Автор: Кристина Юрченко, 10 Ноября 2010 в 18:15, курсовая работа
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. При этом достоверной и полной считается информация, сформированная исходя из правил и принципов, содержащихся в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также отражающая фактическое состояние объектов бухгалтерского учета в организации.
Предварительно нужно убедиться, что в организации ведется картотека основных средств (инвентарные карточки формы № ОС-б); получить информацию (приказы, список лиц) об уволившихся материально ответственных лицах; ознакомиться с договорами аренды основных средств, заключенными с юридическими и физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве предпринимателей.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют какие-либо данные или указаны неправильные данные, характеризующие их, в опись включаются правильные сведения и технические показатели по этим объектам, подтвержденные паспортами и технической документацией. Например, по зданиям — указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материал покрытия и ширина полотна; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры. Стоимость выявленных, но ранее не учтенных объектов определяется исходя из рыночных цен на основании составленного акта. Экспертным путем исчисляется износ по выявленным объектам основных средств и определяется их реальное состояние, в результате чего оформляется соответствующий акт.
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По этим объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
До начала инвентаризации основных средств проверяются полнота и правильность ведения аналитического учета по объектам основных средств, соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета и бухгалтерского баланса. Эти данные должны совпадать по всем позициям. Проверяется соответствие видов основных средств организации кодам Общероссийского классификатора основных фондов. Уточняются нормы амортизационных отчислений по каждому инвентарному объекту.
Члены комиссии в присутствии должностных лиц и материально ответственных лиц (руководителей цехов, отделов, мастеров и т.п.) осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентаризационных описях их фактическое наличие по полным наименованиям, назначению, инвентарным номерам и основным техническим или эксплуатационным показателям. При инвентаризации зданий, сооружений и других объектов недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение этих объектов в собственности организации.
Проверке подлежат:
- определение круга материально ответственных лиц и наличие заключенных с ними договоров о полной индивидуальной материальной ответственности;
- наличие документов, подтверждающих нахождение объектов недвижимости (зданий, сооружений и др.) в собственности организации;
- наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации;
- наличие
и состояние инвентарных
- наличие
и состояние технических
- наличие документов, отражающих поступление, перемещение и выбытие основных средств;
- выявление
объектов, не принятых на учет,
и их оценка с учетом рыночных
цен, причем износ
Одновременно выявляется, когда и по чьему распоряжению возведены или приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты;
- выявление не пригодных для эксплуатации и восстановления основных средств;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии таких документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности внесен ряд изменений в порядок формирования показателей по отдельным статьям бухгалтерского баланса. В частности, начиная с 1 января 2000 г. по статье «Незавершенное строительство» отражается стоимость объектов недвижимого имущества.
При проведении инвентаризации имущества и обязательств, обязательной при ликвидации юридического лица, необходимо иметь в виду, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий для оценки имущества должника вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
На объекты основных средств, приобретенные в порядке товарообменных (бартерных) операций, должны быть сопроводительные документы, подтверждающие их балансовую оценку у передающей стороны (например, это может быть копия инвентарной карточки).
Назначенная
руководителем организации
Автомашины, железнодорожный состав, морские и речные суда, находящиеся в дальних рейсах; машины и оборудование, отправленные в капитальный ремонт, и другие основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации, инвентаризируются до момента их временного выбытия.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и других данных.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Если в ходе инвентаризации выявлены не отраженные в учете капитальные работы (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.), увеличивающие балансовую оценку основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов (слом отдельных конструктивных элементов), уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. В акте указывают сумму дооценки или уменьшения балансовой стоимости объектов исходя из фактических затрат на производство капитальных работ или первоначальной стоимости ликвидированной части объекта, подтвержденных соответствующими документами. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учете. В описях нужно привести данные о произведенных изменениях.
Инвентаризационные описи представляются в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в инвентарные карточки, сводные ведомости и другие регистры по учету основных средств. В итоге составляют общую по организации сличительную ведомость результатов инвентаризации. В ней указывается наименование объектов по местам нахождения или эксплуатации, перечень выявленных неучтенных или недостающих объектов, их стоимость.
При
выявлении недостачи или
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная бухгалтерская отчетность базируется в первую очередь на таком основополагающем допущении, как надежность. Надежная финансовая информация об имуществе организации и ее обязательствах исключает наличие существенных ошибок и искажений. В ее основе лежит правдивое предоставление информации, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность и полнота.
Элементами, непосредственно связанными с измерением финансового положения организации, являются:
- активы — ресурсы, контролируемые организацией, которые образовались в результате событий прошлых периодов и от которых организация ожидает экономических выгод в будущем;
- обязательства
— текущая задолженность
- капитал
— активы за вычетом
Прозрачность финансовой отчетности может быть достигнута посредством полного раскрытия и достоверного предоставления полезной информации об имуществе организации и ее обязательствах, необходимой широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений.
Новые подходы к формированию финансовой отчетности вызывают необходимость поиска новых форм контроля за имуществом организации, в которое вложены в большинстве случаев личные средства предпринимателей либо заемные средства.
Учитывая эти факторы, инвентаризацию в современных условиях необходимо рассматривать как эффективный инструмент для управления рисками, которые могли бы оказать негативное влияние на сохранность активов коммерческой организации и увеличение ее экономических выгод.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ