Инвентаризация и ее значение в обеспечении реальности данных финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой стабилизации финансовой независимости предприятий на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Организации и предприятия торговли, и других видов деятельности, имеют убытки по причине недостач и хищений, краж и потерь. С учётом этого, значительно возрастает роль изучения причин и условий, влияющих на сохранность собственности,

Содержание

Введение ……………………………………….………………………………………3
1 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью собственности предприятии.…………………………………………………………………………..4
Сущность инвентаризации, её цели и задачи……………...……………..…….4
Виды инвентаризации…………………………………………..………………..7
Основные принципы, порядок и сроки проведения9
2 Организация проведения инвентаризации имущества и обязательств организации16
2.1 Инвентаризация наличных денежных средств в кассе и денежных документов……………………………………………………………………….….16
2.2 Организация проведения инвентаризации имущества предприятия………..20
2.3 Инвентаризация расчетных и кредитных операций22
Заключение………………...........................................................................................28
Список литературы……………..……………………………………….…………..29
Приложения31

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

 

 

Продолжение таблицы  № 2 Отражение излишек и недостач выявленных в ходе инвентаризации на счетах

3

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если недостача  денежных средств и документов допущена по вине материально-ответственного лица – кассира, то ее сумма списывается в учете данной проводкой

 

4

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 
Кредит счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

 

 

 

Данной проводкой  отражается возмещение недостачи возможно из заработной платы кассира

 

 

 

Продолжение таблицы  № 2 Отражение излишек и недостач выявленных в ходе инвентаризации на счетах

5

Дебет 50/1«Касса организации» 
Кредит 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

Эта запись проводиться если, недостача возмещается в кассу организации.

 
 

6

Дебет91/2 «Прочие расходы» 
Кредит счет 94

При отсутствии конкретного  виновного лица сумма недостачи  денежных средств, ранее отраженная по дебету счета 94, включается в состав внереализационных расходов организации

 

 

Результаты инвентаризации наличных денежных средств и документов в кассе оформляются актом  инвентаризации наличных денежных средств  по форме № ИНВ-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.98г.№ 8 8, в  котором приводятся объяснения кассира  о выявленных нарушениях и резолюция  руководителя о дальнейшем решении  по результатам инвентаризации. Акт  инвентаризации кассы составляется в двух экземплярах (при смене  кассира – в трех экземплярах), подписывается инвентаризационной комиссией и материально-ответственным лицом и доводится до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, а второй остается у материально-ответственного лица.

Для отражения результатов  инвентаризации фактического наличия  ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления  количественных расхождений их С учетными данными составляется инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по форме № ИНВ-16.4

Следуя из всего  вышесказанного видно, что инвентаризация денежных средств в кассе и денежных документов и крайне важна для предприятия, и проводиться в строгом соблюдении всех норм, не допуская ошибок. Так же важен и механизм списания выявленных излишек и недостач, который регламентируется специальным приказом Минфина РФ.

 

2.2.Организация  проведения инвентаризации имущества  предприятия

Инвентаризация  имущества является эффективным методом контроля за сохранностью всего имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации, и данными бухгалтерского учета, что в конечном итоге способствует повышению достоверности информации при формировании отчетных показателей о результатах деятельности организации.

Основными целями инвентаризации имущества предприятия являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • cопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, драгоценные  металлы и драгоценные камни, а также драгоценные металлы  в составе оборудования, сырья  и материалов.

Руководитель организации  вправе определить своим приказом (распоряжением) или положениями учетной политики случаи дополнительного проведения инвентаризации. При этом данным локальным  нормативным актом организации  определяются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и  др. вопросы.

Инвентаризация может  проводиться и в иных случаях  по решению собственника (учредителя). Инвентаризация основных средств может  проводиться как в целом по организации, так и по ее подразделениям, по видам имущества или обязательств. Инвентаризация проводится в соответствии с планом, утвержденным руководителем  организации на календарный год.  В плане указывается: и количество инвентаризаций, и дата их проведения, а так же перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации (за исключением случаев, когда она обязательна).

В пункте 26 Положения по ведению  бухгалтерского учета и отчетности уточнено, что при обязательной перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности инвентаризации может не проводиться проверка имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября  отчетного года. Кроме того, инвентаризация объектов основных средств может  проводиться один раз в три  года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и  материалов может проводиться в  период их наименьших остатков.

При инвентаризации имущества, не принадлежащего предприятию или  организации на праве собственности, в состав инвентаризационной комиссии включается представитель собственника этого имущества (если имущество  является федеральной собственностью, приглашается представитель соответствующего федерального органа исполнительной власти). Представители сторонних организаций  включаются в состав инвентаризационной комиссии на основании доверенностей, выданных в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива (бригады), при выбытии  из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также  по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). На это  обращено внимание в пункте 1.6 Методических указаний по инвентаризации имущества  и обязательств. Кроме того, в  указанных случаях с новым  составом коллектива (бригады) перезаключается  заключенный договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) ответственность  за недостачу вверенного работникам имущества, а также типовая форма  договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, утверждены постановлением Минтруда России от 31.12.02 № 85.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также  наличие документов на земельные  участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также  объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносят в описи по наименованиям  в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией  установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружении (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся  в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и др.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным  объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Выявленные излишки  основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При недостаче  и порче объектов основных средств  их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета  02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».5

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Излишки МПЗ, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете коммерческих организаций как внереализационные доходы (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»), а в некоммерческих организациях относятся на увеличение доходов.

При выявлении  фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Со счета 94 стоимость  недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). В некоммерческих организациях недостачи сверх норм убыли при отсутствии виновников списывают на увеличение расходов.

Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных  бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.6

2.3 Инвентаризация  расчетных и кредитных операций

Инвентаризация  расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На основании  данных проведенной инвентаризации дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются на уменьшение резервов по сомнительным долгам или на финансовые результаты организации.

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, списываются на финансовые результаты организации..7

Счета по расчетам обобщают информацию о всех видах расчетов организации (предприятия, фирмы) с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах раздела «Расчеты» в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела обособленно, т.е. на отдельных субсчетах.

Информация о работе Инвентаризация и ее значение в обеспечении реальности данных финансовой отчетности