Формирование учетной политики в условиях перехода к Международным стандартам финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации об учете для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.
С помощью учетной политики обеспечивается прозрачность и достоверность учета, оптимизация объемов и сроков налоговых платежей, снижение трудоемкости и унификация учетных процедур, решение многих других управленческих и учетных задач. От правильного понимания учетной политики, ее оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации.

Содержание

Введение 2
1 Понятие учетной политики в России и принципы её формирования 4
1.1 Организационно-технические и методологические аспекты учетной политики 7
1.2 Раскрытие учетной политики 11
1.3 Изменение учетной политики 12
2 Формирование учетной политики в условиях перехода к Международным стандартам финансовой отчетности 15
2.1 Применение МСФО в России 15
2.2 Сравнительная характеристика МСФО и РПБУ 18
2.3 Структура учетной политики по МСФО 23
Выводы и рекомендации 27
Библиографический список 29

Работа содержит 1 файл

курсовая бу.doc

— 459.00 Кб (Скачать)

Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс.

1.2 Раскрытие  учетной политики

Принятая организацией учетная политика должна раскрываться (предаваться гласности) для внешних пользователей финансовой информации. В данном случае речь идет о раскрытии в бухгалтерской отчетности  важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать состояние организации на основе ее финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение (ухудшение) дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами, заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

Обычно в публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь те, которые существенно влияют на представление о финансовом положения организации, ее денежном обороте или результатах ее деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Раскрываться должны способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что главным образом это относится к методическим способам ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгалтерского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете.

Особое внимание следует уделить  описанию изменений в учетной  организации, происшедших как в  течение отчетного года, так и в его начале, по сравнению с годом, предшествующим отчетному и существенно влияющих (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности. Раскрытие этих случаев позволяет оценить характер колебаний тех или иных показателей отчетности.   Информация об учетной политике должна содержать также указание на то, какие новые правила (стандарты) бухгалтерского учета организация стала использовать в отчетном периоде. Такие сведения позволят заинтересованным лицам составить представление о круге нормативных актов, на который ориентируется организация при ведении учета и составлении отчетности, а также оценить степень "современности" финансовых данных.

1.3 Изменение  учетной политики

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.5

Особое внимание необходимо уделять  соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутренние и внешние условия функционирования организации. В частности на учетную политику могут оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договоров, заключаемых с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение или отмена государственного регулирования цен на продукцию; реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономической деятельности; ужесточение или либерализация налогового режима; уровень инфляции и др.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Последствия изменений тех или  иных способов, составляющих учетную политику организации, неодинаковы. Если изменения касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических приемов может отразиться на финансовых результатах деятельности организации и тем самым изменить картину ее финансового положения, что в свою очередь повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверенных организацией данных (результатов инвентаризации) на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменений в учетной  политике могут быть оценены:       

1) как разница в стоимости  активов, в отношении которых  используются новые способы оценки, до и после внесения этих  изменений;

2) как непогашенная величина  первоначальной стоимости активов. Например, при переходе от оценки готовой продукции по фактической производственной себестоимости к оценке по нормативной производственной себестоимости последствия могут быть измерены исходя из стоимости одного и того же объема готовой продукции двумя способами.

Отклонение фактической себестоимости от нормативной составит сумму, квалифицируемую как последствие изменения учетной политики, поскольку на эту сумму в момент перехода уменьшится (если отклонение положительное) или увеличится (если отклонение отрицательное) прибыль организации.

В связи с изменением учетной  политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих  при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая разница включена в издержки производства (обращения) или отнесена на чистую прибыль либо капитализирована. Порядок списания указанной разницы предполагает установление не только источника, за счет которого это делается, но и времени списания. Оно может быть произведено единовременно в период, когда выявлена разница, или в течение некоторого времени (полгода, год или др.), следующего за этим периодом. При решении данного вопроса во внимание принимаются такие факторы, как финансовое состояние организации, возможные налоговые последствия, предписания бухгалтерских правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формирование учетной политики в условиях перехода к Международным стандартам финансовой отчетности

В Российской Федерации осуществляется реформирование бухгалтерского учета и отчетности, обусловленное изменением экономических отношений. Стержнем реформирования выступили международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Международные стандарты  финансовой отчетности (МСФО) – это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. 6

Международные стандарты позволяют сопоставлять отчеты между фирмами, компаниями, предприятиями во всем мире, получать информацию для внешних пользователей.

Каждый стандарт содержит требования к объекту учета, признание объекта  учета, оценку объекта учета и  раскрытие информации об объекте  учета в различных формах финансовой отчетности.7

Необходимость составления отчетности по МСФО вызвана объективными причинами. Это позволит на конкурентной основе участвовать в конкурентной борьбе за иностранные инвестиции, а также  повысить качество отчетности для отечественных  пользователей в результате ее прозрачности и сопоставимости.

2.1 Применение  МСФО в России

В настоящее  время развитие российского учета  происходит как раз посредством  такой адаптации его в среде  Международных стандартов финансовой отчетности. МСФО не содержат подробных  инструкций и указаний на тот счет, как действовать в той или иной ситуации, в отличие от существовавшей в России в недалеком прошлом системы, когда считалось, что если все сделано по инструкции, значит все сделано правильно. Ключевым отличием современной концепции бухгалтерского учета признается регулирование его на основе принципов, что позволяет обеспечить единство учетной методологии, не игнорируя при этом конкретные особенности функционирования экономических субъектов. Ведь количество хозяйственных ситуаций огромно, и невозможно в нормативных документах описать действия бухгалтера в каждом конкретном случае. Именно поэтому учетная политика является важнейшим инструментом бухгалтерского учета.

Разработка и обеспечение  преемственности учетной политики должно быть в числе первоочередных задач, стоящих перед организациями, готовящими отчетность по МСФО, наряду с подготовкой соответствующих специалистов, определением методики перехода и трансформации отчетности. Переход многих организаций к составлению финансовой отчетности по МСФО выдвинул важнейшую задачу — обосновать теоретические и практические аспекты формирования соответствующей учетной политики.

В настоящее  время, в условиях активной глобализации, как никогда актуальным стал процесс  перехода значительной части стран на МСФО. В условиях рыночной экономики развитие международных стандартов способствует единообразию представляемых во всем мире финансовых отчетов путем гармонизации учетных стандартов. Суть гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности во всем мире заключается в том, чтобы система учета разных стран соответствовала принципам международного учета. Развитие Международных стандартов финансовой отчетности происходило в условиях рыночной экономики, поэтому МСФО - это не только прозрачная финансовая отчетность, но и основа построения систем управления финансами и внутреннего контроля. МСФО одинаково полезны и внешним, и внутренним пользователям финансовой информации.8

В нашей стране также осуществляется приведение учета  в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Знание МСФО стало необходимым условием для эффективности работы бухгалтера, экономиста, руководителя предприятия, аналитика.

Применение  международных стандартов отчетности может предоставить компании не только мощные средства улучшения своей деятельности, но и такие значительные конкурентные преимущества, как: отражение результатов деятельности компании в более простой и реалистичной форме; возможность сравнения финансового положения компании с финансовым положением иностранных компаний, что дает лучшее восприятие со стороны западных партнеров; более совершенная система бухгалтерского учета, которая позволит принимать лучшие решения на основе расчета экономических последствий этих решений.

Российская компания может считать необходимым подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО в следующих случаях:

  • иностранные клиенты рассматривают возможность установления долгосрочных торговых отношений;
  • стратегические инвесторы проявляют интерес к созданию совместных предприятий;
  • компания предполагает выпуск ценных бумаг на международный рынок;
  • компания принимает участие в проектах, финансируемых международными институтами;
  • компания хочет улучшить конкурентные преимущества на внутреннем рынке.

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения  всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию  международных стандартов - постепенный  и целенаправленный процесс. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения этой системы.

2.2 Сравнительная  характеристика МСФО и РПБУ

Понятия учетной  политики, приводимые ПБУ и МСФО, если не идентичны, то довольно близки друг к другу по сути и содержанию. В Международных стандартах финансовой отчетности делается акцент на то, что  учетная политика — это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятая компанией для подготовки и представления финансовой отчетности. Организации должны формировать и применять учетную политику таким образом, чтобы финансовая отчетность соответствовала требованиям всех стандартов и интерпретаций. В то время как в определении учетной политики, приводимом в ПБУ 1/2008, не указана цель ее разработки — обеспечение достоверности финансовой отчетности. Исходя из этого определения, основной задачей учетной политики по РСБУ признается выбор способов бухгалтерского учета и последовательное применение их на практике.

Различия подходов и задач формирования и применения учетной политики, определенных в  российских нормативных документах и Международных стандартах финансовой отчетности, предопределяют структуру и содержание важнейшего внутреннего нормативного документа в сфере бухгалтерского учета каждой организации приказа (распоряжения) об учетной политике.9

Рисунок 2 - Трактовка учетной политики российскими и международными стандартами финансовой отчетности

 

МСФО рассматривают  учетную политику как выбор способов:

  • подготовка финансовой отчетности;
  • представления финансовой отчетности.

РПБУ, построенное на базе элементов метода бухгалтерского учета, включает в себя четыре составляющих, однако первые три (первичное наблюдение, стоимостное измерение и текущая группировка) просто более детально раскрывают процесс подготовки отчетности, а четвертая (итоговое обобщение) есть не что иное, как выбор формы и порядка представления финансовой отчетности.

Учетная политика, разрабатываемая российскими организациями  в настоящее время, должна включать, как минимум, финансовый и налоговый, а при необходимости и управленческий аспект (Рис.2). Каждый из них, в свою очередь, как правило, подразумевает  общую, организационную и методическую часть.

Информация о работе Формирование учетной политики в условиях перехода к Международным стандартам финансовой отчетности