Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Содержание

Введение 3
I. Роль и значение инвентаризации.

1.1 Инвентаризация как способ пе 1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения. 5

1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода

бухгалтерского учета. 7



II. Виды инвентаризации.

2.1 Виды инвентаризации. 10

2.2 Порядок проведения и оформление инвентаризации. 12

2.3 Отражение результатов в учете. 15



III. Инвентаризация отдельных видов

хозяйственных cредств.

3.1 Инвентаризация основных средств. 20

3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 22

3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов. 26



Заключение 29

Литература 31

Работа содержит 1 файл

курсовая инв.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Члены инвентаризационной комиссии должна помнить, что допущенные ими ошибки во многом будут влиять на результат инвентаризации.   

 

Заключение

 

Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы.

Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявиь влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Существует несколько определений инвентаризации.

Значение и роль инветаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценносте и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Инвентаризации как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета.

Виды инветаризации очень различны в зависимости от того с какой целью они проводятся они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.

Для того чтобы провести инветаризацию на предприятии приказом руководителя создается постояннодействующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно-ревизионной службы предприятия. Перед тем кака проводить инветаризацию создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия.

Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию.

В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачисению на увеличение прибыли отчетного года. Стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства (счета 25 "Общепроизвоздсвенные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"), издержки обращения (счет 44 "Издержки обращения"). Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Некомпенсированые материально ответственными лицами недостачи товарно-материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

Особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. При выявление каких–либо расхождений в оформлении документов, инвентаризационная комиссия должна составить правильные. По некоторым объектам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости этого объекта. Наличие товарно-материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевещивания или перемеривания. Существуют также особенности ведения инвентаризации в тех случаях когда во время проведения инвентаризации товарно-материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны. Наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности, денежные средства в пути, денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах проверяются при проведении инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Хотелось бы добавить, что для того чтобы облегчить процесс проведения инвентаризации необходимо широко использовать современные средства вычислительной техники, которых на некоторых предприятиях нет.

 

 

 

 

Глава 2 Заключение

Глава 3 Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы.

Глава 4 Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Глава 5 Существует несколько определений инвентаризации.

Глава 6 Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Глава 7 Инвентаризации как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета.

Глава 8 Виды инвентаризации очень различны. В зависимости от того, с какой целью они проводятся, они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.

Глава 9 Для того чтобы провести инвентаризацию, на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно - ревизионной службы предприятия. Перед тем как проводить инвентаризацию, создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия.

Глава 10 Инвентаризация проводится в присутствии материально - ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию.

Глава 11 В случае, если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.

Глава 12 Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года. Стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства, издержки обращения. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Некомпенсированые материально - ответственными лицами недостачи товарно - материальных ценностей или потери от их порчи списываются на счет прибыли или резервных фондов.

Глава 13 Особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. При выявлении каких - либо расхождений в оформлении документов, инвентаризационная комиссия должна составить правильные. По некоторым объектам определяется сумма увеличения или снижения балансовой стоимости этого объекта. Наличие товарно-материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевещивания или перемеривания. Существуют также особенности ведения инвентаризации в тех случаях, когда во время проведения инвентаризации товарно-материальные ценности поступили, отпущены, отгружены, не оплачены в срок, находятся на складах других организаций, переданы в переработку другому предприятию, находятся в эксплуатации, выданы в индивидуальное пользование работникам или пришли в негодность и не списаны. Наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности, денежные средства в пути, денежных средств на расчетном, валютном и специальном счетах проверяются при проведении инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

Глава 14 Хотелось бы добавить, что для того чтобы облегчить процесс проведения инвентаризации, необходимо широко использовать современные средства вычислительной техники, которых на некоторых предприятиях нет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета5 Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета.Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. -М.: 2004

. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств ( дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы ). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.

Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса - по состоянию на 1-е число месяца.

Подходы к инвентаризации в нашей стране и за рубежом различны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, должен тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризаций, в подготовке мероприятий по предупреждению недостач и хищений. Проверка наличия ценностей производится не только по стоимости, но и по количеству (количество должно соответствовать пообъектно, не допускается замена одних номенклатурных номеров другими ). В западном учете инвентаризация не относится к функции бухгалтерии, ее проводит прочий технический персонал, бухгалтер сверяет бухгалтерии;

Причинами различий в подходах к инвентаризации в России можно считать следующие:

· обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии;

· нередко встречающиеся случаи хищения, злоупотребления, пропажи и имущества.

Если признавать инвентариза-цию как основополагающий прием бухгалтерского учета, то следует признать, что цель бухгалтерского баланса состоит в отражении иму-щественного положения организа-ции. Однако если, не без основания, считать инвентаризационную опись всего-навсего первичным докумен-том, который, как и любой такой документ, содержит ошибки, то основной задачей процесса состав-ления баланса следует признать ис-числение финансовых результатов.

Инвентаризация, проводимая в Филиале АО «Союзшахтоосушение» Калужского ССМУ не выявила расхождений между фактическим наличием основных средств и товарно-материальных ценностей и данными бухгалтерского учета.

 

 

 

 

Заключение 
В конце проделанной работы можно сказать, что инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный процесс работы. С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета основных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. 
В процессе исследований, проводимых во время написания курсовой работы на тему «Инвентаризация, ее роль и планирование» изучались такие вопросы, как: понятия термина «Инвентаризация», виды инвентаризации, порядок ее проведения и оформления. В качестве объекта исследования была выбрана гостиница «Береста Палас». 
Инвентаризация имеет большое значение для сокращения потерь объектов основных средств, предупреждения хищений имущества и т. п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери. 
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Виды инвентаризации различны в зависимости от того с какой целью они проводятся. Они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные. 
Для того чтобы провести инвентаризацию на предприятии приказом 
руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно- ревизионной службы предприятия. Перед тем как проводить инвентаризацию создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия. 
Инвентаризация проводится в присутствии материально ответственного 
лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия 
имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые 
подписываются председателем и членами комиссии, и передается в бухгалтерию. 
В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения. 
Полученные теоретические основы бухгалтерского учета в этой области мною были закреплены на практике. Я узнала, как проводится инвентаризация, оформляются ее результаты, составляются акты, описи и сличительные ведомости.

 

 

На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы:

1. Инвентаризация - периодическая проверка и составление описей наличия, состояния и сличение остатков хозяйственных средств и источников их образования и сличение остатков ценностей по инвентаризационным описям с данными бухгалтерского учета.

Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета