Инвентаризация как метод контроля по обеспечению сохранности имущества хозяйствующих субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Инвентаризация — это способ проверки соответствия фактическо¬го наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, от¬раженным на счетах [7. С. 309]. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отраже¬ны в системном бухгалтерском учете, а также внести необходи¬мые уточнения и исправления.

Содержание

1.
Инвентаризация как метод контроля по обеспечению сохранности имущества хозяйствующих субъектов ………………………………
3
1.1.
Сущность и виды инвентаризации имущества хозяйствующих субъектов ………………………………………………………………
3
1.2.
Порядок проведения инвентаризации имущества …………………..
5
1.3.
Отражение результатов инвентаризации имущества ……………….
9

Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

кр1 бух_учет инвентаризация -- - копия.doc

— 76.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

на тему «Инвентаризация как метод контроля по обеспечению сохранности имущества хозяйствующих субъектов»

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

______группы экономического отделения

номер зач.кн.________________________

 

___________________________________

                                                                                                                      (подпись)

 

 

 

 

 

 

  2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Инвентаризация как метод контроля по обеспечению сохранности имущества хозяйствующих субъектов ………………………………

3

1.1.

Сущность и виды инвентаризации имущества хозяйствующих субъектов ………………………………………………………………

3

1.2.

Порядок проведения инвентаризации имущества …………………..

5

1.3.

Отражение результатов инвентаризации имущества ……………….

9

 

Список использованных источников ………………………………...

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инвентаризация как метод контроля по обеспечению сохранности имущества хозяйствующих субъектов

1.1.  Сущность и виды инвентаризации имущества хозяйствующих субъектов

 

Инвентаризация — это способ проверки соответствия фактическо­го наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, от­раженным на счетах [7. С. 309]. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отраже­ны в системном бухгалтерском учете, а также внести необходи­мые уточнения и исправления.

Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Ос­новными положениями по инвентаризации основных средств, то­варно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия обязаны проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей, как одних из статей бухгал­терского баланса.

Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответ­ственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т. п., а также по каким-либо причинам не учтенные ценности.

Основными задачами инвентаризации являются:

-                     выявление фактического наличия материальных ценностей в натуральных и денежных измерителях;

-                     контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

-                     выявление материальных ценностей, частично поте­рявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандар­там качества, техническим условиям и т. п.;

 

-                     выявление сверхнормативных и неиспользуемых материаль­ных ценностей с целью последующей реализации;

-                     проверка соблюдения правил и условий хранения материаль­ных ценностей;

-                     проверка реальной стоимости учтенных на балансе материальных ценностей.

Инвентаризации проводятся в обязательном порядке:

-                     при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду;

-                     при выкупе, продаже, а также преобразовании государственно­го или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество;

-                     перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравнен­ных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и матери­алов может проводиться в период наименьших остатков;

-                     при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

-                     при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а так­же порчи ценностей;

-                     при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов;

-                     после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетря­сений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия;

-                     при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные со­ответствующими документами.

Принятый Закон о несостоятельности (банкротстве) предпри­ятий также предполагает необходимость проведения инвентари­зации имущества предприятия-должника при проведении конкур­сного производства. В практике имеют место случаи, когда про­исходит ликвидация предприятий без проведения соответствую­щей работы по выявлению фактического наличия имущества и обязательств. В такой ситуации проведение инвентаризации строго обязательно.

Инвентаризация должна проводиться в конкретные сроки, ус­тановленные в зависимости от вида и характера имущества. Эти сроки (периодичность) предусмотрены Положением о бухгалтер­ском учете и отчетности Российской Федерации. Так, в частности, для материальных ценностей предусмотрен следующий срок

-                     сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной. .

При полной инвентаризации проверке подлежат все виды производственных запасов. Проводится она обязательно в конце года перед состав­лением годового отчета (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше).

При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов материалов в определенных местах хранения.

В зависимости от основания проведения инвентаризации бы­вают плановые и внеплановые.

Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с Поло­жением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными поло­жениями по инвентаризации матери­альных ценностей.

Внеплановые инвентаризации организуются по мере необхо­димости, в основном внезапно.

 

1.2.  Порядок проведения инвентаризации имущества

 

Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предпо­лагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его замести­теля (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей обществен­ности. Для непосредственного проведения инвентаризации производственных запасов создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (пред­седатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бух­галтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщи­ка и др.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок фор­мирования цен, первичный учет.

В межинвентаризационный период на предприятиях должны проводиться систематически проверки и выбо­рочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в ме­стах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками ин­вентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются долж­ностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценнос­ти, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители об­щественности.

Персональный состав постоянно действующих инвентаризаци­онных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комис­сий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации).

Рабочие инвентаризационные комиссии:

-                     осуществляют инвентаризацию ценностей в местах хранения и производства;

-                     совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определе­нии результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списа­нию недостач в пределах норм естественной убыли;

-                     вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хра­нения и отпуска материальных ценностей, улучшения уче­та и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнор­мативных и неиспользуемых ценностей;

-                     несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых материальных ценностей; в) за правильность указания в описи отличительных признаков материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а так­же цены и т. п.); г) за правильность и своевременность оформле­ния материалов инвентаризации в установленном порядке.

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи за­ведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответствен­ности в установленном законом порядке.                   

Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление конт­роля за сохранностью материальных ценностей, выпол­нением правил их хранения, соблюдением материально ответ­ственными лицами установленного порядка первичного учета [6. С. 278].

Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председате­лям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценно­стей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) ана­литического учета и выведены остатки на день инвентаризаций.

Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.

Складские операции в период инвентаризации не производят­ся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материа­лов и сданы в бухгалтерию организации.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных при­боров и соблюдение установленных сроков их клеймения; полу­чить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных цен­ностей и денежных средств.

При внезапных инвентаризациях все материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии ин­вентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблагов­ременно.

Инвентаризация сырья, материалов производится по каждому местонахождению их и ответственно­му лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.

Проверка фактических остатков производится при обязатель­ном участии материально ответственных лиц (кассиров, заве­дующих хозяйствами, кладовых, секций и т. п.).

Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в едини­цах измерения, принятых в учете.

Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Информация о работе Инвентаризация как метод контроля по обеспечению сохранности имущества хозяйствующих субъектов