Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….4.

1.Инвентаризация как способ первичного наблюдения..........................................6.

2. Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета....9.

3. Виды инвентаризации............................................................................................11.

4. Порядок проведения инвентаризации..................................................................14.

5. Отражение результатов инвентаризации в учете................................................18.

6. Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств……………………22.

6.1 Инвентаризация основных средств...........................................................22.

6.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей……………………25.

6.3.Инвентаризация денежных средств и расчетов………………………...31.

Заключение…………………………………………………………………. ..........34.

Список используемой литературы............................................................................37.

Работа содержит 1 файл

БУХ.УЧЕТ.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    2. Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета.

    Все явления в природе и обществе находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены. Это в полной мере относится к  объектам бухгалтерского учета, которые  находят отражение во взаимной связи  и постоянном движении. Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия, обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых дает возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета, а в совокупности обеспечивают его сплошное и непрерывное отражение.

    Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их измерение, группировку и обобщение учетных данных .

    Элементы  метода бухгалтерского учета:

    документация;

    инвентаризация;

    оценка;

    калькуляция;

    счета и двойная запись;

    бухгалтерский баланс и отчетность.

    Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может  выполнить предназначенные ему  функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти  элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия.

    Документация  должна обеспечить непрерывное отражение  в специальных носителях информации всех хозяйственных операций, но иногда изменения в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п.

    Все эти факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации.

    Инвентаризация  не может проводиться без оценки, т.к. в результате оценки мы получим  фактическое наличие средств  или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального.

    Но  в основе денежной оценки лежит калькулирование. Калькуляция позволяет определить фактическую себестоимость объектов в связи с потребностью выявить  отклонения индивидуальных затрат от общественно - необходимых.

    Применение  оценки и калькуляции в бухгалтерском  учете позволяет все объекты  учета и изменения выразить в  едином измерителе - в рублях. Это  свойство результатов измерения  в едином стоимостном измерителе широко используется в инвентаризации.

    Результаты инвентаризации необходимо как - то отразить. Для этого применяются счета. Они необходимы для группировки и текущего учета состояния и движения каждого вида хозяйственных средств и источников их образования. Так в бухгалтерском учете выявленные излишки и недостачи имущества находят свое отражение на счетах.

    Чтобы иметь реальное представление о  результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Периодическое  обобщение информации по годовой  инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

    3. Виды инвентаризации. 

    Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся по ряду признаков.

                                                   инвентаризация

      

      

      

      
 

    В зависимости от полноты охвата имущества  инвентаризации бывают полные и частичные.

    Полная  инвентаризация охватывает все имущество  и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой  и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.

    Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводиться систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяет своевременно скрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. Там, где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотреблений и фактов хищений сводится к минимуму .

    Сплошная  инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материальным лицом.

    Выборочная - это инвентаризация, при которой  проверяются только нескорые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.

    В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводиться по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год .

    Необходимая проводится при смене материально  ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

    Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

    Контрольно - перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей .

    По  частоте или периодичности проведения различают ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.

    Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции  осуществляют в ряде производств при передаче смен материально ответственными лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

    Не  реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.

    Наиболее  обширной и трудоемкой инвентаризацией  является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

    Следует также выделить и рассмотреть  текущие и перманентные инвентаризации. Текущие (постоянные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

    Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей, в то время когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей. В условиях бухгалтерского учета на ЭВМ организация перманентной инвентаризации позволяет повысить точность учетно-экономической информации.

    Таким образом, существует множество определений  инвентаризации, которые по сущности говорят одно и тоже. Для меня предпочтительнее придерживаться трактовки, которая приводится в "Законе о бухгалтерском учете и отчетности". Инвентаризация преследует ряд задач и целей. Существуют случаи, когда инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. Как мы видим, роль инвентаризации очень велика, т.к. с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. А также инвентаризация тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета. Поэтому, говоря о методе, всегда имеется в виду, что это именно система, т.е. упорядоченная система отдельных приемов, а не какие-либо случайные способы, действия. Каждый предыдущий элемент обеспечивает применение последующего. Поэтому проведение инвентаризации должно осуществляется в строгом единстве с остальными элементами метода бухгалтерского учета.

    В зависимости от полноты охвата имущества  инвентаризации бывают полные и частичные. В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые, а также сплошные и выборочные, перманентные и текущие.

    4. Порядок проведения инвентаризации.

    Порядок проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств предприятия (учреждения) и оформления ее результатов  установлен Министерством финансов РФ в «Методических указаниях  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

    Количество  инвентаризации в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества  и финансовых обязательств, проверяемых  при каждой из них, устанавливаются  руководителем предприятия (учреждения).

    Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

    При большом объеме работы и наличии  на предприятии ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается  возлагать на нее.

    Постоянный  состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем предприятия. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о поведении инвентаризации.

    В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В инвентаризационную комиссию можно включать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Необходимо отметить, что неучастие специалистов производства в инвентаризационных комиссиях снижает качество инвентаризации .

    На  предприятии с большими объемами производства для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств целесообразно создавать рабочие инвентаризационные комиссии. В состав рабочий инвентаризационной комиссии входят: руководитель предприятия и его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, главные специалисты, начальники отделов, руководитель юридической службы.

    Для непосредственного проведения инвентаризации ценностей на отдельном объекте  назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Запрещается назначать  председателем комиссии одного и того же работника два раза подряд при инвентаризации у одних и тех же материально ответственных лиц.

    Перед началом проведения инвентаризаций членам инвентаризационных комиссий вручается  приказ, а председателям - контрольный  пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания проведения работ. Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии.

    До  начала проверки фактического наличия  имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета