Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:58, курсовая работа
Институционализм – направление в экономической науке, основанное, с одной стороны, на неэкономическом истолковании экономических процессов, а с другой – на признании действия экономических законов за пределами собственно хозяйственной деятельности человека.
В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологическим и другим структурам общества. Большое значение в институционализме придается проблеме оформления институтов.
Кроме институтов, в качестве главной и определяющей силы общественного развития ученые, принадлежащие к этому направлению, выдвигают социальную психологию народа, народный характер, темперамент, менталитет и даже инстинкты.
Другими характерными чертами институционализма являются отрицание способности капиталистического мира к саморегулированию, поддержка идеи о необходимости государственного регулирования экономики, критика многих, хотя далеко не всех, принципов маржинализма, рекомендации широко использовать математические методы при анализе психологических и экономических явлений и процессов.
Институционализм в своём развитии прошёл три этапа.
При многочисленности направлений институционализма им присущ ряд общих черт:
1) критика капитализма с нравственно-психологических позиций;
2) неудовлетворенность высоким уровнем абстракций, присущих неоклассике;
3) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками;
4) разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позиций социального контроля и её регулирования со стороны государства
2.3 Третий этап: « Неоинституционализм»
Третий
этап - с 70-х годов. Он вошёл в историю
экономической мысли как
Направлений институционализма присущ ряд общих черт: 1) критика капитализма с нравственно-психологических позиций;
2)
неудовлетворенность высоким
3)
стремление к интеграции
4)
разработка рекомендаций по
Неоинституционализм
исходит из предположения, что социальные
институты поддаются анализу
с помощью стандартных
3. теория общественного
выбора
3.1 Позиция вирджинской школы
Несколько
по-иному подошли к проблеме экономического
регулирования представители
Позиция вирджинской школы заключается в том, что она негативно относится к государственному вмешательству в экономическую жизнь. Вместе с тем она не считает, что рынок способен выполнять роль эффективного регулятора. Рынок работает плохо, но это не значит, что государство будет работать лучше.
Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
1)
индивидуализм: люди действуют
в политической сфере,
2)
концепция "экономического
3)
Трактовка политики как процесса обмена.
Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины,
то в политике платят налоги в обмен на
общественные блага. Этот обмен не очень
рационален. Обычно налогоплательщики
одни, а блага за счёт налогов получают
другие.
Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.
Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.
Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг. Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.
Практика взаимной поддержки депутатов путём "торговли голосами" называется логроллингом. Классической формой логроллинга является "бочонок с салом" - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его происхождение, к нему добавляют всё новые и новые предложения ("сало"), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов.
Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть "куплены" предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.
Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.
Существуют
экономические предпосылки
3.2 Парадокс голосования. Концепция Бьюкенена
Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках "политического обмена" выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень - разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т.п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует "конституцией экономической политики". Второй уровень - практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
Критерием
справедливости и эффективности
политической системы должно послужить
распространение правил экономической
игры на политический процесс. Сторонники
теории общественного выбора не отрицают
роли государства. По их мнению, оно должно
выполнять защитительные функции и не
брать на себя функции участия в производственной
деятельности. Выдвигается принцип защиты
порядка без вмешательства в экономику.
Блага общественного пользования предлагается
преобразовать в товары и услуги, продаваемые
на рынке. Люди и фирмы заключают сделки,
осуществляют контракты с взаимной выгодой
без регламентации со стороны государства.
4.
Экономическая теория
прав собственности
Всякая экономическая деятельность затрагивает интересы и сопровождается эффектами не только одних, но и в определенной мере других - соседей, горожан общества. Внешние эффекты - это издержки и выгоды, которые распространяются на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но испытывающих побочные результаты деятельности других.
Рыночное хозяйство имеет свойство недооценивать внешние эффекты и не компенсировать связанные с ними дополнительные издержки. Проблемой внешних эффектов занимался американский экономист Р. Коуз (род. 1912), Нобелевский лауреат 1991 г. Коуз считает, что хотя экономисты и изучают рынок, но их волнует установление цен, а рынок как институциональная структура экономической системы их не интересует. В результате игнорируется роль, которую играет право в поведении фирм и функционировании рынков.
Суть теории Коуза заключается в том, что проблема побочных эффектов может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами. Условиями достижения соглашения являются, во-первых, чёткое определение прав собственности, во-вторых, относительно невысокая стоимость заключаемого соглашения, в котором участвует небольшое число лиц.
Если
установлены и разграничены права
собственности, то сторонам сравнительно
нетрудно прийти к желаемому результату.
Они способны самостоятельно решить спорные
вопросы, как правило, без постороннего
вмешательства государства. Соглашение
не может быть достигнуто без внешнего
вмешательства, если в спор вовлечено
значительное число людей.
Важным моментом в реализации теоремы Коуза является определение прав собственности - это права владения и использования, управления и отчуждения, обеспечения защиты и наследования, бессрочного обладания и ответственности, исключения вреда для окружающих и использования процедур для восстановления собственности, права на извлечение дохода и получения компенсации.
Если
права собственности определены
и соблюдаются, нет оснований
для административного
Заключение
Термин "институционализм" (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты.
Институционалисты всегда выступали с критикой неоклассической теории благосостояния, выдвигая такие ракурсы проблематики общественного благосостояния, которые связаны с конфликтностью целей, противоречиями между частными и общественными, текущими и долговременными интересами. С рассмотрением социальных издержек материального прогресса.
Развитие
социальной теории благосостояния связано
с утверждением принципа междисциплинарного
подхода к проблемам
Отвергнув исходную посылку неоклассической теории о внесоциальном, “рациональном экономическом человеке”, чьи потребительские запросы полностью автономны и не зависят от воздействия социальных факторов, Веблен показал, что формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса - это социальный процесс, отражающий характер распределения доходов социальные привычки влияние социального окружения, давление рекламы.
Особое внимание на протяжении всей истории институционализма экономисты этого направления уделяли проблеме “неделимых” общественных потребностей, которые могут удовлетворяться только как коллективные на внерыночной основе, а также тем, которые не могут быть отданы на откуп рыночному механизму и должны обеспечиваться за счёт развития сферы социально-культурных услуг. На каждом очередном историческом этапе общественного развития проблема коллективных
потребностей
как часть проблемы общественного
благосостояния приобретала новые контуры
и новые измерения. Неоинституционализм
вывел современную теорию из институционального
вакуума, из вымышленного мира, где экономическое
взаимодействие происходит без трений
и издержек. Трактовка социальных институтов
как орудий по решению проблемы трансакционных
издержек создала предпосылки для плодотворного
синтеза экономической науки с другими
социальными дисциплинами.
Информация о работе Институционализм. Этапы развития институционализма