Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа
Актуальной проблемой стабилизации финансовой независимости предприятий на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Организации и предприятия торговли, и других видов деятельности, имеют убытки по причине недостач и хищений, краж и потерь. С учётом этого, значительно возрастает роль изучения причин и условий, влияющих на сохранность собственности,
Введение ……………………………………….………………………………………3
1 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью собственности предприятии.…………………………………………………………………………..4
Сущность инвентаризации, её цели и задачи……………...……………..…….4
Виды инвентаризации…………………………………………..………………..7
Основные принципы, порядок и сроки проведения9
2 Организация проведения инвентаризации имущества и обязательств организации16
2.1 Инвентаризация наличных денежных средств в кассе и денежных документов……………………………………………………………………….….16
2.2 Организация проведения инвентаризации имущества предприятия………..20
2.3 Инвентаризация расчетных и кредитных операций22
Заключение………………...........................................................................................28
Список литературы……………..……………………………………….…………..29
Приложения31
Таблица 1 - Минимально необходимая периодичность проведения инвентаризаций
№ п\п |
Инвентаризуемые счета |
Сроки |
1 |
Основные средства |
Не ранее 1 ноября. Один раз в
год (но обязательно перед составлением
годовой бухгалтерской |
2 |
Капитальные вложения |
Не ранее 1 декабря. Один раз в
год (но обязательно перед составлением
годовой бухгалтерской |
3 |
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки |
Не ранее 1 октября. Один раз в
год (но обязательно перед составлением
годовой бухгалтерской |
4 |
Незавершенный капитальный ремонт и расходы будущих периодов |
Не ранее 1 октября. Один раз в год |
Продолжение таблиц №1 Минимально
необходимая периодичность
5 |
Молодняк животных на откорме, птица, кролики, звери и семьи пчел, а также подопытные животные |
Один раз в квартал. |
6 |
Готовая продукция на складах |
Не ранее 1 октября. Один раз в год. |
7 |
Товары на складах и базах промышленных товаров, в книжных магазинах |
Не ранее 1 октября. Один раз в год |
8 |
Товары на складах и базах продовольственных товаров |
Не ранее 1 октября. Два раз в год. |
9 |
Товары и тара в магазинах и на других предприятиях розничной торговли |
Не ранее 1 октября. Один раз в год |
10 |
Нефть и нефтепродукты как сырьё, товары или готовая продукция |
Один раз в месяц |
11 |
Драгоценные металлы и алмазы |
Не ранее 1 октября. Один раз в год. |
12 |
Библиотечные фонды |
В порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами.
|
Продолжение таблиц №1 Минимально
необходимая периодичность
13 |
Сырье и прочие материальные ценности |
Не ранее 1 октября. Один раз в год |
14 |
Денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности |
Один раз в месяц. |
15 |
Расчеты с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, полученным из бюджета средствам |
По мере получения выписок банка. |
16 |
Расчеты по платежам в бюджет
|
Один раз в квартал. |
17 |
Расчеты с филиалами, выделенными на самостоятельный баланс, и с вышестоящими организациями. |
На 1 число каждого месяца. |
18 |
Расчеты с дебиторами и кредиторами |
Два раза в год (но |
( Прим. – В некоторых случаях инвентаризация проводится только по прямому указанию соответствующего министерства или ведомства, например, библиотечного фонда.)3
Таким образом законодательством урегулирован весь процесс инвентаризации, включаю принципы проведения, порядок и сроки. Все это сделано для упрощение и систематизации инвентаризационных работ, что несомненно отражается на эффективности, а следовательно и на экономическое состояние предприятия.
2. Организация
проведения инвентаризации
2.1 Инвентаризация наличных денежных средств в кассе и денежных документов
Порядок проведения инвентаризации кассы дополнительно регулируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 г. № 40 и сообщенным Письмом Банка России от 04.10.93 г. № 18.
В кассе организации могут храниться денежные средства, денежные документы, бланки ценных бумаг и документов строгой отчетности.
Денежные средства представлены денежной наличностью.
К денежным документам относятся: почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и другие документы.
Бланками строгой отчетности являются: квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломы, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и др.
Сроки и порядок проведения инвентаризации кассы и денежных средств, хранящихся на расчетных и других счетах в банке, устанавливаются руководителем организации и закрепляются в приказе об учетной политике.
Материальную ответственность за сохранность всех денежных средств и документов, имеющихся в кассе организации, несет кассир.
Инвентаризация
кассовой наличности проводится на основании
приказа (распоряжения) руководителя организации
комиссией в составе
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.
Если в кассе на момент инвентаризации имеются незакрытые платежные ведомости (по которым осуществляется выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в конце ведомости делает запись о выплаченной сумме.
На практике для маскировки фактов растраты денежных средств зачастую в качестве учетных документов используют различного рода расписки, которые не могут служить документальным подтверждением расходования денежных средств, так как они не соответствуют унифицированной форме расходного кассового документа и не содержат подписей получателя денег, главного бухгалтера и руководителя организации. О нарушении (растрате) свидетельствует и факт отсутствия на прилагаемых к расходному кассовому ордеру документах (счетах, заявлениях и др.) разрешительной подписи руководителя. Суммы по таким документам или распискам в остаток наличности кассы не включаются и рассматриваются как недостача (п. 27 Порядка ведения кассовых операций в РФ).
Председатель
Кассир должен дать
расписку о том, что к началу инвентаризации
все приходные и расходные
документы, подтверждающие движение денежных
средств и документов, сданы в
бухгалтерию или переданы комиссии,
и вся денежная наличность, поступившая
на его ответственность, оприходована,
а выбывшая списана в расход. Это
необходимо для предотвращения заявлений
кассира (после проверки кассы) о
наличии у него документов, не включенных
в последний кассовый отчет. Отчет
кассира проверяется с
В процессе инвентаризации кассы осуществляется проверка кассовой книги по следующим основным направлениям: правильность ведения кассовой книги; арифметический контроль сумм по приходу и расходу и правильности подсчета итогов страниц книги, а также переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую; своевременность и документальная обоснованность записей в кассовой книге.
При инвентаризации кассы также необходимо проконтролировать: соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе; целевое использование полученных из банка денежных средств по назначению, указанному в чеке; наличие фактов не соответствия даты совершения операции и отражения ее в расходном кассовом ордере; обоснованность записей в кассовых ордерах; своевременность возврата в банк на расчетный счет остатков денежных средств по не выданной заработной плате; правильность документального оформления кассовых документов и их соответствие типовым унифицированным формам; наличие фактов подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и их самостоятельного заполнения при получении денег в банке; наличие фактов хранения чековой книжки вне кассового помещения; законность произведенных операций наличными денежными средствами в пределах одной сделки; соответствие корреспонденции счетов типовым проводкам по учету кассовых операций.
Фактическое наличие денежных средств и документов в кассе подтверждается их полным полистным пересчетом.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе к учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
Деньги и другие ценности кассир пересчитывает в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Денежные средства
пересчитываются по каждой купюре в
отдельности (как правило, начиная
с купюр высшего и кончая купюрами
низшего номинала). При наличии
значительного количества купюр
необходимо составить опись, в которой
указывается достоинство купюр,
их количество и сумма. Опись подписывается
всеми членами
Проверка фактического
наличия бланков ценных бумаг
и других бланков документов строгой
отчетности производится по наименованиям,
видам, категориям бланков (например, по
акциям: именные и на предъявителя,
привилегированные и
Для организации учета денежных средств и документов предусмотрен активный счет 50 «Касса». Этот счет имеет три субсчета: 50/1 «Касса организации», 50/2 «Операционная касса», 50/3 «Денежные документы».
Путем сопоставления фактических и учетных остатков выявляется результат инвентаризации: излишек или недостача.
Согласно Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н и в соответствии с п. 77 Приказа Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе подлежат оприходованию (принимаются к учету) и отражаются в составе прочих доходов.
Таблица № 2 Отражение излишек и недостач выявленных в ходе инвентаризации на счетах
№ п\п |
Проводка |
Содержание проводки |
Примечание |
1 |
Дебет 50 «Касса» субсчета 1 «Касса организации» или 3 «Денежные документы» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1«Прочие доходы». |
Оприходование фактических излишек денежных средств и документов |
При выявлении излишков бланков документов строгой отчетности они отражаются по дебету счета 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке |
2 |
Дебет 94 |
В случае выявления недостачи денежных средств записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По недостающим денежным средствам и документам по дебету счета 94 отражается их фактическая стоимость
|
Сумма недостающих бланков строгой отчетности отражается по кредиту счета 006 «Бланки строгой отчетности». |