Инвентаризация нематериальных активов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов. Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Задачами является рассмотрение инвентаризации нематериальных активов, порядок её проведения, документальное оформление, порядок и сроки проведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3
1 Инвентаризация
Понятие инвентаризации………………………. 4
Классификация инвентаризации………………... 5
Объекты инвентаризации………………………. 8
2 Проведение инвентаризации
2.1 Цели проведения инвентаризации……………... 9
2.2 Сроки и порядок инвентаризации……………… 10
2.3 Нормативные документы при проведении инвентаризации... 12
3 Синтетический и аналитический учет НМА 13
4 Инвентаризация нематериальных активов………. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………… 19

Работа содержит 1 файл

2вар Инвентаризация НМА ТС.docx

— 98.35 Кб (Скачать)

а) частичная выборочная инвентаризация, безусловно, информативна, но доказательна ли она;

б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы.

Более правильным было бы деление  на инвентаризации, которые могут  служить основанием для предъявления иска или недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания  инвентаризации трудно решить степень  ее юридической доказательности, это  решает суд. Направлять или не направлять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации.

По степени агрегирования различают инвентаризации:

а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименования ценностей;

б) интегральные - инвентаризуются  ценности только в той или иной степени агрегированной группы.

С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в  наличии, с их численностью по данным учета.

По форме описи - деление по видам носителей информации;

По способу  проведения выделяются два вида инвентаризаций:

а) заранее объявленные (назначенные) - ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться к ней;

б) внезапные - ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней.

Оба вида инвентаризаций имеют  преимущества и недостатки.

При практическом подходе  к инвентаризации многие современные бухгалтеры, исповедующие старые идеи, считают, что каждый баланс должен быть подтвержден инвентарной описью, иначе баланс будет нереальным. Это ошибочное заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные цели проведения инвентаризации

Основными целями проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации являются:

1) выявление фактического  наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете);

2) выявление товарно-материальных  ценностей, частично потерявших  свое первоначальное качество;

3) сопоставление фактически  имеющегося имущества с данными бухгалтерского учета (выявление излишков и недостач);

4) проверка полноты и правильности отражения в учете стоимости товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетных и других счетах в банках, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резерва предстоящих платежей и других статей баланса.

Кроме того, инвентаризация позволяет проверить соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, денежных средств, ведения складского хозяйства и реальности данных учета, содержания и эксплуатации машин, оборудования, других объектов основных средств организации, а также в большой степени предотвращает такие негативные явления, как хищения имущества работниками организации.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты инвентаризации

Инвентаризации подвергается все имущество организации и все виды финансовых обязательств. При этом проверять следует имущество, которое принадлежит организации на правах собственности, находится на ответственном хранении, арендуемое имущество, полученное для переработки, а также неучтенное имущество. Такая инвентаризация называется сплошной.

В состав имущества входят основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

К финансовым обязательствам относятся кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Они должны быть оформлены договорами займа, кредитными договорами и договорами, заключенными по товарному и коммерческому кредиту.

Но по решению руководителя может проводиться и выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это могут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному материально-ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе).

Выборочной инвентаризации, прежде всего, подвергаются дефицитные и дорогостоящие товары и ценности. Указанные проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, учет и отчетность.

Выборочная инвентаризация может проводиться при получении  отказа поставщика в удовлетворении претензии за недогруз товаров или при получении претензии покупателя на недогруз товаров. В этом случае следует проверить те товары, по которым заявлены указанные претензии.

Основной задачей выборочных инвентаризаций в меж инвентаризационный период является осуществление контроля над сохранностью ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдения материально-ответственными лицами установленного порядка первичного учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные документы  о порядке проведения и документального  оформления инвентаризации.

 

 Основные документы, используемые при инвентаризационной проверке:

Инвентаризационная опись  нематериальных активов (ф. № ИНВ-1а) (Приложение 1) применяется для оформления данных инвентаризации нематериальных активов, поступивших для применения в организацию.

Инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись.

Сличительные ведомости (ф. № ИНВ-18, ИНВ-19) применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (ф. №  ИНВ-22), Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ-23) (Приложение 2), Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (ф. № ИНВ-24), Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (ф. № ИНВ-25) и Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ-26) применяются для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Для документального оформления инвентаризации и отражения ее результатов  в учете применяются типовые  унифицированные формы первичной  учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (в редакции от 3 мая 2000 г.) «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету  результатов инвентаризации».

Первичные документы по учету  результатов инвентаризации применяются  для проверки полноты и достоверности  бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества  и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько  содержание учетных данных и первичных  документов соответствует фактической  стоимости имущества.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, для оформления первичных  документов, составляемых в ходе инвентаризации, предписывается использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации.

Постановлением  Госкомстата  России от 18 августа 1998 г. № 88 для документирования результатов инвентаризации введены  следующие формы документов, используемых при инвентаризации нематериальных активов:

• ИНВ-1а «Инвентаризационная  опись нематериальных активов (НМА)»;

• ИНВ-18 «Сличительная ведомость  результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (НМА)»;

• ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации НМА»;(Приложение 3)

• ИНВ-23 «Журнал учета  контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации НМА».

 

Сроки и порядок проведения инвентаризации, документальное оформление

Одним из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, является инвентаризация. В ходе инвентаризации проверяются  и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Случаи обязательного  проведения инвентаризации установлены  в пункте 2 статьи 12 указанного закона:

- при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, а также  при преобразовании государственного  или муниципального унитарного  предприятия;

- перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности;

- при смене материально  ответственных лиц;

- при выявлении фактов  хищения, злоупотребления или  порчи имущества;

- в случае стихийного  бедствия, пожара или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями;

- при реорганизации или  ликвидации организации.

Кроме того, в пункте 27 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности, утвержденного  Приказом Минфина Российской Федерации  от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении  положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Далее - Положение  по ведению бухгалтерского учета, указано, что в частности, инвентаризация расчетов обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности, организации  в обязательном порядке обязаны  проводить инвентаризацию имущества  и обязательств в полном объеме. Такая ежегодная инвентаризация должна проводиться организацией не ранее 1 октября отчетного года.

В Методических указаниях  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении  Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», определен порядок проведения инвентаризации. В частности, порядок проведения инвентаризации расчетов регламентируется пунктами 3.44 - 3.48 Методических указаний.

Для проведения инвентаризации расчетов создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель организации. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Унифицированная форма такого приказа №ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

  

Приказ регистрируют в Журнале учета и контроля над выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ-23).

Такой приказ готовится, как  правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

Итак, при инвентаризации проверяются расчеты:

- с банками по кредитам;

- с бюджетом по налогам  и сборам и с внебюджетными  фондами по взносам;

- с покупателями и поставщиками;

- с работниками, в том  числе с подотчетными лицами;

- с другими дебиторами  и кредиторами.

Для проведения такой проверки необходимы регистры бухгалтерского учета  по счетам расчетов, первичные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов, акты сверки.

«При инвентаризации подотчетных  сумм проверяются отчеты подотчетных  лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также  суммы выданных авансов по каждому  подотчетному лицу (даты выдачи, целевое  назначение)» (пункт 3.47 Методических указаний).

Прежде всего, проверяется, представило ли подотчетное лицо в бухгалтерию авансовый отчет  об израсходованных суммах по истечению  срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов комиссия проверяет  наличие первичных документов, подтверждающих расходы, произведенные подотчетным  лицом.

Информация о работе Инвентаризация нематериальных активов организации