Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы государственного
бюджета на примере Республики Казахстан;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1:СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Мировая финансовая система и международные отношения…………….3
1.2 Структура мировой финансовой системы…………………………………..5
1.3 Основные элементы мировой финансовой системы (МФС), их
характеристика………………………………………………….…………....8
ГЛАВА 2: ТЕНДЕЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РК
2.1. Законодательные основы развития финансовой системы РК……………10
2.2. Состояние и проблемы финансовой системы РК…………………………14
2.3. Пути совершенствования финансовой системы РК………………………20
Заключение……………………………………………………..……………….21
Список литературы…………………………………………………….………25

Работа содержит 1 файл

Акерке курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

   Первой международной денежно-валютной системой стала созданная летом 1944 г. Бреттонвудская система, получившая название от места проведения международной конференции. В ее основе лежала идея приспособления валют отдельных стран к национальным валютным системам ведущих в то время государств - США и Великобритании. Унификация последних должна была составить остов создаваемого валютного союза. Согласно договору, основными инструментами международных расчетов становилось золото и так называемые резервные валюты, статус которых получили американский доллар и английский фунт стерлингов. Любая страна, подписавшая договор, имела право свободно через свои центральные эмиссионные банки обменивать имеющиеся у них резервные валюты по официальной цене на золото и наоборот. В качестве официальной мировой цены золота была принята национальная цена золота в долларах: 1 тройная унция золота (31,105 гр.) была приравнена к покупательной способности 35 долларов. На эту ценовую пропорцию стали ориентироваться всe мировое ценообразование и международная торговля. Статус резервной валюты получил и фунт стерлингов. Однако в силу целого ряда экономических причин он выполнял свою функцию частично. Фунт использовался в качестве резервной валюты преимущественно колониями и доминионами Британской империи. Незначительный золотой запас Англии не позволял выразить золотую цену фунта стерлингов. Его паритет был выражен опосредовано через фиксированный валютный курс к доллару на основе паритета покупательной силы.  Первоначально 1 фунт стерлингов приравнивался к 4 долларам. В 1948 г он был девальвирован до 2.8, а в 1967 г. - до 2.4 доллара. Все участники договора обязаны были выразить свои паритеты, установив фиксированный валютный курс к доллару или непосредственно, либо опосредовано через фунт стерлингов. Рыночный курс валюты мог отклоняться от золотого паритета на +1%. Центральные банки должны были поддерживать свой курс при помощи валютных интервенций, т. е. продажи или выкупа своей национальной валюты на доллары, если складывалось неблагоприятное соотношение спроса и предложения. Условия Бреттонвудского валютного соглашения допускали изменение курса валюты посредством девальвации и ревальвации.  

Помимо уже названных элементов  мировой финансовой системы, таких  как мировой финансовый рынок, мировой  валютный рынок, мировые финансовые институты и национальные и транснациональные  банки, существует еще целый ряд  участников международной финансовой системы.

В последнее время  динамично развивается мировой рынок финансовых услуг, который включает рынок банковских, страховых, инвестиционных и консультационных услуг. Товаром на этих рынках являются финансовые услуги. Основными тенденциями развития этого рынка является усиление влияния информационных технологий на процесс предоставления финансовых услуг и появление финансовых институтов, способных предоставлять весь спектр финансовых услуг - универсальных банков.

В процессах динамичного  развития глобализации, растущей открытости и взаимозависимости национальных экономик, формирования нового типа международных  финансовых отношений возрастет  значение транснациональных корпораций. Они выступают и как ключевые компоненты мировой экономики, и как ее движущие силы.

Развитие транснациональных  компаний (ТНК) стало одной из основных причин активизации процессов интеграции банков в МФС. Крупные национальные банки стали осуществлять вслед за своими клиентами международную деятельность в целях обслуживания финансовых потребностей своих клиентов и, как следствие, становились активными участниками МФС. Аналогично банкам ТНК открывают за рубежом представительства, отделения, филиалы, и дочерние компании.

Небанковские финансовые организации (страховые компании, пенсионные и различные инвестиционные фонды) также являются важными участниками МФС. Они являются серьезными конкурентами для банков, и в последнее время наметилась тенденция к увеличению доли привлеченных средств населения небанковскими финансовыми структурами. В США этот показатель составляет 50 %. Совокупные активы этих организаций составляют 28 трлн. долл. Более 90 % инвестиций небанковских финансовых организаций направляется на фондовые рынки.                                                    Наравне с острой конкуренцией между банками и небанковскими финансовыми организациями проявляется тенденция к их сближению. В современных условиях грани между банками, страховыми и финансовыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами все более теряют четкость. Банки предоставляют услуги по страхованию, лизингу, инвестированию и прочие, внедряются в сферу деятельности специализированных компаний. В свою очередь, небанковские финансовые организации берут на себя такие исконно банковские функции как кредитование клиентов. Сближение функций банков и небанковских финансовых организаций вызвано желанием клиента получить весь спектр финансовых услуг в одном месте. В настоящее время важными участниками МФС становится население. Важнейшей тенденцией современности стало увеличение количества людей, самостоятельно инвестирующих относительно небольшие суммы в акции корпораций. Экономические отношения, возникающие между банком и населением, выражаются в предоставлении банком населению банковских услуг и инвестировании населением в акции банка.

Биржи и внебиржевые  организаторы торговли финансовыми активами являются непременными участниками современной МФС и выполняют функцию организаторов торговли. В целях предоставления клиенту банковских услуг банки вступают в экономические отношения с биржами и внебиржевыми организаторами торговли финансовыми активами, которые заключаются в предоставлении банку услуг по организации торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2: ТЕНДЕЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РК

2.1 Законодательные основы функционирования финансовой системы в РК

 

Важнейшим элементом  хозяйственного механизма современного общества являются финансы. Финансы — система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Финансы — историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин «финансы» происходит от лат. «finansia», что означает доход, платеж. В значении «денежный платеж» он начал использоваться в XII—XV вв. в Италии, ряд городов которой — Флоренция, Венеция, Генуя, были в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.5

В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной  стороны, государственные финансы, с другой — финансы предприятий и корпораций.

Государственные финансы - это особая сфера экономических  отношений, связанная с вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного  общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

Характерными принципами формирования современных финансов являются следующие: 
- денежная форма в отличие от натуральных отношений;

- распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного обмена;

- распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды, например, в отличие от ценового распределения.

Таким образом, финансы по своему происхождению  — денежные отношения. Но не все  отношения относятся к финансовым, они становятся таковыми, лишь, когда  в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т.ч. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.

Роль государственных финансов в современных условиях заключается, прежде всего, в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурно перестройки экономики. 

Финансовая система  состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав ее можно понять, как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы. 6

Государственные финансы выступают  одной из главных сфер финансовой системы и государственный бюджет - одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые  главные доходы и расходы государства. Бюджет своим инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая, социально-экономическую сущность государственного бюджета следует отметить, что она определяется:

  • Способом производства;
  • Наличием формы собственности на средства производства;
  • Функционированием основных экономических законов государства;
  • Характером производственных отношений;
  • Природой, целями и задачами государства.
  • Содержание социально-экономической сущности государственного бюджета проявляется в том, что он одновременно является:
  • Перераспределения НД;
  • Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;
  • Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;
  • Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы государства;

В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые  являются необходимым условием для  реализации государством своих функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная система регламентируется «Законом РК о бюджетной системе»

Закон Республики Казахстан от 04.12.2008 N 96-4 
"О республиканском бюджете на 2009-2011 годы"

Статья 1.

Утвердить республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям соответственно, в том числе на 2009 год в следующих объемах:

1) доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге, в  том числе по:

налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч  тенге;

неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

поступлениям от продажи основного  капитала - 17 957 823 тысяч тенге;

поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

2) затраты - 3 175 298 064 тысяч тенге; 

3) чистое бюджетное кредитование - 46 154 983 тысяч тенге, в том числе: 

бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч тенге;

погашение бюджетных кредитов - 14 022 017 тысяч тенге;

4) сальдо по операциям с финансовыми  активами - 195 242 554 тысяч 

тенге, в том числе:7

приобретение финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге;

поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч тенге;

5) дефицит - -571 364 125 тысяч тенге,  или 3,4 процента к валовому  внутреннему продукту страны;

6) финансирование дефицита бюджета  - 571 364 125 тысяч тенге. 

Статья 2.

Предусмотреть в республиканском бюджете на 2009 год поступления арендных плат за пользование РК комплексом "Байконур" в сумме 14 202 500 тысяч тенге и военными полигонами в сумме 3 061 071 тысячи тенге.

Статья 3.

Утвердить объемы поступлений в  бюджет на 2009 год, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4.

Статья 4.

Установить, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:

по коду "Налог на добычу полезных ископаемых" классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима;

по коду "Социальный налог" классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";

Информация о работе Финансовая система РК