Характеристика и роль малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..4
1.2 СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ….9
1.3 ПРЕИМУЩЕСТВО И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПО СРАВНЕНИЮ С КРУПНЫМИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.................18
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ …………………………………………………………………………………..23
2.1 ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА ГОСУДАРСТВОМ………………………………...............................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАР-КА МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА.docx

— 51.27 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..4

1.2 СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ….9

1.3 ПРЕИМУЩЕСТВО И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

 ПО СРАВНЕНИЮ  С КРУПНЫМИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.................18

2. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ …………………………………………………………………………………..23

2.1 ИНФРАСТРУКТУРА  ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

 МАЛОГО БИЗНЕСА  ГОСУДАРСТВОМ………………………………...............................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...33

 

ВВЕДЕНИЕ

     Осуществляемые  в нашей стране экономические  реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как опыт развитых стран, малое и  среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический  рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых  дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство  оказывает большую поддержку  малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым  бизнесом.

Данная работа имеет цель наилучшим образом  раскрыть и научить организации  и ведению предпринимательской  деятельности. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Приведены фактические  данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике  страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская  деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью  граждан, направленной на систематическое  получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков  механизм его государственной поддержки. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных  актов изложена система государственной  поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и  формы финансово-кредитной, материально-технической  и другой поддержки, без которой  малое предпринимательство не может  динамично развиваться.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА 

     Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство  оказывает существенное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности  занятых работников. По численности  работающих, по объему производимых и  реализуемых товаров, выполняемых  работ и оказываемых услуг  субъекты малого предпринимательства  в отдельных странах занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течении 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

В Федеральном  законе РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», говорится, что настоящий  закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации  права граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для осуществления предпринимательской  и иной, не запрещенной законом  экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая  и социальная роль малого предпринимательства.

Интерес к малому бизнесу не ослабевает, так как  большинство вновь образованных предприятий являются малыми. По данным Налоговых органов только в Москве на начало 2008 года зарегистрировано более 250 тысяч малых предприятий. По сравнению  с крупными и средними предприятиями  малый бизнес имеет положительную  тенденцию в развитии. В его  ряды вливается большое количество новых предпринимателей.

Сущность и  качественно-количественные критерии определения малого бизнеса.

Особенностью  национальной поддержки малого бизнеса  является наличие в законодательстве нескольких определений понятия  «малое предприятие». Их можно разделить  на три вида.

Во-первых, это  определение, содержащееся в п.3 ст.3 Закона N 88-ФЗ. Оно определяет субъектов  малого предпринимательства, которые  вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.

Во-вторых, это  определения малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных  актах субъектов федерации. На примере  Москвы и Московской области можно  сказать, что понятие малого предприятия  в региональном законе может несколько  отличаться от того, что содержится в Законе №88-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как  субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные  субъектам малого предпринимательства  региональным законодательством.

В-третьих, это  определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также  определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль. Хотя как в первом, так и во втором случае под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со ст.3 Закона №88-ФЗ, круг лиц, которые вправе воспользоваться упрощенной системой или могут использовать льготы по налогу на прибыль, значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе №88-ФЗ.

Согласно п. 1. ст. 3 Закона №88-ФЗ субъектами малого предпринимательства  могут быть только коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия  не могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения, потребительские  кооперативы, общественные и религиозные  организации, фонды и др. При этом коммерческие организации должны отвечать двум требованиям.

Первое требование. Должен быть соблюден определенный законом  №88-ФЗ размер участия в уставном капитале малого предприятия некоторых  субъектов.

Так, малым предприятием может быть только такая коммерческая организация, в уставном капитале которой  не превышает 25% доля следующих субъектов:

- Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации. При этом Закон не  устанавливает размер (долю) участия  в уставном капитале малого  предприятия муниципальных образований;

- общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов;

- одного или  нескольких юридических лиц, не  являющихся субъектами малого  предпринимательства. Это требование  полностью поглощает предыдущие, поскольку общественные и религиозные  организации и фонды являются  некоммерческими организациями.

Второе требование. Для того чтобы предприятие имело статус малого, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

При отнесении  предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться  Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ).

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли.

Значит, в случае когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или объем прибыли.

Однако в региональном законодательстве возможны случаи, когда  власти субъекта федерации сами определяют, какую деятельность принимать для  расчета многопрофильными предприятиями.

Средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени.

Порядок расчета  средней численности работников представлен в инструкции по заполнению организациями сведений о численности  работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата от 07.12.98 №121, и инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 29.02.2000 №17.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются субъектами малого предпринимательства  независимо от каких-либо условий, в  том числе и от количества наемных  работников.

В случае превышения малым предприятием предельной численности  работников указанное предприятие  лишается предусмотренных законодательством  льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и  на последующие три месяца.

Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства, которые  применяются в странах с развитой экономикой. Итак, в Европейском  сообществе с 1 января 2007 г. к малым  предприятиям относятся предприятия  при не превышении ими следующих  показателей:

количество занятых  работников до 50 человек;

годовой оборот менее 8 млн. ЭКЮ;

сумма баланса  менее 4 млн. ЭКЮ.

В отдельных  развитых странах количественный размер показателей отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  может отличаться от общепринятого в ЕС. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким - от 24 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 чел., в то время как в розничной торговле - это предприятие с оборотом не выше 500 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум следующим из критериев:

оборот не более 4,3 млн. ЭКЮ;

активы не более 2,5 млн. ЭКЮ;

средняя численность  не занятых до 50 человек.

Используя такие  конкретные отраслевые показатели: численность  занятых работников, объем оборота, а в грузоперевозках - количество автомашин.

Во Франции  малыми считаются предприятия, на которых  численность занятых не превышает 500 чел. И годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 350 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики  размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой  промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. Считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 чел. Относятся  к категории малых предприятий.

Итак, рассмотрим, размер показателей отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  в России.

1.2 СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

     Регистрация малого предприятия.

В целом процедура  регистрации малого предприятия  ничем не отличается о регистрации  любого другого предприятия, а количество необходимых для этого документов зависит от выбранной организационно-правовой формы малого предприятия и региона, где оно регистрируется. В соответствии со сложившейся практикой регистрацию  коммерческих организаций осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах  Российской Федерации для регистрации  юридических лиц создаются специальные  органы - регистрационные палаты. Их права определяются положениями, утверждаемыми  законодательными (представительными) или исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации. Так, совместным решением президиума Моссовета  и правительства Москвы от 25 июля 1991 г. № 134-2 была создана Московская регистрационная палата (далее МРП), имеющая территориальные органы (филиалы, отделения) в административных округах. При этом между подразделениями  МРП существует следующее разделение обязанностей.

Информация о работе Характеристика и роль малого бизнеса