Финансовый контроль РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 02:10, контрольная работа

Описание работы

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать соответствие фактического положения дел поставленным целям и задачам.

Содержание

Финансовый контроль в Российской Федерации 2
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

     Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных  заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

     В соответствии с российским законодательством  государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Оперативный контроль возложен на следующие  государственные органы – Счётную  палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

     Непосредственно к деятельности органов государственного финансового контроля примыкает  контрольная деятельность органов  государственной власти, а также  Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов  и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении  отчётов об их исполнении. В частности, комитеты Государственной Думы по бюджету  и налогам, финансам и банкам и  соответствующие подкомитеты ведут  экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений  по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

     Негосударственный контроль включает в себя аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

     Аудиторский контроль является предпринимательской  деятельностью по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской  финансовой отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей.  

     Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские фирмы или частные  профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств  проверяемой организации и по заказу ее руководства.

     Основная  задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской  и финансовой отчетности, а также  соблюдение финансового законодательства.

     Согласно  п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об  аудиторской деятельности» - основной целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения  бухучета законодательству Российской Федерации.

     Согласно  ст. 2 Федерального закона РФ «Об аудиторской  деятельности» - аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с этим Федеральным  законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, регулирующими  отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности на территории Российской Федерации.

     В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой  и направлен на повышение эффективности  управленческих решений по экономичному и рациональному использованию  ресурсов организации с целью  максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

     Что касается внешнего аудита, то его выполняют  специальные аудиторские фирмы  или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой инспекции  и другими органами, банками и  другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей  внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение  заключения по финансовому отчету проверяемой  организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков  и нарушений финансово-хозяйственной  деятельности, а также предложений  по улучшению и повышению финансовых результатов.

     Аудиторский контроль (аудит) может быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в  случаях, прямо установленных законодательством  Российской Федерации, или по поручениям государственных органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные  общества; банки и другие кредитные  учреждения, страховые организации  и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие  в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

     Аудит информирует руководство экономического субъекта и государственные органы - заказчиков аудита - о состоянии  деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый  уровень своего развития, выдержать  рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.

     Результатом аудита (аудиторского контроля) является аудиторское заключение. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» и Правилу № 6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» - аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с установленным правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

     Как правило, основными элементами аудиторского заключения являются: наименование; адрес; сведения об аудиторе (организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении); сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицензиях на осуществляемую деятельность); вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата заключения; и подпись аудитора. 

     Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного{старшего) бухгалтера, который:

     несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление пол ной и достоверной бухгалтерской отчетности;

     обеспечивает  соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

     Внутрихозяйственный   контроль   осуществляют специальные  подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет  ряд особенностей: работники, его  осуществляющие, непосредственно подчиняются  руководителю; этот вид финансового  контроля осуществляется постоянно, а  не периодически; кроме того, отсутствует  единая регламентация объёма и характера  процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условиях правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

     К внутрихозяйственным органам контроля относятся:

  • ревизионная комиссия (контроль проводится в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников (участников) или акционеров предприятия);
  • наблюдательный совет (контроль осуществляется в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников (участников) или акционеров предприятия);
  • отдел внутреннего аудита (контроль осуществляется отдельной постоянно действующей службой в первую очередь в интересах высшего звена управления).

     Внутрихозяйственный контроль широко применяется в мировой  практике ведения бизнеса. Его необходимость  очевидна в современных условиях хозяйствования в России. Внутрихозяйственный  контроль является одной из важнейших  функций управления, поэтому, чем  сложнее организационная структура  экономического субъекта, тем более  совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного контроля.

     Внутрихозяйственный контроль – единство органов контроля, объектов контроля и форм его реализации.

     По  форме организации внутрихозяйственный  контроль представлен отделами и  службами, функционирующими на предприятии. К ним относятся: ревизионная  комиссия; отдел внутреннего аудита; наблюдательный совет; службы и отделы, осуществляющие контроль внутри отделов (их контрольные функции не являются основными, а выполняются в виде самоконтроля или определяются специфическими задачами этих служб).

     Ревизионная комиссия представляет собой орган, избираемый собственниками, в состав которого включаются работники организации  для периодической проверки наличия  и сохранности ее активов и  обязательств. Наблюдательный совет  также является избирательным органом, который помимо функции управления реализует функции управленческого  контроля, т.е. контроля выполнения управленческих решений. Отдел внутреннего аудита – орган, назначаемый руководством организации для совершенствования менеджмента на основе установления достоверности корпоративной информации и выполнения консультационных услуг для внутренних пользователей.

     Все формы реализации внутрихозяйственного контроля представляют собой совокупность тех или иных приемов и способов контроля. Несмотря на то, что одни и  те же процедуры контроля могут применяться  в ходе реализации различных форм внутрихозяйственного контроля, объем, и объекты их применения будут  различны. Так, инвентаризация для целей  ревизии должна проводиться сплошным методом по всем товароматериальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а  для служебного расследования она  ограничена видом товароматериальных ценностей или материально-ответственными лицами.

     Для предприятия, которое организует у  себя отдел внутреннего аудита, роль последнего заключается:

Информация о работе Финансовый контроль РФ