Финансовая отчетность и ее различия в МСФО и РПБУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Основные задачи контрольной работы:

- изучить назначение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам;

- проанализировать отличия в построении бухгалтерского баланса по международным стандартам от российских.

Содержание

Введение 2

Финансовая отчетность и ее различия
в МСФО и РПБУ 4


1.1. Сущность международных стандартов бухгалтерского учета 4

1.2. Понятие, пользователи, цели и основные принципы

формирования финансовой отчетности 5

2. Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности 7
3. Различия между IAS и российской системой учета при построении бухгалтерского баланса 10

Заключение 18

Список использованных источников 20
21

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

   В практической работе бухгалтер должен решать три  вопроса:

   1) когда  произошла хозяйственная операция (проблема признания в учете);

   2) каково  стоимостное выражение хозяйственной операции (проблема оценки);

   3) каким  образом должны быть квалифицированы  хозяйственные операции (проблема  квалификации).

   При их решении бухгалтер должен следовать  стандартам бухгалтерского учета и  использовать основные положения построения системы бухгалтерского учета.

   Таким образом, следует подчеркнуть, что  используя основные положения и  применяя требования к достоверной  финансовой информации в бухгалтерском  учете, профессиональный бухгалтер  обеспечивает реализацию основной цели финансовой отчетности - удовлетворение заинтересованных пользователей полезной информацией.

   2. Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности

   Термин  «баланс» происходит от латинских слов bis - дважды, и lanx - чаша весов, буквально  означает «двучашие» и употребляется как символ равновесия, равенства. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу дополнением к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержатся в балансе; баланс - стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств.1

   Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации установлены  федеральным законом «О бухгалтерском  учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с послед. изм. и доп.) и положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности “Бухгалтерская отчетность организаций ” от 6 июля 1999 г. 4/99 (с последующими изм. и доп.).

   Как известно, формирование отчетности на предприятии  необходимо и для внутреннего управления, и для предприятия внешним пользователям с целью принятия обоснованных выводов и решений.

   Бухгалтерская отчетность организации в целом и бухгалтерский баланс, в частности, являются основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений.

   Бухгалтерский баланс – завершающий этап учетного процесса на предприятии, в учреждении. В нем отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

   Самостоятельный бухгалтерский баланс согласно статье 48 Гражданского кодекса РФ– один из признаков юридического лица. Таким образом, обеспечивае-тся реализация одно из важных принципов бухгалтерского учета - имущественной обособленности хозяйствующего субъекта. Здесь проявляется первая функция баланса – экономико-правовая.

   Бухгалтерский баланс служит основным источником информации об имущественном состоянии организации. Другими словами, из баланса обширный круг заинтересованных пользователей узнает, какой имущественной массой, т.е. собственным капиталом, располагает собственник. Это вторая функция баланса.

   Следующая (третья) функция баланса – информация о степени предпринима-тельского риска. По данным баланса можно судить о том, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения.

   По  бухгалтерскому балансу определяют финансовый результат работы организации  в виде наращивания собственного капитала за отчетный период (четвертая  функция). На основании анализа финансового  результата оценивают способность руководителей сохранять и преумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы.

   Следует подчеркнуть, что в бухгалтерском  балансе финансовый результат отче-тного периода отражается как изменение показателя нераспределенной прибыли за отчетный период. Иными словами, отражается конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом налогов, установленных в соответст-вии с законодательством РФ. Таким образом, в бухгалтерском балансе отражается не бухгалтерская прибыль, определяемая как разница между доходами и расхода-ми, а оставшаяся нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) в виде наращен-ного собственного капитала, которая получила название экономической прибыли.

   В приложениях 11-12 представлены критерии признания выручки и классифи-кация некоторых видов деятельности отчета о прибылях и убытках по МСФО и российским стандартам

   В практической деятельности различают следующие основные виды бухгалтерских балансов по функциональному назначению:

   1) вступительный;

   2) операционный:

   а) промежуточный (месячный, квартальный);

   б) годовой;

   3) соединительный;

   4) разделительный;

   5) санируемый;

   6) ликвидационный;

   7) сводный;

   8) сводно-консолидированный;

   9) отдельный.

   Все виды балансов могут различаться как  номенклатурой статей, так и методами оценки.

   В зависимости  от полноты оценки отдельных статей балансы могут быть разделены  на балансы-нетто и балансы-брутто.

   В качестве учетных регистров организации  широко используют оборотно-сальдовые балансы (ведомости), которые еще называют пробными или проверочными, а также шахматные балансы.

   Если  бухгалтерский баланс построен в соответствии с классификацией хо-зяйственных средств, то он состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу- актив (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, касса и т.д.), а в другой- пассив - по источникам фор-мирования (уставный капитал, ссуды банка, задолженность поставщикам и т.д.).

   Связь структуры бухгалтерского баланса  с классификацией хозяйственных  средств ясно видна из табл.1.

   Таблица 1. - Связь баланса с классификацией хозяйственных средств

   Состав    В каком разделе    Источники    В каком разделе
   хозяйственных    актива  баланса    формирования    пассива баланса
   средств    отражаются    средств    отражаются
   Внеоборотные    I    Собственные    III
   Оборотные    II    Привлеченные:     
             а)долгосрочные    IV
             б)краткосрочные    V

         Различия  структуры бухгалтерского баланса и понятийного аппарата финан-совой отчетности в РПБУ и МСФО наглядно представлены в приложениях 10 и 9.

   Грамотно  построить бухгалтерский баланс – значит:

  • полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии;
  • дать надлежащую группировку хозяйственных явлений;
  • изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение средств организации.

   Типовая форма бухгалтерского баланса утверждена приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н. Большинству организаций не нужно ломать голову над составлением своей собственной формы баланса. Достаточно правильно заполнить уже имеющуюся типовую форму. Организация может разработать свои формы бухгалтерской отчетности на основе типовых форм, которые приведены в Приложении к приказу Минфина РФ № 67н.

   При этом в бухгалтерском балансе необходимо сохранить:

   - коды итоговых строк (300 и 700);

   - коды строк итогов по разделам (190, 290, 490, 590, 690);

   - коды по группам статей бухгалтерского баланса (110, 120, 130 и т. д.).

   Это значит, что коды, указанные в типовой  форме бухгалтерского баланса (форма № 1) менять не стоит. Об этом сказано в пункте 8 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н. В форме баланса, которую разработает организация, необходимо указать коды строк в соответствии с приказом Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2004 № 475/102н.

   Итак, в заголовочной части баланса  необходимо указать следующее данные:

  1. Дата, по состоянию на которую составлен баланс.
  2. Дата утверждения баланса общим собранием участников или акционеров (необходимо только для годового бухгалтерского баланса).
  3. Наименование организации в соответствии с учредительными документами.
  4. ИНН организации.
  5. Вид деятельности по ОКВЭД.
  6. Организационно-правовую форму по ОКОПФ ОК 028-99.
  7. Форму собственности организации по ОКФС ОК 217-99.
  8. Единицу измерения - тыс. или млн. руб. (код по ОКЕИ - 384 или 385).
  9. Полный почтовый адрес организации.
  10. Дата отправки или передачи непосредственному адресату.2 
    В бухгалтерском балансе приводятся данные:

   - в графе 3 - по состоянию на 1 января отчетного года;

   - в графе 4 - по состоянию на 31 декабря отчетного года.

   Данные  на начало отчетного периода (графа 3) должны соответствовать данным на конец отчетного периода (графа 4) бухгалтерского баланса за предыдущий год. Расчеты организации с другими юридическими и физическими лицами приводятся в бухгалтерском балансе в развернутом виде.

   Международными  стандартами признаны все разновидности  балансов, но установлен минимальный  перечень балансовых статей (МСФО 1):

   * основные  средства; * нематериальные активы; * инвестиции; * запасы;

   * дебиторская  задолженность; * денежные средства  и их эквиваленты; * налого-вые требования и обязательства, в том числе отложенные, краткосрочные и долгосрочные обязательства; * капитал и резервы; * доля меньшинства. 

   3. Различия между IAS и российской системой учета при построении бухгалтерского баланса.

   1. Денежные средства

   Определение денежных средств совпадает с IAS в том, что они включают в себя денежные средства в банках для текущих операций на дату составления баланса, денежные средств (в том числе в иностранной валюте) в кассе, не депонированные чеки, денежные переводы в пути, а также денежные эквиваленты.

   Различия  между IAS и российской системой отчетности в отношении денежных средств и денежных эквивалентов включают отнесение к соответствующему отчетному периоду переводов в пути, учета собственных акций, выкупленных у акционеров, заблокированные счета и счета с ограниченным доступом.

   2. Краткосрочные инвестиции

   Согласно  Международным стандартам бухгалтерского учета (IAS) и российской системе учета, краткосрочные инвестиции - это активы, которыми предприятие владеет с  целью извлечения прибыли через  распределение дохода, как, например, процентный доход или дивиденды по инвестициям. Краткосрочные инвестиции также называют временными инвестициями; они могут состоять из ценных бумаг или других инвестиций, предполагаемый срок погашения которых составляет менее одного года.

   В российской системе учета все инвестиции учитываются по стоимости приобретения. Согласно IAS, временные инвестиции учитываются по наименьшему из стоимости приобретения и рыночной стоимости. Рыночная стоимость ценных бумаг, дающих право на участие в акционерном капитале компаний, рассчитывается либо для каждой конкретной инвестиции, либо по совокупному портфелю всех таких ценных бумаг. Кроме того, любые нереализованные прибыли или убытки, возникающие при использовании метода учета по наименьшему из стоимости приобретения и рыночной стоимости (без реализации инвестиций) должны, для целей IAS, быть включены в доходы и расходы учетного периода. Причина, по которой, согласно IAS, все прибыли и убытки по краткосрочным инвестициям отражаются в отчете о прибылях и убытках, заключается в том, что временные инвестиции легко реализуются и переводятся в деньги либо в их эквивалент.

Информация о работе Финансовая отчетность и ее различия в МСФО и РПБУ