Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

«Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…», – такое определение предпринимательской деятельности дает Гражданский кодекс РФ. В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке. И история этого термина с самого начала была связана с категорией риска. Классик экономической мысли А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Такая трактовка предпринимательства, сопряженная с понятием риска, прочно укоренилась в экономической науке.

Содержание

Введение
1. Управление дебиторской задолженностью: основные понятия, причины возникновения
1.1 Управление дебиторской задолженностью: понятие, цель, принципы и основные показатели
1.2 Причины возникновения дебиторской задолженности
1.3 Классификация дебиторской задолженности
2. Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.1 Способы управления дебиторской задолженностью
2.2 Этапы и методы управления дебиторской задолженностью
2.3 Практика управления дебиторской задолженностью на российских предприятиях и фирмах
3. Заключение…………………………………………………………………….29
4. Список литературы………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

факторинг.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Только в случае отсутствия такой возможности целесообразно переходить к рассмотрению иных способов расчетов - проведение зачетных схем, цессия, принятие в оплату дисконтных векселей, бартерные сделки. Данные способы расчетов являются менее предпочтительными, так как не гарантируют оплату в полном объеме.

Зачет встречных требований может осуществляться при наличии обязательств по расчетам у двух и более сторон, когда они в результате исполнения разных по содержанию договоров по отношению друг к другу одновременно являются и дебитором, и кредитором.

Также эффективным и довольно распространенным способом расчетов являются договора цессии. Согласно этому договору право требовать возврата долга и другие права и обязанности первоначального кредитора переходят к другой организации за соответствующую плату, причем согласия должника не требуется. Недостатком данного способа расчетов является то, что нередко право требования уступается с дисконтом и предприятие не получает полную сумму долга. Также одним из способов ликвидации дебиторской задолженности является принятие в оплату дисконтных векселей, что ведет к потерям, однако позволяет уменьшить дебиторскую задолженность.

В том случае, если не один из вышеперечисленных методов взыскания дебиторской задолженности не принес результатов, необходимо предпринимать не самые выгодные, но необходимые меры – обмен долга на акции, подписание соглашения об отступном, новация, оформление векселя (должник-эмитент), обращение в Арбитражный суд.

При невозможности взыскания дебиторской задолженности и истечении срока исковой давности, задолженность должна быть передана на рассмотрение комиссии по списанию дебиторской и кредиторской задолженности для проведения анализа на предмет списания в соответствии с действующим законодательством.

По результатам исследований можно сделать следующий вывод: представленная модель управления дебиторской задолженностью предприятия охватывает все этапы процесса управления и отвечает условиям, предъявляемым к данному процессу. В данной модели выделяется этап выбора экономического решения и подходы к анализу дебиторской задолженности.

2.3 Практика управления дебиторской задолженностью на российских предприятиях и фирмах

По оценкам исследователей отечественного рынка финансового аутсорсинга сегодня менее 20% компаний заказывают у внешних организаций комплексное управление дебиторской задолженностью. Клиентами факторинговых компаний, как правило, являются поставщики розничных сетей (с количеством постоянных покупателей – 10 и более; с такими условиями поставок, как отсрочка платежа от 20 до 90 дней, безналичный расчет, переход права собственности в момент отгрузки). Объем уступаемой предприятием дебиторской задолженности составляет от 3 до 30 млн. руб. в месяц. Факторинг наиболее распространен в таких отраслях экономики, как производство и дистрибуция продуктов питания, товаров народного потребления, фармацевтической, алкогольной, полиграфической, упаковочной, косметической и парфюмерной продукции. Обычно к факторинговым компаниям обращаются по трем вопросам: нехватка денежных средств, построение продаж в кредит и страхование рисков.

Большинство российских предпринимателей предпочитают самостоятельное решение этого вопроса. Непопулярность финансового аутсорсинга можно объяснить несколькими причинами, в частности, недостаточной институциональной развитостью отрасли. Становление отрасли началось вслед за расширением потребления в стране, развитием кредитования (в первую очередь, товарного и потребительского). Кроме того, значительно тормозит развитие факторинга нежелание российских компаний раскрывать конфиденциальную информацию о сделках с дебиторами. Ведь при факторинговом обслуживании заказчик передает фактору все документы, отражающие его договорные отношения с контрагентами, и документы по всем конкретным операциям. Присутствие «третьей стороны» не приветствуется в российском бизнесе также в силу широкого распространения практики неофициальных платежей .

Значительно чаще отечественные компании заказывают не комплексное (факторинговое) обслуживание, а отдельные услуги по управлению дебиторской задолженностью: юридические, страховые, кредитные, коллекторские. Популярность отдельных услуг объясняется их большей доступностью и необходимостью для малого и среднего бизнеса по сравнению с факторингом. Последний коммерчески оправдан и необходим для крупных игроков, работающих с обширной клиентской базой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совсем недавно менеджеры использовали любые средства в борьбе за увеличение объема продаж. В кризис приходится больше заботиться о безопасности предприятия, его платежеспособности, поддержании текущей ликвидности.

В такой ситуации сбор дебиторской задолженности, с которой уже уплачены НДС и налог на прибыль, становится приоритетной задачей. Бухгалтерам, финансовым и руководящим работникам предприятия необходимо научиться управлять долгами дебиторов, чтобы не утратить полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.

Дебиторская задолженность - это всегда проблема для фирмы. Но в реалиях дня сегодняшнего нередки случаи, когда оплачивать счета не могут (или не хотят) даже старые и надежные партнеры.

Для того чтобы минимизировать риски, связанные с дебиторской задолженностью, фирме необходимо постоянно держать ее под контролем. Но превентивные меры (оценка контрагентов, работа с авансами, страхование задолженности и др.) далеко не всегда позволяют уберечься от "повиснувшей" дебиторки.

Секрет эффективности здесь кроется в комплексном подходе. Так, своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию. Воздействие на дебитора может быть жестким или мягким: можно сразу подать в суд, а можно и поддержать контрагента, предложив ему более доступные методы погашения обязательств, например бартер или отсрочку платежа.

Работа с дебиторской задолженностью требует планирования и четко выстроенного процесса управления риском неплатежей. Нужно обязательно рассмотреть меры поощрения, мотивирования сотрудников на достижение минимальных установленных показателей задолженности.

Список литературы:

 

1. О.В. и др. Экономика предприятия. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 536 с.

2. Бабук И.М. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ Минфина, 2008. – 327 с.

3. Бариленко В.И. и др. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Омега-Л, 2009. – 414 с.

4.       Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: КноРус, 2008. – 280 с.

5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: ДИС, 2008. – 368 с.

6. Ерохина Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения). – М.: КноРус, 2009. – 304 с.

7. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Омега-Л, 2009. – 264 с.

8. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. – М.: инфра-М, 2009. – 133 с.

9. Ефимова О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа //Бухгалтерский учет.  - 2007. - № 2. – с. 32-34

10.   Ильин А.И. Планирование на предприятии  – Мн.: Новое знание, 2008. – 237 с.

11.   Кальницкая И.В. Моделирование финансового состояния и его роль в управлении предприятием //Экономический анализ. Теория и практика. – 2008. - № 21. – с.14

12.   Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности /Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Велби, 2008. – 360 с.

13.   Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: КноРус, 2008. – 552 с.

14.   Мяснянкина О.В., Преображенский Б.Г. Экономика предприятия. – М.: КноРус, 2008. – 192 с.

15.   Нехорошева Л.Н. и др. Экономика предприятия. – Мн: БГЭУ, 2008. – 267 с.

 

27

 



Информация о работе Факторинг