Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование факторинговых операций в кредитных организациях: организации, оформления и учета факторинговых операций, а так же анализ современного российского рынка факторинга.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть нормативно-правовую базу, регулирующую факторинговые операции;
- дать характеристику функциям, объектам и субъектам факторинговых операций, а так же видам факторинговых операций;
- проанализировать современное состояние рынка факторинговых услуг Российской Федерации;
- исследовать перспективы развития рынка факторинга в России;
- раскрыть организацию, оформление и учет факторинговых операций в кредитных организациях.
Группа продуктов, называемых
финансирование дебиторской задолженности
(receivables financing), объединяет в себе:
* инвойс - дискаунтинг (invoice
discounting)
* факторинг (factoring)
Инвойс - дискаунтинг предполагает дисконтирование
портфеля денежных требований на конфиденциальной
основе.
Факторинг же имеет множество видов и
форм: традиционные виды факторинга с
регрессом и без регресса; факторинг без
регресса без выплаты финансирования
(maturity factoring); нефинансовые услуги, связанные
с управлением дебиторской задолженностью;
факторинг для дебиторов, в т.ч. реверсивный
факторинг, конфирминг (confirming), финансирование
торгового цикла (supply chain financing), а также
множество иных форм .
* Регрессный
факторинг . Фактор приобретает у клиента
право на все суммы, причитающиеся от должника,
однако в случае невозможности взыскания
с должника сумм в полном объеме клиент,
переуступивший такой «недоброкачественный»
долг, обязан возместить фактору недостающие
денежные средства. Если же с должника
получен излишек по сравнению с причитающейся
фактору суммой, то излишек возвращается
клиенту.
* Безрегрессный
факторинг — фактор приобретает у клиента
право на все суммы, причитающиеся от должника.
При невозможности взыскания с должника
сумм в полном объеме финансовый агент
потерпит убытки (правда в рамках выплаченного
финансирования клиенту). По сути, это
означает полный переход права собственности
на право требования клиента к должнику.
В зависимости от страны нахождения участников
факторинговой сделки факторинг делится
на:
* факторинг внутренний
* факторинг международный
Факторинг называется внутренним (domestic
factoring), если стороны по договору купли-продажи
находятся в пределах одной страны. В операциях
внутреннего факторинга обычно участвуют
три стороны: Поставщик, Покупатель и Фактор.
Если же Поставщик и Покупатель являются резидентами разных государств, то речь идет о международном факторинге (international factoring).
Факторинг бывает открытым
(с уведомлением дебитора об уступке)
и закрытым (без уведомления). Также
он бывает реальным (денежное требование
существует на момент подписания договора)
и консесуальным (денежное требование
возникнет в будущем).
В Западной Европе наиболее
часто встречается косвенный
факторинг, при котором фактор-экспортер
после покупки дебиторской задолженности
у клиента переуступает ее фактору, находящемуся
в стране покупателя (импорт-фактору).
Классическая система косвенного факторинга
включает в себя следующие этапы :
1. Экспортер заключает договор факторинга
с экспорт-фактором.
2. Экспорт-фактор уведомляет импорт-фактора
о поставке товара и заключение договора
факторинга.
3. Экспортер заключает договор купли-продажи
товара с импортером.
4. Поставка товара, одновременное образование
дебиторской задолженности.
5. Предоставление отгрузочных документов
экспорт-фактору для получения финансирования
и дополнительных услуг.
6. Финансирование в объемах, предусмотренных
договором.
7. Импорт-фактор производит оценку кредитоспособности
иностранного дебитора.
8. Оплата за поставленный товар.
9. Если сроки платежа не соблюдаются, импорт
фактор направляет уведомление импортеру.
Если претензия остается непогашенным
после двух-трех напоминаний, фактор по
импорту предъявляет претензию в суд.
Таким образом, в мировой практике существуют
несколько подходов к классификации факторинга.
1.3 Сроки факторинга
и другие взаимные
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Правовой основой
Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, то до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платежеспособности, проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платежеспособность и т.д. Для этого фактор-фирма использует информацию в печати, данные своих агентов, материалы изучения платежей и кредитоспособности банковских клиентов, их бухгалтерская отчетность и другая информация. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями. Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее чем на один год.
Права финансового агента
на суммы, полученные от должника:
1. Если по условиям договора финансирования
под уступку денежного требования финансирование
клиента осуществляется путем покупки
у него этого требования финансовым агентом,
последний приобретает право на все суммы,
которые он получит от должника во исполнение
требования, а клиент не несет ответственности
перед финансовым агентом за то, что полученные
им суммы оказались меньше цены, за которую
агент приобрел требование.
2. Если уступка денежного требования финансовому
агенту осуществлена в целях обеспечения
исполнения ему обязательства клиента
и договором финансирования под уступку
требования не предусмотрено иное, финансовый
агент обязан представить отчет клиенту
и передать ему сумму, превышающую сумму
долга клиента, обеспеченную уступкой
требования. Если денежные средства, полученные
финансовым агентом от должника, оказались
меньше суммы долга клиента финансовому
агенту, обеспеченной уступкой требования,
клиент остается ответственным перед
финансовым агентом за остаток долга.
Ответственность клиента перед финансовым агентом :
· Если договором финансирования под уступку денежного требования не предусмотрено иное, клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки.
· Денежное требование, являющееся
предметом уступки, признается действительным,
если клиент обладает правом на передачу
денежного требования и в момент уступки
этого требования ему не известны обстоятельства,
вследствие которых должник вправе его
не исполнять.
· Клиент не отвечает за неисполнение
или ненадлежащее исполнение должником
требования, являющегося предметом уступки,
в случае предъявления его финансовым
агентом к исполнению, если иное не предусмотрено
договором между клиентом и финансовым
агентом.
Таким образом, сущность факторинговых
операций заключается в том, что поставщик
должен или может уступать финансовому
агенту денежные требования, вытекающие
из контрактов купли-продажи товаров,
заключаемых между поставщиком и его покупателями
(должниками).
1.4 Зарубежный опыт проведения факторинговых операций
В мировом обороте факторинга, который в 2009 году составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны. Как ни странно, в 2009 году следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %. Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. Тут насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться. Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2009 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового.
Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды. Из неевропейских стран довольно большим оборотом факторингового рынка могут похвастаться США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.
Что касается международного факторинга, который обслуживает внешнеэкономические сделки резидентов, в Великобритании он составляет всего-навсего 2% общего оборота. Лидируют в этом направлении Германия и Тайвань. Вполне понятно, что чем меньше стоимость экспортного факторинга, тем большим будет спрос на него. В Германии – стране с самым большим оборотом международного факторинга – экспортер платит компании-фактору не более 0,6% от суммы экспортного контракта. Для сравнения, в России цена такой услуги может доходить до 1,5%, а в Украине с её более дорогими ресурсами – до 3,5%.
Например, США, где функционирует наибольшее количество факторинговых компаний, приблизительно в 2,5 раза уступают по объему рынка Великобритании. А Бразилия, Турция и Швеция, где также зарегистрировано большое количество факторов, и вовсе далеки от ведущих стран мира – их совокупный оборот за 2009 год колеблется около 20 000 млн. евро.
По темпам развития рынка следует сказать, что его рост за 2009 год составил 11,8%. Очень высокие темпы роста у австралийского рынка, периодически наблюдается подъем на рынке Африки. В отдельные годы рынок факторинга тут увеличивался на 35-39 %. Европейские страны тоже «держат марку». Хоть рынок растет в среднем на 11,8 % (по данным 2004-2009 гг.), но тенденция роста тут стабильна, а это говорит о том, что факторинговые услуги в Европе востребованы.
Деление факторинговых услуг в разных странах проводится по различным критериям, а один и тот же вид факторинга может носить разное название в Великобритании, Италии и США.
В международной практике
факторинг может
В то же время, стоимость полного факторинга значительно выше, а потому во многих странах он остается на вторых ролях. Если, например, в Великобритании минимальная комиссия фактора по инвойс дискаунтингу составляет 0,35-1% от суммы сделки, то по классическому факторингу она равняется 0,75-2,5%. Во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах ставки несколько ниже, чем в Великобритании, но соотношение по ценам на различные виды факторинга остается приблизительно одинаковым. Инвойс дискаунтинг обычно обходится компаниям дешевле не только потому, что предполагает меньший спектр услуг. Этим видом финансирования пользуются преимущественно компании с большим торговым оборотом, что дает им возможность договориться с компанией-фактором о более низкой оплате ее услуг.
Также на Западе популярна услуга реверсивного факторинга, при котором один фактор работает со всеми дебиторами определенного поставщика. В отличие от России и Украины, Европа уже начинает использовать предпоставочное финансирование. В этом случае оплата товара осуществляется фактором в момент получения заказа, когда дебиторская задолженность, по сути, еще не возникла, так как продукция еще не была отгружена. Согласно конвенции УНИДРУА, может использоваться факторинг и без непосредственно финансирования дебиторской задолженности. При этом услуги фактора могут включать оценку платежеспособности покупателя, инкассацию долга, ведение его учета.
Развитие рынка факторинга весьма противоречиво. Этот способ финансирования начал активно распространяться не так давно, и на современном этапе еще сталкивается с проблемами неосведомленности потенциальных клиентов и недоверием субъектов товарного рынка. В одних странах факторинг прижился, в других – порой, не менее развитых в экономическом смысле, – не смог завоевать должной популярности. Одно, несомненно, развитие факторинга во многом определяется тем, как его видят и используют наиболее успешные банки и факторинговые компании. Лидеры рынка формируют модель, а молодые компании пытаются использовать наработанные до них схемы. Более развитые страны дают толчок, а развивающиеся – следуют примеру своих более успешных соседей.
Крупные факторинговые компании
стремятся к узкой
В Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли. В Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции – пищевая промышленность, в Австрии – электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли.
Таким образом, тенденции развития факторинга в развитых и развивающихся странах несколько различаются. В развивающихся странах лишь начинают использовать инвойс-дискаунтинг. А наиболее успешные факторы в развитых странах уже пытаются диверсифицировать свой продукт, вводить принципиально новые услуги – реверсивный факторинг, финансирование под товары, оборудование и другие активы. Они расширяют сеть зарубежных филиалов и дочерних компаний, развивают свою деятельность посредством Интернет. Все большую роль тут начинает играть риск-менеджмент и администрирование дебиторской задолженности, а не только ее финансирование.