Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:11, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является повышение прибыли филиала “Минский” Минского райпо в условиях рыночной экономики на основе проведенного комплексного экономического анализа.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Характеристика показателей прибыли и рентабельности, роль и задачи их анализа. Источники формирования.
2. Анализ состава, структуры и факторов формирования балансовой прибыли.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью за отчетный период и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом по специальной ставке, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством республики Беларусь /22, с.457/.
По характеру инфляционной “очистки” прибыли выделяют реальный и номинальный ее виды.
Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темпы инфляции в соответствующем периоде.
Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.
С
планируемым объемом
Минимальной
считается такая прибыль, которая
после уплаты налогов обеспечивает
предприятию минимальный
Под целевой прибылью понимается прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.
Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу.
Получение максимальной прибыли является основной целью для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды.
Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная прибыль достигается при таком же объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам.
Исходя из прибыли за рассматриваемый период формирования выделяют прибыль предшествующего периода (периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление прибыли используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов. По значению окончательного результата хозяйствования различают положительную и отрицательную прибыль (убыток) /23, с.225/.Резюмируя выше сказанное, следует отметить актуальность проблемы оптимизации расходов и прибыли не только на уровне торговой организации, но и на уровне всей системы потребительской кооперации в целом, а также Республики Беларусь. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1.Общая рентабельность
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
2. Анализ состава, структуры и факторов формирования балансовой прибыли. Анализ общих показателей рентабельности хозяйственной деятельности.
В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации резервов, которые связаны со сферой действия факторов, зависящих от деятельности данного торговой организации. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием управления товарооборотом, торгово-технологическими процессами, использованием материально-технической базы, персоналом предприятия.
Итак, следует отметить, что оптимизация расходов и обеспечение режима экономии будет способствовать увеличению прибыли торговой организации.
Следовательно, сформулируем цель анализа прибыли – выявление и оценка резервов роста прибыли и повышение рентабельности, укрепление финансового состояния организации.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи анализа прибыли и рентабельности:
Основными источниками информации при анализе прибыли и рентабельности являются:
“Отчет о прибылях и убытках” (приложение к балансу предприятия, форма № 2),
“Отчет о расходах на реализацию товаров” (приложение к балансу предприятия, форма № 3),
“Отчет о финансовых результатах” (приложение к балансу предприятия, форма № 5-ф), данные оперативного учета.
Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности.
На
первой стадии определяется степень
выполнения плана прибыли и
Следует отметить, что ресурсы, затраты и конечные результаты деятельности предприятия взаимосвязаны. Для эффективного развития предприятия необходимо выполнение следующего условия:
Iп>Iо>Iи>Iф>Iч,
где Iп — индекс роста прибыли;
Iо — индекс роста товарооборота;
Iи — индекс роста издержек обращения;
Iф — индекс роста фондовооруженности работников;
Iч — индекс роста численности работников /23, с.239/.
Основные показатели формирования прибыли
на предприятиях торговли.
Показатель | Методика расчета | Условные обозначения | Экономическое содержание | |
Прибыль (убыток) от продаж, продукции, товаров, услуг Пп(у) | Пп(У) = ВД - И | ВД - сумма валового дохода от реализации товаров, продукции; И - сумма издержек обращения | Характеризует финансовый результат реализации товаров, продукции | |
Прибыль (убыток) от операционной деятельности Поп(у) | Поп(у) = Доп - Роп | Доп - сумма дохода от операционной деятельности; Роп - сумма расходов от операционной деятельности | Характеризует финансовые результаты операционной деятельности | |
Прибыль (убыток) от внереализационных операций П(у)вн | П(у)вн = Двн - Рвн | Двн - сумма внереализацион ных даходов; Рвн - сумма внереализацион ных расходов | Характеризует финансовые результаты внереализационных операций | |
Прибыль до налогообложения П(до/н) | П(до/н) = Пп ± П(у)оп ± П(у)вн | Преведены выше | Характеризует финансовые результаты всех видов деятельности в рассматриваемом периоде | |
Налогооблагаемая прибыль Пн | Пн = П(до/н) - Нл | Нл - налоговые льготы | Характеризует финансовый результат, который подлежит обложению налогом в рассматриваемом периоде | |
Чистая прибыль Пч | Пн = П(до/н) - НП | НП -налог на прибыль | Характеризует финансовый результат, остающийся после уплаты налога в рассматриваемом периоде | |
Прибыль на одного работника Пч | Ч - среднесписочная численность | Характеризует финансовый результат, полученный одним работником | ||
Прибыль на 1 кв.м. торговой площади Пs | S - торговая площадь, кв.м. | Характеризует прибыльность 1 кв.м. торговой площади |
На второй стадии анализа производится изучение факторов, влияющих на формирование прибыли.
Основными факторами, влияющими на изменение прибыли являются объем и структура товарооборота, уровень доходов и расходов на реализацию, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, уровень цен и др. /22, с. 485/.
Влияние
изменения объема товарооборота
на сумму прибыли рассчитывается
по следующей формуле:
(2)
где
ΔПт – изменение суммы прибыли
за счет изменения размера
РТОф, РТОб – объем розничного товарооборота в отчетном и базисном периодах соответственно, р.;
Rб – рентабельность продаж за базисный период, % /22, с.485/.
Влияние изменения уровня дохода на прибыль определяется следующим образом:
(3)
где Уд.ф, Уд.б – уровень дохода от реализации в текущем и в базисном периодах соответственно, %.
В этом случае следует также определить влияние изменения уровня отчислений из дохода на сумму прибыли от реализации по форму (4)
где Уо0, Уо1 – уровень отчислений из дохода от реализации товаров текущего и базисного периодов соответственно, %.
Расчет влияния изменения
Результаты
факторного анализа помогают выявить
резервы роста прибыли. Резервы
роста прибыли — это
Для успешного развития любой организации необходимо изучать соотношение объема реализации товаров, продукции с расходами на реализацию и прибылью. Это соотношение анализируется для исследования комплекса причинно-следственных взаимосвязей важнейших показателей конечных результатов деятельности предприятия, научного обоснования управленческих решений.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что в современных
Численность обсуживаемого
Обратимся
к анализу социально-
Из таблицы 2.1.1 видно, что розничный товарооборот филиала “Минский” Минского райпо в действующих ценах в 2009 г. по сравнению с 2008г. вырос на 28,71 % (9210 млн р.). В сопоставимых ценах этот показатель в 2009 по сравнению с 2008 г. увеличился на 13,94 % (4472 млн р.). Это является положительным моментом в деятельности организации, т.к. товарооборот увеличился не только за счет цен, но и за счет физического объема.
Также произошло увеличение удельного веса розничного товарооборота филиала в общем товарообороте района деятельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,49 %, а в .
Кроме того, охват розничным товарооборотом денежных доходов населения в 2009 г. составил 8,5 %, что выше, чем в 2008 г. на 0,1%. Следует отметить, что розничный товарооборот на одного человека в сопоставимых ценах в 2009 г. и 2008 г. увеличился на 0,07 млн р.