Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа
Выбранная мной тема сейчас как никогда актуальна. Обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономичного использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей – это известные проблемы любого предприятия. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты инвентаризации
1.1. Инвентаризация как способ первичного наблюдения………………4
1.2. Связь инвентаризации с другими элементами метода
бухгалтерского учета………………………………………………………6
1.3. Общие правила проведения инвентаризации………………………..8
1.4. Виды инвентаризаций………………………………………………..12
1.5. Отражение результатов инвентаризации в учете…………………..14
1.6. Сроки проведения инвентаризации…………………………………18
2. Проведение инвентаризации и оформления ее результатов
2.1 Инвентаризационные комиссии……………………………………...19
2.2 Составление плана и графика инвентаризации……………………..20
2.3 Составление инвентаризационных описей………………………….21
2.4 Правила проведения инвентаризации отдельных видов
имущества и финансовых обязательств………………………………...23
2.4.1. Инвентаризация основных средств…………………………….23
2.4.2. Инвентаризация товарно-материальных ценностей…………..25
2.4.3. Инвентаризация денежных средств, денежных
документов и бланков документов строгой отчетности……………27
3. Повышение эффективности проведения инвентаризации……………29
Выводы……………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………..33
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в опись по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении.
Комиссия в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей по данным учета без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные ценности, поступающие в момент инвентаризации принимаются материально ответственным лицом в присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или отчету после инвентаризации.
Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации”. В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка “после инвентаризации”.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях, и только с письменного согласия руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации могут отпускаться ТМЦ материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”. Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Отдельно составляются описи на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий (учреждений).
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий (учреждений), заносятся в описи на основании документов, подтверждающие эту сдачу на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость ( по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другому предприятию (учреждению), указываются наименование перерабатывающего предприятия (учреждения), наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата подачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация производится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
Предметы спец одежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентарную опись на основании ведомостей – накладных или квитанций предприятий (учреждений), осуществляющих эти услуги.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентарную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
На тару пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 и сообщенным письмом Банка России от 04.10.93 г. № 18.
К началу инвентаризации все расходные и приходные документы должны быть сданы в бухгалтерию предприятия. До начала инвентаризации проверяется:
наличие у кассира правил ведения кассовых операций;
приспособлено ли помещение для хранения денежных средств и ценных бумаг;
заключен ли договор о полной материальной ответственности с лицом, выполняющим функции кассира.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
правильность расчетов с банками, финансовыми. Налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими предприятиями (учреждениями), а также со структурными подразделениями предприятий (учреждений), выделенными на отдельные балансы;
правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включающей суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
При инвентаризации в кассе производится полный пересчет денежных средств находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы ( почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видом бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии предприятия (учреждения), с данными выписок банков .
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
По задолженности работникам предприятий (учреждений) выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счета депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Глава 3
Повышение эффективности проведения инвентаризации
Значительного улучшения инвентаризационной работы можно добиться за счёт более полного использования возможностей и приёмов экономического анализа. Источниками анализа служат: план распределения инвентаризаций между должностными лицами; журналы учёта проведённых инвентаризаций (контрольных проверок); табель учёта рабочего времени; оперативные сведения по растратам и недостачам; объяснительные записи к балансу; отчёт о контрольно-ревизионной работе (ф. № 2кр). Используется так же первичная документация, инвентаризационные описи товаров, сличительные ведомости, постановления (приказы по результатам проведённых инвентаризаций).
При анализе инвентаризационной работы важное значение имеет выполнение плана инвентаризаций не только в целом за год, но и за отдельные его периоды (месяцы, кварталы). Выполнение плана инвентаризаций из месяца в месяц говорит о регулярности контроля за работой материально ответственных лиц, позволяет вовремя выявить недостачи, не наращивая их до крупных размеров, своевременно выявлять соответствие фактических данных учётным и предотвратить ошибки в работе.
С целью более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ её эффективности. При этом необходимо учитывать возможные упущения в этой деятельности.
Наиболее характерными недостатками инвентаризаций являются следующие:
1 . инвентаризационные комиссии действуют как временный орган; специалисты, проверяющие плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои обязанности, права и обязанности.
2 . отсутствует чёткая регламентация инвентаризаций (проведения, оформления, подведения итогов и принятия решений по результатам проверки, реализаций через правоохранительные органы);
3 . нет методик зачёта пересортицы и описаний естественной убыли; не обоснован порядок расчёта материального ущерба;
4 . отсутствует контроль за состоянием инвентаризационной работы; 41,3 % членов инвентаризационных комиссий не имеют специального образования.
В связи с этим необходимо осуществлять контроль за инвентаризациями по следующим направлениям:
- наличие разработанных и утверждённых планов;
- полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций; правомочность и компетентность комиссий;
- качество инвентаризационного процесса;
- достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей;
- своевременность, объективность и законностьреализации материалов инвентаризаций;
- правильность отражения на счетах бухгалтерского учёта и в учётных регистрах.
Исходным моментом для определения непосредственных результатов деятельности должно являться степень или уровень выполнения определённых задач, прохождение этапов проверки. Для этого необходимо, чтобы существовала система показателей, отражающих полноту, своевременность и оперативность выполнения работы; единство в совокупности показателей; сравнимость результатов. Этому требованию в наибольшей мере соответствуют относительные величины. Общий принцип подсчёта отдельных показателей заключается в том, что выбираются отдельные, наиболее важные элементы цикла ревизионной работы или функциональных обязанностей, конечный результат которых поддаётся количественному определению. При этом рассчитанные коэффициенты будут характеризовать эффективность и качество труда.
Состояние и эффективность инвентаризационной работы целесообразно проверять по следующим показателям.
1. Показатель своевременности. Данный показатель характеризует проведение инвентаризаций в срок, установленный планом. Он определяется отношением количестве своевременно проведённых инвентаризаций ко всем планируемым инвентаризациям.
2. Показатель выполнения плана проведения инвентаризаций, рассчитываемый как отношение фактически проведённых инвентаризаций к их плановому количеству.