Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:35, реферат
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.
Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
1.Введение
2. Сущность и характерные особенности управленческих решений.
3. Классификация управленческих решений.
4. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений.
4.Альтернативные варианты управленческих решений
Заключение
Используемая литература:
г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет.
В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения
принимают менеджеры,
Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения,
авторы которых легко
генерируют самые разнообразные
идеи в неограниченном
Инертные решения
становятся результатом
Рискованные решения
отличаются от импульсивных
Осторожные решения
характеризуются тщательностью
Перечисленные виды
решений принимаются, в
основном, в процессе оперативного
управления персоналом. Для
стратегического и
3.Факторы, определяющие
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
Факторы, определяющие
качество и эффективность
управленческих решений, могут
классифицироваться по
1) законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;
2) четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие
реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
3) объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
4) время разработки
УР – как правило,
5) организационные структуры управления;
6) формы и методы
осуществления управленческой
7) методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
8) субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.
9) состояние управляющей
и управляемой систем (психологический
климат, авторитет руководителя,
профессионально-
10) систему экспертных
оценок уровня качества и
Управленческие решения
должны опираться на объективные
законы и закономерности
4.Альтернативные варианты
Одним из условий повышения качества и эффективности управленческих решений является обеспечение их многовариантности. Исходя из этого, следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели. Например, два металлических листа можно соединить следующими технологическими способами: сваркой, склеиванием, заклепками, болтовыми соединениями и т.п. Задача специалиста заключается в выборе такого способа соединения, который выполнял бы требуемые функции качественно и, одновременно, с минимальными затратами на разработку проблемы, изготовление, эксплуатацию и утилизацию конструкции. Следует при этом учитывать, что разные технологические решения невозможно реализовать с абсолютно одинаковым уровнем качества. Поэтому при сравнении эффективности вариантов решения проблемы следует обязательно приводить их в сопоставимый вид по уровню качества.
Обеспечение сопоставимости вариантов.
Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам:
1) фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);
2) фактор качества объекта;
3) фактор масштаба (объема) производства объекта;
4) уровень освоенности объекта в производстве;
5) метод получения информации для принятия управленческого решения;
6) условия применения (эксплуатации) объекта;
7) фактор инфляции;
8) фактор риска и неопределенности.
Технология обеспечения
Рассмотрим кратко сущность каждого фактора.
Первый, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по фактору времени, осуществляется исходя из посылки, что "сегодняшний рубль дороже завтрашнего". Например, разместив сегодня на депозитном счете 100 условных денежных единиц, через год при процентной ставке 10 процентов годовых мы будем иметь 110 единиц, через два–121, через три года–131 условную денежную единицу. Методика учета фактора времени позволяет сопоставлять размеры прошлых и будущих затрат с текущей стоимостью денежной единицы.
Второй фактор, коэффициент качества рассчитывается как отношение анализируемого показателя качества старого и нового вариантов объекта.
Третий фактор, коэффициент, учитывающий масштабы производства, определяется индивидуально для каждого вида продукции.
Четвертый фактор, уровень освоенности
объекта в производстве, учитывается
только в том случае, когда требуется
определить себестоимость или трудоемкость
первых серийных образцов или партий
продукции до полного ее освоения
в серийном производстве. В условиях
жесткой конкуренции
Пятый фактор, метод получения информации для принятия управленческого решения, заключается в использовании одних и тех же подходов и методов получения информации и выполнения расчетов, так как в противном случае в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности по данному фактору.
Шестой фактор, условия применения (потребления, эксплуатации) объекта для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения включают:
- режим работы потребителя анализируемого объекта;
- тип производства у потребителя (единичный, мелкосерийный, серийный, крупносерийный, массовый);
- особенности выпускаемой с применением данного объекта продукции (габариты, масса, сложность, количество, качество и др.)
- организационно – технический и социальный уровень производства у потребителя (уровень автоматизации производства, прогрессивность технологии, условия труда и отдыха работников и т.д.);
- имидж потребителя и культуру производства у него, географическое расположение.
Седьмой – фактор инфляции учитывает обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги без повышения их качества и возрастания затрат на производство. Механизм действия инфляции проиллюстрируем рис. 5.
Фактор инфляции не следует путать с фактором времени. Последний учитывает "работу" денег, получение прибыли от их вложения в проект независимо от темпов инфляции, которые теоретически могут быть равны нулю.
Восьмой–фактор риска и
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных с ним затратах и результатах.
При оценивании проектов наиболее существенными являются следующие виды неопределенности инвестиционных рисков:
1) риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;
2) внешнеэкономический риск;
3) неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-экономических изменений в стране или регионе;
4) неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметры новой техники и технологии;
5) колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и др.;
6) неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;
7) производственно-
8) неопределенность целей, интересов и поведения участников;
9) неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).
Сопоставимость альтернативных вариантов
по перечисленным факторам обеспечивается,
как правило, при обновлении технических,
организационных или
В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогнозов эффективности систем (процессов).
Существует четыре основных правила
обеспечения сопоставимости альтернативных
вариантов управленческого
1) количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;
2) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;
3) формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения. Выполнение этого правила предполагает: применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента; изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения; обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией; применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения; структуризацию проблемы и построение дерева целей; обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений; обеспечение многовариантности решений; правовая подготовленность лица, принимающего решение; автоматизация процесса сбора и обработки информации, разработки и реализации решений; разработку и функционирование системы ответственности и мотивации разработки и принятия качественного и эффективного управленческого решения; наличие механизма реализации управленческого решения.
4) для сокращения времени, повышения качества управленческого решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технологии информационного обеспечения процесса принятия решения.
Таким образом, оптимальный вариант является следствием оптимального решения, то есть выбранного по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективного из всех альтернативных вариантов решения. В свою очередь, оптимизация решения представляет собой процесс перебора множества факторов, оказывающих воздействие на результат деятельности фирмы, организации.
Заключение
1. Решение - это выбор
альтернативы. Необходимость
принятия решений объясняется
сознательным и целенаправленным
характером человеческой деятельности,
возникает на всех этапах
Информация о работе Факторы эффективности управленческих решений