самих стандартах, а также необходимые комментарии. Головной офис МКАП находится в Нью-Йорке. Цель разработки стандартов состоит в обеспечении единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире (независимо от масштаба и степени прибыльности деятельности предприятия, его организационно-правовой формы). При этом признается необходимым, что с учетом национальной специфики в границах каждой страны должно осуществляться локальное регулирование международных нормативов (в форме национальных нормативов или положений, издаваемых законодательными или профессиональными органами).

     К 1998 г. Международные стандарты аудита (далее - МСА) стали использоваться в  качестве национальных в 34 странах  и еще в 35 странах они применяются  без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югословию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию.

     Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер [20, c. 19].

     В начале 2001 г. руководство МФБ провело  ревизию (критическое исследование) организационных вопросов деятельности МКАП. Международная рабочая группа, состоящая из представителей, имеющих опыт внедрения стандартов, как на национальном, так и на международном уровнях, подготовила отчет с предложениями, которые могут привести к существенному изменению деятельности Комитета. Так, по мнению исследователей, в обозримом будущем необходимо развитие Комитета в следующих направлениях:

    • четкое    формулирование    цели   деятельности    Комитета, которая

должна  заключаться в развитии и повышении  качества МСА в целях удовлетворения интересов Общества;

    • получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);
    • изменение организационной структуры самого Комитета;
    • максимально возможное повышение степени прозрачности и открытости деятельности Комитета;
    • внедрение практики составления годовых отчетов о деятельности Комитета, систем стратегического планирования и бюджетирования и вынесение их на открытое обсуждение;
    • проверка и устранение любых неточностей и двусмысленностей в аудиторских стандартах;
    • повышение объемов финансирования [20, c. 20].

     Необходимость уточнения цели деятельности Комитета обоснована, в первую очередь, глобализацией  рынков капиталов и ценных бумаг. Поскольку данные сферы бизнеса  относятся к высокорисковым, то резко  возрастает необходимость единого подхода к организации бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и проведения аудита такой отчетности. Без единых аудиторских стандартов организовать эффективную работу международных рынков инвестиций невозможно. Поэтому задачи МКАП состоят, с одной стороны, во внедрении аудиторских стандартов во всем мире, с другой стороны, в постоянном их совершенствовании «в целях удовлетворения интересов Общества». В связи с этим необходимым условием и главной стратегической задачей является также получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (для Международных стандартов финансовой отчетности - МСФО - такое одобрение уже получено).

     Сравнительный анализ существующей практики деятельности МКАП и предполагаемых в ней изменений приведен в табл. П Приложения.

     В марте 2002 г. в Куала-Лумпуре состоялся 73-й и заключительный съезд МКАП: в том же году Комитет был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий (International Auditing and Assurance Standards Board). В настоящее время Совет насчитывает 18 членов из 15 стран.

     В середине 2002 г. был одобрен новый  МСА № 545 «Аудит измерения и раскрытия  в финансовой отчетности справедливой стоимости». Понятие справедливой стоимости схоже с понятием рыночной стоимости активов и обязательств. Данный стандарт особенно актуален для рынка финансовых инвестиций (ценных бумаг), поскольку для последних справедливую стоимость определить чрезвычайно сложно. В стандарте можно увидеть характеристику как самих активов и обязательств, способов определения их справедливой стоимости, отражения соответствующей информации в финансовой отчетности, так и решения проблемных вопросов аудита в этой области.

     Реакцией  на события, происшедшие на рубеже XX - XXI вв. на мировом рынке оказания аудиторских услуг, стало внедрение новых (и доработка прежних) Международных стандартов аудита [20, c. 23]. 
 

    1.3. История развития аудита зарубежных стран на примере США 

      Например, в США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики  аудита. На это прямо указывает американский автор  Уильям Стемберг, который писал, что «функция аудита... была перенесена в Соединенные Штаты британскими бухгалтерами в конце XIX столетия». Когда английские железнодорожники, страховые компании и другие инвесторы направились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских кредиторов. До начала XX века в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных, относящихся к балансу [7, c. 121].

     В 1886 г. в США был принят первый закон  о присяжных бухгалтерах, который  дал начало процессу образования  аудиторских фирм. В 1887 г. была образована ассоциация аудиторов Америки, а  в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность - в частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

     В 1905 г, а затем и в 1909 г.  Р. Монтгомери издал с редакционными исправлениями  в США книгу Лоуренса Дикси  «Аудит: практическое руководство для  аудиторов». Развивая идеи  Лоуренса Дикси, он писал, что цель аудита сводится к раскрытию вольных и невольных ошибок, которые могут иметь место в финансовой отчетности. Исходя из этого и была выстроена иерархия аудиторских задач, связанная с обнаружением трех видов ошибок:

      • вольных (злоупотребления);
      • невольных (описки, арифметические ошибки);
      • принципиальных (выбор неверных методологических приемов).

     Однако  темпы развития бизнеса в США  резко отличались от британских, для  Америки английские методы стали  неприемлемыми вследствие того, что  британский стиль проверки требует чересчур много времени и средств. Американский аудит вследствие специфики сверхбыстрых темпов роста американского бизнеса конца XIX века - начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а следовательно - в прогрессивных технологиях аудита. Американские аудиторы стали практиковать применение  «тестового аудита», сбора свидетельств о деятельности фирмы у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки. Спрос  кредиторов, в основном банков, привел к расширению задач аудита и к разработке новых методов аудита и подхода к стандартизации.

Информация о работе История развития аудита