Инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 20:27, реферат

Описание работы

Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности. одним из основных способов контроля полноты и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета.

Содержание

1. Понятие, цели и периодичность проведения инвентаризации……………….3
2 Виды инвентаризации…………………………………………………………...5
3 Порядок проведения инвентаризации…………………………………………..8
4 Инвентаризация основных средств……………………………………………12
5 Инвентаризация товарно-материальных запасов……………………………...15
6 Инвентаризация нематериальных активов……………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Инвентаризация.rtf

— 295.42 Кб (Скачать)

     На основные средства, не подлежащие восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших их к непригодности (порча, полный физический износ и т.п.).

     По арендованным объектам составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.

     Выявленные при инвентаризации расхождения фактического количества имущества с данными бухгалтерского учета регулируются соответствующими нормативными документами.

     Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты и оформляется проводкой:

     Дт 01 «Основные средства»

     Кт 91 «Прибыли и убытки»

     При недостаче и порче объектов проводятся следующие записи:

     Дт 02 «Амортизация основных средств»

     Кт 01«Основные средства» -- на сумму накопленной амортизации

     Дт 91--3 «Выбытие основных средств»

     Кт 01«Основные средства» -- на остаточную стоимость объекта

     При выявлении конкретных виновных лиц недостающие или испорченные объекты оценивают по рыночным ценам и оформляют проводкой:

     Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

     Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации:

     Дт 91--9 «Сальдо доходов и расходов»

     Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Одновременно делается запись:

     Дт 99 «Прочие доходы и расходы»

     Кт 91--9 «Сальдо доходов и расходов» 
 
 

     5 Инвентаризация товарно-материальных запасов 

     Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств на основании абзац 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Инвентаризация товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) проводится также при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации.

     Порядок проведения инвентаризации ТМЦ и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Результаты инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 и от 18.08.1998 N 88 (ред. от 05.05.2000).

     В результате инвентаризации возможно выявление недостачи ТМЦ. В том случае, если НДС по этим ТМЦ был ранее предъявлен к вычету, налоговые органы настаивают на том, что сумма налога на недостачу должна быть восстановлена. В Письме Минфина России от 18.11.2005 N 03-04-11/308 данная позиция налоговых органов поддержана. В частности, указано, что суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, не признаваемых объектами обложения НДС, вычету не подлежат. В связи с этим суммы налога, ранее принятые к вычету, по товарам, выявленным при проведении инвентаризации имущества как недостающие, подлежат восстановлению.

     В соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях:

      передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в

качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов; суммы налога, подлежащие восстановлению, в данном случае не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации; при этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача имущества,

      нематериальных активов и имущественных прав;

       использования имущества для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению или освобожденных от налогообложения по ст. 149 НК РФ;

      использования имущества для операций по производству и (или)

реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (ст. ст. 147, 148 НК РФ);

             использования имущества лицами, не являющимися налогоплательщиками согласно гл. 21 НК РФ, и лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика. По данному основанию восстановлению подлежит НДС при применении налогоплательщиком освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы; заметим, что не нужно восстанавливать НДС при переходе на специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога;

       использования имущества для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;

передачи имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.

       Как видно, список случаев, в которых налогоплательщик обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету, является закрытым. Однако налоговые органы настаивают на восстановлении НДС при недостаче ТМЦ.

       Мнение контролирующих органов основывается на п. 2 ст. 171 НК РФ, согласно которому вычетам подлежат суммы НДС по товарам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС. В случае недостачи ТМЦ уже не могут быть использованы для осуществления облагаемых НДС операций, поэтому "входной" НДС подлежит восстановлению. Недостача ТМЦ, обнаруженная при инвентаризации, должна быть погашена за счет виновных лиц. Причем сумма НДС также взыскивается с виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то недостача ТМЦ погашается за счет прибыли организации, а сумма НДС, ранее принятая к вычету, восстанавливается.

       Если недостача ТМЦ образовалась в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, землетрясение), то, по мнению специалистов Минфина России, восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, также следует, причем сумму восстановленного НДС можно включить в состав внереализационных расходов согласно пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/1/421). Отметим, что в связи с выходом Приказа Минфина России от 18.09.2006 N 116н отменено деление доходов и расходов на полученные от обычных видов деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные. Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г. все доходы и расходы нужно будет разделить на два вида: обычные и прочие.

       Вопрос о восстановлении НДС может возникнуть, если недостача обнаружится по ТМЦ, находящимся у комиссионера. Причем, даже если в договоре комиссии предусмотрено, что комиссионер освобождается от ответственности в случае чрезвычайных ситуаций, ответственность за поврежденное имущество все равно несет комиссионер. Дело в том, что такое условие договора противоречит ГК РФ. В п. 1 ст. 998 ГК РФ предусмотрено, что комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента. Данная норма является императивной специальной нормой, подлежащей применению при регулировании отношений по договору комиссии. Статус этой нормы выше статуса общей нормы, изложенной в ст. 211 ГК РФ, согласно которой риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В ст. 998 ГК РФ предусмотрено иное требование. Если недостача не будет признана вызванной обстоятельствами непреодолимой силы, то, по нашему мнению, согласно законодательству комиссионер обязан возместить комитенту все убытки. Соответственно комитент не может признать убытки от утраты ТМЦ как собственные прочие расходы.

       В случае, когда документально подтверждено, что обстоятельства являются чрезвычайными, комиссионер будет освобожден от ответственности перед комитентом за причиненные убытки и комитент может принять эти убытки на себя. Следовательно, у комитента возникнет вопрос о восстановлении НДС. И в этом случае налогоплательщик должен сделать выбор: восстановить НДС, ранее принятый к вычету, или вступить в спор с налоговой инспекцией.

       В заключение следует отметить, что,  пока обязанность восстановления НДС при недостаче ТМЦ не будет закреплена законодательно, налогоплательщик не обязан восстанавливать НДС. Однако в данном случае спор с налоговыми органами неизбежен и налогоплательщик должен быть готов отстаивать свою позицию в суде.

Анализ арбитражной практики показывает, что имеются решения, вынесенные как в пользу.

       Если организация все же примет решение о восстановлении НДС, ранее принятого к вычету, то сделать это надо следующим образом. В книге продаж необходимо зарегистрировать счета-фактуры по недостающим ТМЦ в том периоде, когда обнаружена недостача. Такое разъяснение дано в Письме Минфина России от 31.07.2006 N 03-04-11/132, согласно которому, в связи с тем что выбывшие в результате недостачи ТМЦ при осуществлении операций, облагаемых НДС, не использовались, суммы этого налога, ранее принятые к вычету по таким ТМЦ, необходимо восстановить. Указанное восстановление сумм налога должно производиться в том налоговом периоде, в котором недостающие ТМЦ списываются с учета. 
 
 

6 Инвентаризация нематериальных активов 

       При инвентаризации нематериальных активов (НМА) надо проконтролировать правильность и своевременность их отражения в балансе, а также проверить, относятся ли они к нематериальным. Напомним, что согласно пункту 3 ПБУ 14/2000 объекты относятся к нематериальным активам при одновременном соблюдении следующих условий:

       - у них отсутствует материально-вещественная (физическая) структура;

       - их можно отделить от другого имущества организации;

       - они используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (срока полезного использования). Этот срок должен превышать 12 месяцев;

       - организация не предполагает последующую их перепродажу;

       - они способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

       - у организации есть надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительное право организации на него.

       В составе НМА также учитываются деловая репутация организации и организационные расходы.

       При инвентаризации НМА необходимо проверить наличие документов, подтверждающих исключительное право организации на использование этих активов. Если таких документов нет, объект не относится к нематериальным активам. Сказанное не относится к НМА, приобретенным (изготовленным) организацией до 1 января 2001 года. В то время состав НМА регулировался пунктом 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н. В соответствии с Положением к НМА относились не только исключительные права, но и права, возникающие из других видов договоров. Активы, которые были приобретены ранее 2001 года и включены в состав НМА и на которые у организации не было исключительных прав, следует учитывать по прежним правилам - в составе нематериальных активов. При инвентаризации надо проверить, чтобы такие объекты не были исключены из состава нематериальных активов.

       В ходе инвентаризации нужно проверить договоры по получению "чужих" объектов интеллектуальной деятельности в неисключительное пользование и выяснить, не закончился ли срок, на который были переданы неисключительные права на эти объекты. Если срок закончился, "чужие" объекты должны быть списаны с забалансового учета.

       Как и по результатам инвентаризации основных средств, по результатам инвентаризации НМА составляется сличительная ведомость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (с изменениями от 23.07.98 г., 28.03.2002 г.)

2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004

3. Блинова Т.В. Основы бухгалтерского учета. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003

4. Головизнина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета: Курс лекций. - М.: ТК Велби, 2004

Информация о работе Инвентаризация