Финансово-экономический контроль Министерства РФ по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В данном случае независимость понимается прежде всего как независимость от местных органов власти и управления. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы "сдержек и противовесов": праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Функции, полномочия и обязанности налоговых органов в области финансово-экономического контроля…………………………………………………………5

2. Контрольные органы МНС России……………………………………………...12

3. Порядок осуществления финансово-экономического контроля органами МНС России………………………………………………………………………….…..14

Список используемой литературы……………………………………………….…...18

Работа содержит 1 файл

доработка по Контролю и Ревизии.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

из предмета налоговой проверки исключены сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видим, по существу, только налогоплательщик может определить, какие из его документов содержат такую информацию. Поэтому, если налоговому органу отказано в предоставлении тех или иных документов со ссылкой на коммерческую тайну, а он считает такой отказ необоснованным, именно на нем лежит обязанность доказать отсутствие в документах информации, составляющей коммерческую тайну.

Однако  в Постановлении Правительства  РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне  сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" указан весьма обширный перечень документов, содержащих информацию, которая не может составлять коммерческую тайну, в том числе: учредительные документы и уставы; документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; документы об уплате налогов и др.

Кроме того, дополнительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, предусмотрен этим Постановлением Правительства РФ для государственных и муниципальных предприятий до и в процессе их приватизации.

Указание  в приведенном перечне на "сведения... необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" не может трактоваться как право налогового органа проверять любые документы, которые он сочтет необходимыми. Как уже говорилось, предмет налоговой проверки ограничен документами, связанными с налогообложением. И хотя круг таких документов широк, он должен определяться не субъективным усмотрением налогового инспектора, а с помощью норм налогового законодательства, что в каждом конкретном случае позволит установить, связан ли документ с налогообложением. Так, в большинстве случаев, как правильно указывают некоторые авторы, не влекут налоговых последствий и соответственно не связаны с налогообложением предварительные договоры, решения органов управления предприятия о коммерческих перспективах, предполагаемой стратегии и тактике предпринимательской деятельности и т.п.

Перечень  сведений, составляющих коммерческую тайну конкретного предприятия, закрепляется приказом его руководителя. Отсутствие такого приказа на момент проверки лишает предприятие возможности ссылаться на коммерческую тайну как на основание отказа представить тот или иной документ.

В связи  с повышением роли налогов в доходах  государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость  выделения налоговых органов  в особую централизованную систему - Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ мо налогам и сборам.

Министерство  РФ мо налогам и сборам - это федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий выработку и проведение государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов. Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

К органам  налогового контроля в РФ относятся органы налоговой службы, таможенные органы, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

Систему органов налоговой службы РФ образуют Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения  по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

В обязанности  налоговых органов входит:

- соблюдение  законодательства о налогах и сборах;

- контроль  за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- ведение учёта налогоплательщиков;

- проведение  разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и т.д.

- осуществление  возврата или зачёта излишне  уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

- соблюдение налоговой тайны;

- направление  налогоплательщику копии актов  налоговой проверки и решения  налогового органа, а также требования об уплате налога и сбора.

Кроме того, налоговые органы несут ответственность  за убытки, причинённые налогоплательщикам в результате неправомерных действий или бездействия или же неправомерных действий (бездействия) работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причинённые убытки должны быть возмещены из средств федерального бюджета.

В соответствии с Указом президента РФ от 18 февраля 1992 г. « О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.

Помимо  лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчёта соотношения между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности.

Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Банку России (ЦБ РФ). Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение - Департамент банковского надзора - проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Контрольные органы МНС России.

Налоговые органы имеют право проводить  камеральные и выездные налоговые  проверки.

Кроме того, в НК РФ содержатся понятия "встречная", "повторная", "дополнительная" проверка.

Кодекс  вводит своего рода "ограничение" на проведение проверок. Так, в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой  могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок обусловлен трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Суть  выездной налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налога, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучений, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов  налогообложения.

Выездная  налоговая проверка проводятся на основании  решения руководителя  (его заместителя) налогового органа.

Указанное решение должно иметь ряд реквизитов, придающих ему юридическую силу:

  1. наименование налогового органа: номер решения и дата его вынесения;
  2. наименование налогоплательщика, в отношении которого назначается проверка; идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган может проводить как проверку организации с учетом всех ее филиалов и обособленных подразделений, так и проверку филиалов и представительств организации независимо от проведения проверки самой организации;
  3. период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводятся проверка;
  4. вопросы проверки  (виды налогов по которым проводятся проверки). Налогоплательщику следует обратить внимание на виды налогов, подлежащих проверки. Допустим, в решении было указано проверка налога  на прибыль. Если в ходе проверки у налогового органа возникает необходимость проверить налог на имущество, то им должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имущество могут быть признаны недействительными по формальному признаку - отсутствие в решении указания на проверенный налог. Кроме того, по общему правилу действует запрет на проведение проверки по одним и тем же налогам за еже проверенный налоговый период;
  5. фамилии, инициалы, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке ) подпись лица вынесшего решение, с указанием его фамилии, инициалов, должности и классного чина.

Форма решения утверждена приказом МНС  России "Об утверждении Порядка  назначения выездных налоговых проверок "  от 08.10.1999г. № АП-3-16\318. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Порядок осуществления финансово-экономической контроля органами МНС России. 

Порядок осуществления выездной налоговой  проверки регламентирован НК РФ.

Суть  выездной налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Доступ  должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Продолжительность выездной налоговой проверки не должна быть более двух месяцев.

В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен до трех месяцев. Срок проверки должен быть продлен решением вышестоящего налогового органа (письмо МНС России от 29 апреля 2004 N 06-4-03/640).

В срок проведения проверки не засчитывается  период между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ.

В соответствии с данной статьей у налогоплательщика  имеется пять дней для представления  требуемых документов.

По общему правилу, проверка проводится вне места  нахождения налогового органа. В ряде исключительных случаев, например, когда у налогоплательщика отсутствует возможность принять налоговых инспекторов на территории предприятия, проверка проводится "в стенах" налогового органа, но по правилам проведения выездной проверки.

Налоговый орган не имеет права проводить  в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Из этого  правила есть следующие исключения:

     независимо  от времени проведения предыдущей проверки могут проводиться: проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации; проверки вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

     В ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

     - истребование документов;

     - инвентаризация имущества;

     - осмотр;

     - выемка (изъятие) документов;

     - встречные проверки;

     - привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;

     - проведение экспертиз.

Порядок проведения вышеперечисленных мероприятий регламентирован ст. 90-98 НК РФ.

Информация о работе Финансово-экономический контроль Министерства РФ по налогам и сборам