Автор: Кристина Юрченко, 10 Ноября 2010 в 18:15, курсовая работа
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. При этом достоверной и полной считается информация, сформированная исходя из правил и принципов, содержащихся в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также отражающая фактическое состояние объектов бухгалтерского учета в организации.
Хозяйственный инвентарь (предметы конторского и хозяйственного обзаведения).
Рабочий и продуктивный скот (лошади, волы, коровы и др.). Инвентарным объектом этой учетной группы является каждое взрослое животное.
Многолетние насаждения (озеленительные и декоративные, плодово-ягодные насаждения, живые изгороди и т. п.). Инвентарными объектами многолетних насаждений считаются отдельные скверы, парки, сады, часть закрепленной за предприятием улицы или территории, имеющей зеленые насаждения, независимо от их количества, возраста и породы.
Внутрихозяйственные дороги (транспортные магистрали на территории предприятия с необходимыми сооружениями и устройствами).
Прочие основные средства (библиотечные фонды, капитальные затраты в арендованные основные средства и др.). (9; с. 70)
Бухгалтерия предприятия определяет принадлежность основных средств к той или иной учетной группе по данным паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации.
В зависимости от степени использования основные средства подразделяют в учете на действующие, бездействующие и находящиеся в запасе. В составе бездействующих основных средств особо выделяют излишние и не используемые на данном предприятии станки, машины, транспортные средства и инвентарь.
В
бухгалтерском учете основные средства,
кроме того, подразделяют на собственные,
принадлежащие данному предприятию, и
арендованные, т. е. находящиеся в его временном
пользовании за определенную плату. Стоимость
собственных основных средств, их движение,
начисление износа отражаются в балансе.
Арендованные средства учитываются на
отдельном счете Долгосрочно арендуемых
основных средств, сальдо которого также
отражается в балансе.
1.3 Оценка основных средств
Основные средства оценивают по первоначальной, восстановительной (рыночной) и остаточной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается:
для зданий и сооружений при подрядном способе их строительства - сметная стоимость объекта. При строительстве хозяйственным способом основные средства принимаются на учет по фактической себестоимости их возведения. В обоих случаях в первоначальную стоимость включаются затраты на проектно-изыскательские работы;
для оборудования - величина затрат на приобретение, включая расходы по доставке, монтажу, установке и т. п.;
для объектов основных средств, поступивших безвозмездно-их стоимость по данным бухгалтерского учета передающей стороны, указываемая в документах на передачу, с добавлением в необходимых случаях затрат на установку объекта;
для основных средств, бывших в эксплуатации и приобретенных за плату, - фактические затраты на приобретение, доставку и установку.
Первоначальная стоимость отдельных объектов основных средств может увеличиваться после их реконструкции или модернизации, а уменьшаться - при частичной ликвидации и демонтаже объектов. Фиксируемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость - это величина фактических затрат на приобретение или возведение объектов. Она относительно постоянна.
Стоимость воспроизводства основных фондов, т. е. их строительства или приобретения по действующим рыночным цепам на определенную дату, называется восстановительной. Как правило, ее используют для расчета выкупной цены при долгосрочной аренде (лизинге) с выкупом и определением стоимости основных средств акционируемого предприятия.
В действующей практике учетную стоимость основных средств, по которой они отражаются в отчетности и балансе (т. е. первоначальную, а после переоценки, проводимой в установленном порядке, - восстановительную), принято называть балансовой стоимостью.
В
процессе эксплуатации основные средства
изнашиваются, стоимостная величина
снашивания называется износом. Если из
балансовой стоимости основных фондов
вычесть износ каждого объекта или их
совокупности, получим расчетную величину
остаточной стоимости основных средств.
Данные о восстановительной стоимости
необходимы для планирования воспроизводства
и обновления основных средств. Совокупность
показателей первоначальной, восстановительной
и остаточной стоимости применяют для
анализа динамики состояния и использования
основных средств, по результатам которого
принимаются соответствующие управленческие
решения.
2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.
Основными целями инвентаризации являются:
• выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также выявление неучтенных объектов;
• определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
• сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
• проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния. В Законе о бухгалтерском учете подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной;
• проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие (организация) проводит инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п.
Предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.
Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности.
Основными задачами инвентаризации являются:
выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;
контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;
выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.
Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:
при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;
при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;
перед составлением
годовой бухгалтерской
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче
имущества в аренду, выкупе, продаже,
а также при преобразовании
государственного или
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других
случаях, предусмотренных
Инвентаризация основных средств проводится - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет;
капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;
незавершенного
производства и полуфабрикатов собственной
выработки - перед составлением годового
отчета и баланса, но не ранее 1 октября
отчетного года и, кроме того, периодически
в сроки, устанавливаемые
незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;
готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;
малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;
нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;
денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;
расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца;
расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
остальных статей баланса - на первое число месяца, следующего за отчетным годом.
Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной.
При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше).