Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:24, реферат
Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.
1. Понятие инвентаризации, ее принципы и связь с другими элементами метода бухгалтерского учета 3
2. Задачи и значение инвентаризации 4
3. Методическое регулирование инвентаризации 5
4. Виды инвентаризаций 5
5. Сроки проведения инвентаризаций 6
6. Порядок проведения инвентаризации 7
6.1. Инвентаризационные комиссии 7
6.2. Составление плана и графиков инвентаризаций 8
6.3. Подготовительные мероприятия 8
6.4. Проверка фактических остатков 9
6.5. Инвентаризационные описи 10
6. 6. Заключительные мероприятия 10
7. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 12
8. Список использованных источников 13
Для непосредственного проведения инвентаризаций (при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств) постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входят:
. представитель руководителя предприятия (председатель комиссии);
. специалисты (товаровед, технолог, экономист, юрист, работник бухгалтерской службы).
В некоторых случаях (например, после краж и ограблений) в состав комиссий включают представителей: управления торговли местных исполнительных и распорядительных органов; службы внутреннего аудита организации; независимых аудиторских организаций.
Отсутствие
хотя бы одного члена комиссии при
проведении инвентаризации служит основанием
для признания результатов
Члены
инвентаризационных комиссий за внесение
в описи заведомо неправильных данных
с целью сокрытия недостач, растрат
или излишков подлежат привлечению
к ответственности в
6.2.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
И ГРАФИКОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ
План
инвентаризаций составляется главным
бухгалтером по согласованию с руководителем
предприятия. Проведение инвентаризаций
планируется на год с разбивкой
по месяцам, ежемесячно план работы уточняется
и при необходимости корректируется.
При этом важное значение имеет правильное
установление очерёдности инвентаризаций:
в первую очередь - у лиц, вновь принятых
на материально ответственную работу,
а также у недостаточно квалифицированных
работников. При определении очерёдности
инвентаризаций принимают во внимание
факты неритмичного выполнения плановых
заданий, неудовлетворительное качество
выпускаемой продукции, наличие жалоб
покупателей на обсчёт и другие нарушения.
6.3.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
Основанием проведения инвентаризации является приказ (распоряжение), который вручается членам инвентаризационных комиссий. В приказе указывается состав инвентаризационной комиссии, конкретные объекты инвентаризации, сроки начала завершения работ, сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.
Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно- материальных ценностей, инвентаризационная группа обязана:
- получить от материально ответственных лиц расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей, а также последние товарно-денежные отчёты и расписку о их сдаче, тщательно проверить их и проставить даты и подписи председателя;
- получить от кассира и проверить последний кассовый отчёт с выведенными в нём остатками денег в кассе;
- снять остаток наличия денежных средств в кассе, записать его в инвентаризационную опись;
- опломбировать места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
- проверить исправность всех весоизмерительных приборов;
- материальные ценности рассортировать и уложить по наименованиям, артикулам, ценам сортам, размерам в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания;
- в
местах хранения вывесить ярлыки с указанием
количества, массы или меры проверяемых
ценностей.
6.4.
ПРОВЕРКА ФАКТИЧЕСКИХ
ОСТАТКОВ
Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества.
Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, определяется на основании документов при обязательной проверке в натуре их части. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. По окончании перевески данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись.
Комиссия
также должна проверить весоизмерительное
оборудование.
Инвентаризация расчётов проводится путём
сопоставления выписок из лицевых счетов
с бухгалтерскими записями по счетам.
Кроме того, комиссия высылает дебиторам
или кредиторам выписки из счетов и просит
подтвердить в кратчайшие сроки.
По
окончании инвентаризации могут
проводиться контрольные
Результаты контрольных проверок оформляются
актом, где отмечаются фактические суммы
инвентаризации и контрольной проверки
и фиксируются расхождения.
6.5.
ИНВЕНТАРИЗАЦИОННЫЕ
ОПИСИ
Наименования инвентаризуемых объектов, их количество и цена показываются в инвентаризационных описях или актах (не менее чем в двух экземплярах, подписанных всеми членами комиссии и материально ответственными лицами) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение
В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт, в котором указывают характер, степень, причины порчи и лиц, в ней виновных, и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.
Оформленные
инвентаризационные описи сдают
в бухгалтерию, где их проверяют
и сравнивают фактическое наличие
средств с данными
6.6.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
По завершении инвентаризации в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам – их погашение либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходовании излишков.
После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, в которой указываются: наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм имущества, после чего определяются направления списания недостач и потерь.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете (в течение 10 дней после окончания инвентаризации) и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
По всем не досдачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.
Для
оформления инвентаризации необходимо
применять формы первичной
7.
ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В
БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1.
Излишек имущества подлежит
2.
Все недостачи материальных
84 суммы недостач относят по назначению
в следующем порядке:
2.1.
Убыль ценностей в пределах
установленных норм
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций
2.2.
Недостачи материальных
В
тех случаях, когда виновники
не установлены или во взыскании
с виновных лиц отказано судом, убытки
от недостач и порчи списывают со
счёта
84 в дебет счёта 80"Прибыли и убытки",
субсчёт 3 "Финансовые результаты от
внереализационных операций".
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ