Инвентаризация и её значение в получении достоверной информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение общей характеристики инвентаризации.
Задачи курсовой работы:
1) определение термина «Инвентаризация», ее роли и значения.
2) рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
1. Инвентаризация, её сущность, цели и задачи 4
2. Виды инвентаризации 7
3. Порядок проведения и бухгалтерский учет результатов инвентаризации 9
Заключение 19
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

 


В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие  инвентаризуемое имущество, первичный  учет.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

За правильное документальное оформление инвентаризации несет ответственность главный бухгалтер. Поэтому до начала инвентаризации необходима тщательная предварительная подготовительная работа.

1)Инвентаризационная комиссия составляет план проведения инвентаризации по конкретным датам, и в случае необходимости распределяет членов комиссии по группам, распределяет работы между конкретными группами.

2)Проводится инструктаж  членов комиссии о целях, задачах  и сроках проведения инвентаризации.

3)Бухгалтерия должна  сделать выверку записей и  остатков по счетам в регистрах  аналитического и синтетического  учета; подготовить необходимые бланки документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).

4)У лиц, ответственных  за сохранность материальных  ценностей, до начало проведения  инвентаризации комиссия берет  расписку, в которой указывает,  что все документы по приходу  и расходу ценностей учтены, сданы  в бухгалтерию, не оприходованных и не списанных ценностей нет.

5)Перед  началом   проведения  инвентаризаций  членам   инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала  и  окончания  проведения  работ.

Непосредственно инвентаризация заключается в полном пересчёте имущества и сличении фактического количества с учётным. При этом подсчёт товарно-материальных ценностей проводится в порядке расположения в помещении.

Материалы, учитывающиеся  по массе, взвешиваются, по объёму и длине — измеряются.

На время проведения инвентаризации все операции по приходу  и расходу инвентаризуемых ценностей прекращаются, доступ посторонних лиц в помещение не допускается. Инвентаризация проводится непрерывно.

По ходу проверки данные заносятся в инвентаризационную опись. Она может быть заранее  изготовлена бухгалтерией и уже  содержать книжные остатки по имеющимся видам имущества. Наличие средств в натуре проверяют в присутствии материально ответственного лица. Все результаты подсчета, взвешивания, обмера записывают в акты инвентаризации или инвентаризационные описи:

Формы инвентаризационных описей (актов)

ИНВ-1-Инвентаризационная опись основных средств

ИНВ-1а-Инвентаризационная опись нематериальных активов

ИНВ-2-Инвентаризационный ярлык

ИНВ-3-Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

ИНВ-4-Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

ИНВ-5-Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение


ИНВ-6-Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути

ИНВ-8-Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий  из них

ИНВ-8а-Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях

ИНВ-9-Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов  и изделий из них


ИНВ-10-Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств

ИНВ-11-Акт инвентаризации расходов будущих периодов

ИНВ-15-Акт инвентаризации наличных денежных средств

ИНВ-16-Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков  документов строгой отчетности

ИНВ-17-Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Приложение к форме  № ИНВ-17- Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

 Инвентаризационные описи или акты инвентаризации составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся у материально-ответственного лица, второй экземпляр поступает в бухгалтерию. В инвентаризационной описи отражается расписка материально ответственного лица. Наименование инвентаризируемых ценностей и объектов, их количество указываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Запрещено заносить в опись данные о фактическом наличии материальных ценностей без фактического пересчёта.

Никакие помарки и  подчистки в инвентаризационных описях и актах не допускаются. Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных. Исправления должны быть согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом и подписаны ими. Незаполненные строки в инвентаризационных описях прочеркиваются.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения, составляются сличительные ведомости. 


В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Окончательный результат  инвентаризации оформляется в бухгалтерии актом результатов проверки ценностей. В акте по каждому виду ценностей (товарам, таре, денежным средствам в кассе) показывают остатки по учетным данным и фактические, естественную убыль и окончательные результаты инвентаризации - недостачу или излишки.

Формы для  учета результатов инвентаризации

ИНВ-18-Сличительная ведомость  результатов инвентаризации основных средств

ИНВ-19-Сличительная ведомость  результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей

ИНВ-24-Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей

ИНВ-25-Журнал учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций

ИНВ-26-Ведомость учета  результатов, выявленных инвентаризацией

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ в следующем порядке:

1. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов с отнесением его на финансовые


результаты у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дебет 01 «Основные средства»

Дебет 10 «Материалы»

Дебет 41 «Товары»

Дебет 43 «Готовая продукция»

Дебет 50 «Касса»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

2. Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, в пределах норм естественной убыли, утвержденные в установленном законодательством порядке, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Нормы убыли могут  применяться лишь в случаях выявления фактических недостач, а при отсутствии таких норм убыли рассматриваются как недостача сверх норм, которая относится на виновных лиц. При отсутствии таковых суммы недостач списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»


Кредит 01 «Основные средства»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары»

Кредит 43 «Готовая продукция»

Кредит 50 «Касса».

Списание недостачи  в пределах норм естественной убыли:

Дебет 20 «Основное производство»

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Дебет 29 «Обслуживающие производства»

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Списание недостачи  за счет виновного лица: 

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Разница между  суммой, подлежащей взысканию с виновного  лица, и суммой недостачи на счете 43-2:

Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»


Кредит 98 субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

Погашение задолженности:

Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

Отнесение суммы  налога на добавленную стоимость  на виновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Возмещение  виновным лицом суммы недостачи:

Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Списание недостачи  на финансовые результаты:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Списание недостачи  на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:


а) на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары» и др.

б) на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

в) списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Таким образом, для проведения инвентаризации формируется специальная комиссия. При проведении инвентаризации все данные записываются в инвентаризационные описи, при выявлении отклонений составляются сличительные ведомости.  По окончательным результатам инвентаризации оформляется акт результатов проверки ценностей.

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и  ответственный участок работы.

Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении  устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери.

Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

Только благодаря этому  методу бухгалтерского учета можно  установить соответствие между количеством  и качеством имущества указанного в бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии.

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г., №49.
  2. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2008
  3. В. Жуков: Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие – Под ред. Маслова Е., 2012
  4. Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на предприятии. – М.:Экор, 2009.
  5. Бухгалтерский учёт: Учебник /Под ред. А.Д.Ларионова. – М.: “Проспект”, 2009.
  6. Швецкая В.М. Теория бухгалтерского учета: Учебник.- М, 2007
  7. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. «Бухгалтерский учет в организациях», М.,ФС, 2010
  8. Керимов В.Э. Бухгалтерский учёт. - Москва: Эксмо, 2007
  9. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистка, 2008
  10. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. Учебник- 3-е изд. перераб. и доп. -М.: 2009
  11. Гомола А.И. Бухгалтерский учет, Москва: ИЦ «Академия», 2007.
  12. Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета, Москва: ИЦ «Академия», 2008.
  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009
  14. Соколова Е.С. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2008

Информация о работе Инвентаризация и её значение в получении достоверной информации